Репортаж (собственного корреспондента)

о заседании Пушкинского клуба в городе Ужгороде при закарпатском областном обществе русской культуры «Русь»

(Закарпатье, Украина)

 

31.10.07 в городе Ужгороде (Закарпатье, Украина) состоялась встреча членов Пушкинского клуба при закарпатском областном обществе русской культуры «Русь» и приглашённых любителей русской культуры – истории и поэзии с профессором кафедры истории Украины, доктором исторических наук Федакой Сергеем Дмитриевичем. Профессор сделал сообщение «Из истории Киевской Руси».

Каждого, считаю, из 38 присутствующих в конференц-зале Дома национальных меньшин, где проходила клубная встреча, не оставила равнодушным давняя история Восточных славян, проживающих, в частности, на территории нынешнего Закарпатья.

В изложении лектора перемежались названия, территории, эпохи, царствования, династии, мягкие и деспотичные режимы правления славян, заимствования культур, языков, навыков Востока и Запада, Севера и Юга ареала расселения славян. Сливались и изменялись племена. Менялись их названия.

Присутствующих заинтересовала история веры, история христианства, первые христиане Киевской Руси, влияние татаро-монгольской орды на культуру славян. Вряд ли каждый из присутствующих запомнил всё, прозвучавшее в этом, наполовину научном, наполовину публицистическом сообщении учёного.

Профессор компетентно, содержательно, доходчиво и интересно рассказал об истории Украины в связи с заданными вопросами.

История Киевской Руси начиналась далеко не с Днепра, а с Волги.

Автору репортажа запомнилась реплика профессора, что нашествие Батыя не сумело необратимо подорвать мощь государства, хоть и не могло не оставить свой след в его развитии и культуре.

Ответ профессора на вопрос слушателей о первых христианах удивил многих. Оказывается, первым христианином, вопреки мнению присутствующих, в Киевской Руси была не кн. Ольга. Княгиня была лишь первой крещёной и сторонницей крещения Руси. Первыми крестились дружинники ещё при князе Аскольде. Имеются исторические и литературные памятники на территории Украины, подтверждающие, что первые христиане оставили следы своей истории от 880 г.г. Наличие храмов, церквей и иных символов христианской веры на территории Восточной Европы, по мнению исследователя, отмечали в своих литературных творениях арабы того времени.

Разумеется, попытки реставрации язычества на Руси не прекращались и после крещения. Не было согласия относительно крещения Киевской Руси даже среди князей. К примеру, сын кн. Ольги Святослав был против христианства. Зато её внук Владимир Святославович, как бы сейчас сказали, «за заслуги в пропаганде и насаждении христианства», причислен церковью к святым. Ведь крестили и огнём, и мечом. Выжигали языческие святыни и принуждали к крещению. К слову сказать, само крещение Руси растянулось с известной всем общепринятой даты на 60 лет.

Интересно и то, что на территории Закарпатья известны и неславянские христиане – авары. На их могильных камнях ещё до общеизвестной даты крещения христиан уже было изображение креста.

Присутствующих не оставило равнодушным вопрос с места и ответ профессора-историка о происхождении слов - русский, русин. С.Д.Федака подчеркнул, что единства мнений в научном мире о происхождении названия нации нет. Существует не менее 20 точек зрения по этому вопросу.

С одной стороны, Русь – былое наиболее мощное племя из Азово-Донецкого региона (Северного Приазовья) в Полянском крае, имя которого перешло на всё государство. Потому, возможно, и название национальности произошло - русские.

Другое объяснение - от имени племени Роксоланов, – иранского племени из Азовья. С тех времён в русском языке сохранились слова (иранск. – хата).

Третья версия происхождение объясняет от слов росс, рокс, русь, что означает светлый. Причём, слово связано не с внешностью, как считают многие неспециалисты, а с помыслами. Т.е.- возвышенный.

Автора репортажа, инженера, специалиста по информации, интересовала информационно достоверная научная база, по которой можно узнать историю Украины без оглядки на мнение канцелярии очередного президента страны или руководителя академии наук.

Историк подтвердил, что вся история не отделима от политики. Согласился, что всегда были и будут «исследователи на злобу дня». Однако, всегда были и исследователи, которые не краснели за свои научные труды-исследования при смене политической власти.

Подчеркнув, что кроме трудов историка Михаила Сергеевича Грушевского трудно назвать многотомные, общепризнанные труды истории Украины, которые бы были сравнимы по научной значимости с исследованиями российских авторов истории России арамзина, Соловьёва, Ключевского. Однако, по сей день не потеряла актуальность, значимость 10-ти томная «История Украинской ССР», изданная в 70-80-х г.г. и современное издание в начале 21 века «Україна скрізь віки» в 15-ти томах.

Сильной в настоящий момент времени и в данной аудитори особенностью выступления учёного, считаю, было то, что ни потенциальные русофобы, ни русофилы не были в обиде на докладчика. Тезисы профессора и факты из изложенного докладчиком не вызывали антипатии зала. Напротив, ВСЕ дружно аплодировали интересной лекции и его ответам на вопросы слушателей.

Председатель Пушкинского клуба, доцент, постоянный ведущий заседаний клуба, председатель клубной встречи Дуденкова Анна Ивановна тоже задала свои сокровеные вопросы историку. Её интересовала история находки литературного памятника «Слово о полку Игореве».

Как выяснилось в ходе ответа профессора истории, именно Мусин-Пушкин, родственник А.С.Пушкина (дальний родич поэту по боковой линии родства) нашёл её в Спасском монастыре. Кстати, историк защитил свою первую – кандидаткую диссертацию, именно по значимости этой находки, а докторскую – по аналиіззу её содержания.

К слову сказать, профессор указал, что, поэт Александр Пушкин хоть и родственник названого выше представителя рода Пушкиных. Свою прямую линию происхождения поэт указывает в своих стихах от Рача Ратибора (из Трансильвании – Юга Румынии, соседа Закарпатья где проживали Восточные славяне).

И ещё один вопрос слушателя лекции, ответ историка на который заинтересовал всех присутствутствующих: - «Какое отшение название национальности «русин» имеет к национальности «руский»».

Оказалось, что в шутке Чрезвычайного Посла РФ в Украине В.Ф.Черномырдина, что все русские и украинцы вышли из русин, в его недавней встрече с русской общественностью Закарпатья в Ужгороде, - мало шутки, но много научного. Оказыва6ется, жители Киевской Руси называли себя русинами или русичами. Так они и попали в исторические летописи того времени и, как бы сейчас выразились, в «докладные и аналитические записки» послов Запада и Востока.

Вторая часть клубной встречи, которую не поворачивается язык назвать заседанием, была посвящена творчеству Сергеz Есенинf. Тема посвящена октябрьскому рожению поэта. Киричек Анатолий Дмитриевич около часа удерживал внимание слушателей выразительным чтением по памяти стихов поэта. В качестве реплики к своему выступлению, сообщил, что выучил стихи поэта в свободные часы своей жизни в разных уголках СССР. Каждое стихотворение завершали дружные «единоглассные» аплодисменты зала.

Казалось, что память самодеятельного исполнителя безгранична и выступлениям (наповмню, - по памяти, без малейшей натуги и без запинок, на почти профессиональном дикторском уровне) не будет завершения. Лишь протесты женской части зала заставили членов клуба и выступающего «передать слово» для дальнейшей декламации есенинских стихов профессиональной артистке, ныне пенсионерке, Алле Антонове Белинской.

И вновь - стихи, но совершенно другой подборки. Если первый чтец-декламатор упор делал на озорные, хулиганские, соціально значиме и описательные стихотворения великого русского поэта, то в «женском» исполнении преобладали чувства. Запомнились общеизвестные строки поэта, посвященные собаке: - «Дай, друг, на счастье лапу мне...».

Слушателями большей частью были пенсионеры, потому начавшийся третий час почти самодеятельного концерта отличных стихов утомил многих, некоторые пенстонеры уже устали. Председатель клуба поблагодарил выступавших.

Однако, чтецы-декламаторы, в борьбе за внимание зрителей, в азарте, несколько раз читали «в последний раз» «лучшее стихотворение поэта» на свой взгляд.

В паузе «завершения» заседания клуба к председателю подошёл ужгородец и подарил книгу своих стихов обществу русской культуры с закладкой. И ещё попросил прочитать вслух его стихотворение «Песня о Сергее Есенине» из книги. Сославшись на то, что сам читать с выражением не умеет, попросил прочитать стихотворение любого члена президиума клуба.

Член президиума клуба и заместитель председателя закарпатского общества русской культуры «Русь» В.Н.Салтыков представил собравшимся автора самодеятельных стихов, упомянул его краткую биографию и показал добротно изданные стихи руского автора, пензяка, россиянина по происхождению. Затем стихи «молодого» поэта, пенсионера и одновременно геодезиста - Шаркова Геннадия Михайловича, «рискнул» прочитать «без очков» с «нехудожественным инженерным» выражением.

Слушатели наградили «молодого поэта» аплодисментами от души. А поэт расцвёл и распрямил плечи на своём стуле в скромном месте зала.

Встреча была организована с участием председателя закарпатского областного общества русской культуры» Русь» Дурнева Александра Ивановича.

Клубная встреча завершилась просьбой новых посетителей Пушкинских встреч включить их в члены областного общества русской культуры «Русь». Среди новых членов обществафилософ, автор собственной теории политического устройства государства и общества – Ю.П.Машихин.

 

Репортаж заместителя председателя закарпатского областного общества русской культуры «Русь» Владимира Салтыкова.

 

 

 





Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz