Доклад 14.04.09 на преподавательско-студенческой конференции в Закарпатском филиале Киевского славистического университета, посвящённой 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

 

            На 13-ти заседаниях «Чтений», которые состоялись в Русском литературном клубе, действующем при Закарпатском областном обществе русской культурі “Русь” в период  с января 2008 по март 2009 гг. было заслушано более 25 докладов.  Перед публикой выступали как специалисты-литературоведы, так и люди далёкие от филологии –  краеведы, медик, биолог, музыковед, искусствовед, историк, библиограф,  журналист… Творчество Н.В.Гоголя исследовали  и убелённые сединами  мэтры, и студенческая молодёжь.

 Прекрасный доклад сделала студентка УжНУ Н.А.Малёваная, которая проанализировала влияние произведений Н.В.Гоголя, и, в первую очередь его повести  «Тараса Бульбы»  на  творчество западных и южных славян – чехов Гавличка-Боровского, Неруду, Галека, Ирасека, словаков - Калинчака, Кукучина, Есенского, болгар Вазова, Константинова, сербов Нушича, Глишича,  О роли Гоголя в творчестве русинских писателей, и, особенно, на Ивана Сильвая - говорилось в докладе засл. учителя Украины М.И.Алмашия. Доктор филологических наук Н.П.Бедзир проследила тесную связь между двумя титанами литературы - Н.Гоголем и М.Булгаковым. Свою сокровенную связь с гоголевским гением Булгаков чувствовал всегда: и когда говорил о себе как о «писателе мистическом», и когда избирал путь мастера, парадоксально сочетающего сатиру и христианскую философию. Даже после смерти эти два писателя как бы объединились: надгробный камень М.Булгакова первоначально покрывал могилу Н.Гоголя…

На вечный спор о том, является ли Гоголь украинским или русским писателем, даёт ответ материал зав. кафедрой русской литературы УжНУ доц. И.М.Сенько. Он сделал это, основываясь на высказываниях самого Гоголя. В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь русский язык называет «своим»; на русском Гоголь не только писал свои сочинения, но и  переписывался с родителями. Белинский назвал юмор «рудого Панька»  «чисто русским», Гоголя считает «русским национальным поэтом»;  К.Аксаков увидел в нём «русского Гомера» и т.д. А польский  священник и поэт Иероним Кайсевич в своём дневнике писал: «Познакомились с Гоголем, малороссом, даровитым великорусским писателем» Сам Гоголь писал  С.Т.Аксакову из Рима: «Теперь я Ваш; Москва моя родина». Что, конечно, не мешало ему глубоко любить Украину её народ…

Однако надо понимать, что во времена Гоголя, а тем более во времена его героя Тараса Бульбы, понимание Украины было иным, чем нынче. Об этом говорилось в докладе доц. А.Е.Лугового.  Вот читаем в «Страшной мести» такие строки: «Далеко (тут и далее выделено нами А.Л.) от Украинского края, проехавши Польшу, минуя многолюдный Лемберг (Львов – А.Л.) идут рядами высоковерхие горы (Карпаты - А.Л.)… Там и вера не та, и речь не та». А в повести «Тарас Бульба» запорожцы осаждают вражеский город Дубно, что сегодня находится в  Ровенской области, на западе Украины. Увозя оттуда раненого Тараса, казак Товкач говорит: «Хоть неживого, а довезу тебя до Украйны» То есть территории Галиции, и тем более Закарпатья,  Гоголем  и его героями не воспринимались как украинские,  уже хотя бы потому, что там была «вера не та» (униатская, а не православная А.Л.). Значение Православия в жизни украинского народа, и запорожцев в том числе, сквозит во всех гоголевских произведениях украинского цикла . Так офанасий говорит, что всякого, кто спознается с Басаврюком «станет считать за католика, врага христианской церкви и всего человеческого рода» («Вечер накануне Ивана Купала»). Подобные высказывания звучат из уст разных персонажей в «Пропавшей грамоте», «Страшной мести», «Тарасе Бульбе» и т.д. Вспомним хотя бы то, почему запорожцы, вместо запланированного военного похода против крымских татар ушли воевать на запад, в Галицию: им принесли весть о том, что там  католики насильно принуждают православных переходить в униатскую веру… Общность веры у коренных украинцев и русских и определяли мышление Гоголя, который не видел между ними существенной разницы.  Ведь что восклицали гоголевские герои-казаки в пылу битвы? «Пусть же пропадут все враги, и ликует вечные веки Русская земля!» (Степан Гуска); «Пусть же славится до конца века Русская земля!» (Бовдюг); «Пусть же цветёт вечно Русская земля!» (Балабан). Нынешние переводчики «Тараса Бульбы» на украинский язык эти гоголевские фразы искажают, что, бесспорно, неэтично по отношению к памяти великого писателя, и  ведёт к обману нынешней молодёжи, которая получает превратное представление о творчестве Гоголя.

Доц. А.П.Литвинов  проанализировал деятельность Н.В.Гоголя  как историка.  Писатель хорошо знал и интересовался  исторической научной литературой  - читал «Историю руссов» Канисского, «Историю о казаках запорожских»  Мышецкого, «Описание Украины от пределов Московии до границ Трансильвании»  Боплана, изучает литовско-русские летописи и т.д. Гоголь начал  писать исторический роман «Гетьман», главным героем которого был историческое лицо  - нежинский полковник Степан Остраница. Но этот роман остался неоконченным, хотя его персонажи частично «перекочевали»  в повесть «Тарас Бульба».  К сожалению, не завершённым оказался также научный труд Гоголя «История Малороссии». В 1834-1835 гг. Н.В.Гоголь полностью посвятил себя изысканиям в области истории и преподавательской деятельности на кафедре всеобщей истории С.Петербургского университета. В его наследии значатся статьи на историческую тематику - «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и др. На университетской лекции  Н.В.Гоголя «О взглядах на историю Багдадского халифата»  присутствовали Пушкин и Жуковский.

Гоголь живо интересовался Карпатским краем, его жителями,  их народным творчеством, о чём убедительно рассказано в материалах представленных краеведом В.И.Разгуловым. Из них мы узнаём о знакомстве Гоголя с  учёными М.П.Погодиным, М.А.Максимовичем, о посещении писателем Львова.  Всё этот расширило и углубило интерес Гоголя к славянству вообще и к Карпатской Руси в особенности. Филолог и издатель к.ф.н. В.И.Падяк рассказал о молодом Гоголе, его контактах с нашим земляком и директором Нежинской гимназии И.С.Орлаем, где учился великий писатель       

Из лекции В.Ф.Теличко участники «Чтений» узнали много для себя неожиданного о воздействии произведений Гоголя на творчество русских, украинских и зарубежных композиторов. Одно лишь перечисление фамилий композиторов, которые обратились к гоголевской тематике, впечатляет: Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Шостакович, Балакирев, Алябьев, Лысенко, Яначек (Чехия), Марттинен (Финляндия), Кауфман (Канада) и многие, многие  другие. Ими на гоголевские темы созданы оперы, балеты, кантаты, симфонические и вокальные опусы. На сюжет одного лишь  «Тараса Бульбы» написано 11 опер, оперетта и ряд симфонических произведений. Темами для музыкального творчества служили также «Ревизор», «Мёртвые души», «Женитьба», «Вий», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Нос», «Шинель» и т.д.

Искусствовед Г.Б. Рыжова поведала о том, что наш земляк, впоследствии - народный художник СССР, академик Игорь Грабарь,  в конце Х1Х века, ещё будучи студентом опубликовал в журнале «Нива» свои первые иллюстрации к повести  Гоголя «Шинель». То была серия рисунков – «Акакий Акакиевич в старой шинели», «Воры снимают с Акакия Акакиевича новую шинель» и т.д.  Работы были настолько хороши, что редакция журнала тут же сделала заказ на новые иллюстрации к повестям «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». Оригиналы этих иллюстраций Игорь Грабарь хранил у себя долгие годы, и в 1955 году, при посещении своего родного края, подарил их вместе с другими своими работами Закарпатскому художественному музею им. Й.Бокшая, где они теперь достойно украшают его коллекцию.

А.Е.Луговой провёл анализ произведений Н.В.Гоголя как специалист-зоолог и как любитель-кулинар. В итоге им были сделаны доклады «Читая Гоголя глазами зоолога» и «Украинская и русская кухня по Гоголю».  Выяснилось, что Гоголь очень неплохо разбирался в фауне, - в его произведениях  упомянуто 24 вида млекопитающих, 40 видов птиц, 4 вида земноводных и пресмыкающихся, 17 видов рыб, 18 видов беспозвоночных животных. Некоторые, применяемые Гоголем названия птиц, позволяют  уточнять спорные вопросы украинских научных наименований пернатых, которые возникают в последнее время. Есть у Гоголя и сведения о прошлом географическом расселении некоторых животных на Украине и т.д.

Кулинарные сведения в произведениях Гоголя очень обширны и информативны. Кухня тогда была очень региональной.  То, что варили на Полтавщине (галушки, вареники, борщи) не готовили в Среднем Поволжье,  где в ходу были кулебяки «в четыре угла», разные виды рыбных блюд, щи. Борщи тогда готовились без томата и, скорее всего, без картошки, поскольку помидоры (а также баклажаны, сладкий перец) на Украине и в России тогда ещё вообще не выращивали, а картошка только-только входила в обиход в качестве сельсхозкультуры.  Лузгали семечки тыквенные и даже арбузные, но не подсолнуха. И всё это можно вычитать у Гоголя.  Привычную нам теперь лапшу Данило в «Заколдованном месте» называет едой нехристианской. Другое дело галушки – «их все святые и угодники божьи едали». О пельменях, шашлыках и котлетах тогда не знали ни на Полтавщине, ни на Саратовшине. Зато каких только хлебов и выпечек не было?  На Украине - коровай, шишка, буханец, паляниця, корж, гречаник, книш, пирог с капустой и гречкой, с урдой, со сметаной, маковник в меду, пампушки, сластёны и т.д., а в России - ватрушки, кокурки, калачи, пряники, блины, крендели, скородумки, сайки, шанишки, пряглы, маслянцы,  расстегаи, уже упомянутая кулебяка… Можно ещё долго расказывать о блюдах и напитках того времени., но не это является предметом нашего сегодняшнего разговора.

В целом можно сказать, что Гоголь неисчерпаем, и проведённые в Ужгороде  «Чтения» этому подтверждение. Здесь мы затронули далеко не все заслушанные доклады и не все  аспекты последних.    

Почётный председатель УОРК Луговой А.Е.



Сайт управляется системой uCoz