Маразм крепчал…

         /фельетон/

           

На днях встретил приятеля. Приятель был в состоянии эйфории. Наркотиков и спиртосодержащих напитков он не употреблял, припадки влюблённости за ним не наблюдались. Поинтересовался, откуда столько радости в его поведении. Тот попросил поздравить его с достигнутой полной независимостью. От государства и коммунальных служб. Как выяснилось, предметом его очередной гордости, после самодельного лифта, стал встроенный проточный электронагреватель в системе газового подогрева воды. Он гордился своей хитростью, при том, что сохранил «возможность переключиться на подогретую воду центрального отопления». Так что «в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ … не останется без дешёвого тепла».

Я пошутил, что от удушающего внимания государства к своим гражданам не спасёт даже анти-ядерный бункер. Ведь всегда можно нормативно ограничить отвод фекальных сточных вод или их сток направить в тот самый бункер (как в моем 200-квартирном доме, например) и … звездец – эпидемии, тараканы, крысы, комары…. И никто не поможет. Научное объяснение найдут всегда: нет денег, инфляция, инфлюэнция, трудные дни (климакс) у министра или начальника домоуправления, саботаж, неумение секретарши/подчинённых, разруха, кризис. Я уж не говорю о возможностях, скрытых в ограничении питьевой воды или доступа к атмосфере для дыхания – даже автономный фильтр не работает вечно.

            Увы, подобные «шутки» на территории «Украина» рождаются не только от желания пошутить.

На домашнем столе лежало предписание электрической компании о принудительном отключении моей квартиры от электросети в случае срочной неустановки отсекателя тока (10А) за многотарифным (40 А), недавно установленным за мой счёт районом электросетей для обеспечения их технико-экономического и моего экономического удобства за счёт выбора тарифов поставки энергии в часы пикового потребления. Документ положила на видное место жена, специалист по инфекциям, с намёком, мол, - разберись с вопросами поставки электроэнергии. Первое впечатление - испуг: отключат, потом годами разбирайся, с судебными затратами на возмещение некомпетентности. Успокоило, но не намного, что такие предписания получили соседи.

            Заглянув в договор о поставке энергии, в котором такого ограничения нет, перепроверил, – стоят ли в распределительном щите лестничной клетки 2 расцепителя фаз (по 16 А каждый), установленные по проекту ещё 22 года назад при сдаче дома в эксплуатацию. Убедился - стоят.

Смело отнёс бумагу к разряду шуток. Как можно коммерческой организации, ставящей уставной задачей своей производственной деятельности получение прибыли и монопольно поставляющей электроэнергию от производителей (АЭС, ТЭЦ, ГЭС и др.) потребителям, ограничивать саму себя, принуждая потребителей покупать меньше товара. Причём, предварительно отрегулировав многотарифным договором с потребителем удобные для себя льготы о потреблении энергии вне пиковой нагрузки сетей. Т.е. принуждать платежеспособных потребителей покупать её меньше, когда в мире и стране финансовый кризис неплатежей. Для всех потребителей кроме населения. К тому же, потребление энергии падает, катастрофически для энергетиков  Из-за кризиса остановились сталелитейные заводы, у которых сталь не покупают трубная и строительная промышленность, сократилось машиностроение, остановились алюминиевые заводы, сократилось производство химии и цемента, резко упало энергопотребление шахт - уголь почти не экспортируют и не покупают сталелитейщики, углём затоварены ТЭЦ (которые оплачивают его лишь на треть-половину), сократилось потребление энергии на ж. транспорте - основных потребителях электроэнергии.

Т.е. ограничительная акция, к которой меня принуждают, происходит во времена, когда энергию девать некуда. Попутно отмечу, что каждая её проданная единица становится дороже по себестоимости. Вспомнил, что электроэнергии и до кризиса в Украине был переизбыток, на Западной Украине – особенно, её избыток и по сей день продают в Венгрию, Молдову, Словакию. В часы пик – и в Россию. В силу перепроизводства накладывают свои ограничения в производстве энергии диспетчеры, заставляя отключать или работать с недогрузкой ядерные и тепловые котлы. В канун зимы суммарные ограничения уже достигли мощности трёх ядерных котлов-миллионников АЭС. ТЭЦ также недогружены. Подобная позиция честного коммерсанта в энергетике со стороны выглядит так: рубят сук, на котором сидят. Так что это - шутка, сделал вывод. Или это внеэкономическая, неуставная деятельность субъекта предпринимательской деятельности, отдалённые последствия которой пока мне неясны. Такое нередко случается в Украине.

А может, задолжал энергокомпании, прошиб холодный пот, и в период суматохи «финкризиса» электро-чиновник-инспектор вместо требования сполна оплатить потреблённую энергию, поспешил отправить стандартный бланк, но НЕ ТОТ. Однако мозг напомнил, что энергию всегда оплачена на полгода вперёд всё, что намерен потребить. А инстинкт инженера с юридическим и бухгалтерским самообразованием подсказал неотложно сверить показания счётчика с платёжными документами об оплате. Проверил – по-прежнему оплачено энергопотребление на наступающие полгода.

Мысль подтолкнула к новому выводу: бумага – неудачная бюрократическая отписка на мои заявления в течение последних 6 лет в адрес энергетической компании, энергоэнергонадзора и уполномоченного электрической компанией - местного домоуправления с просьбой заменить исправными 22-летние расцепители фаз-автоматы защиты, не выполняющие своей функции защиты от перегрузок, которые установлены на щите лестничной площадки многоквартирного дома. То, что они функцию защиты от перегрузок не исполняют обнаружил случайно, включив новый тройник в розетку. При первом же включении тот накоротко соединил нулевой провод с фазой сети, создав на 2 минуты солнце в ночной комнате, пока не автомат электрозащиты, а рука автора не разорвала это рукотворное «солнце», выдернув национальное «изделие» из розетки.

Мысль о шутке не рассеивалась, хоть голова возражала: может электрокомпания перестраховалась от последствий неработы автоматов защиты - расцепителей фаз, на работу которых я ей жаловался и намекает, чтобы заменил их исправными самостоятельно, считая, что присланного мне проекта договора, в котором предлагает электроприборы за выходными клеммами счётчика устанавливать и отвечать за них самостоятельно.

Домоуправление никогда не опускалось до ответов на письма квартировладельцев и квартиросъёмщиков, и до ТАКОЙ шутки просто не додумалось бы – начальник выдвинулся не от образования и головы, а по женской линии, от иного органа.

Инженерная мысль подсказала – обострились трудности у руководителя электрокомпании в передаче пиковой мощности потребителям, которая, как многим известно, многократно выше, чем продаваемая в обычные часы средней нагрузки. Ведь ради сохранения качества энергии в часы перегрузок генераторов сетей строят постоянно недогруженные ядерные и тепловые блоки электростанций, дорогие в эксплуатации, резервируют пропускную способность линий электропередач, переживают стрессы диспетчеры, распределяющие потоки дорогой энергии.

Тут же мозг отбросил эту версию – чем мог, электрокомпании я уже помог: за свой счёт купил и установил многотарифный счётчик, умышленно ограничивая себя в потреблении энергии в часы пик. К тому же, рост пиковой нагрузки легко прогнозируем: во-первых, на сколько мегаватт-часов (Гкал) отрезано население от пара и горячей воды, на столько, с потерями на передачу энергии и украденные мегаватт-часы, возрастёт потребление электричества, за вычетом  энергии сожжённого дополнительно в индивидуальных котлах газа. Так что к увеличению электропотребления населения по пути к Европе энергопоставляющая компания вполне могла за 22 года от сдачи дома в эксплуатацию подготовиться, и сезонное повышение потребление не должно вызывать проблем, оно – из года в год повторяется.

Т.к. тепло и электричество можно сосредоточить в руках одного министерства, а число разрешений на «газовую автономию» – не составляет секрета, за счёт тарифов теплопоставки легко регулировать потребление энергии на отопление и водоподогрев любыми энергоностителями.  Ведь лишь идиот будет тратиться на покупку дополнительного оборудования домой и ставить бойлер и электронагреватели, имея центральную теплоподачу с доступным тарифом. Кстати, прогноз потребления энергии с ростом доходов населения давно определён развитыми странами и точно коррелируется с Гигаваттами купленной в стране бытовой электротехники.

К тому же, в нелояльности и отсутствии инженерного сочуствия к энергопоставщику меня не упрекнёшь: беспокоясь за бесперебойную и качественную поставку энергии в свою многоэтажку, несколько лет в подвале дома просил электрокабель приподнять над лужей мочи, которая накопилась за 22 года от сдачи дома в эксплуатацию, в которой он пребывал эти годы и заменить распредщит с прогнившими контактами и гвоздями вместо защитных элементов. Увы, заменили лишь после пожара в щитовой и оплавления диэлектрической изоляции кабеля. Может и новый кабель, которым заменен прежний, состоит из ремонтных муфт и тоже в той же моче? Ведь её не удаляли, а люди работают в компании и в домоуправлении прежние. Так что пока остаюсьольшим патриотом электропоставщика, чем он сам.

Осталось считать ситуацию шуткой.

Мысль о шутке испарилась, когда в один час ко мне пришли посоветоваться два соседа с подобными бумагами от служебных лиц абонентского отдела городского РЭС. Один из соседей, знакомый с экономикой и техникой пенсионер, заботясь о проблемах поставщика и производителя энергии, вроде меня (и об экономических потерях своей семьи), тоже установил ЗА СВОЙ СЧЁТ многотарифный счётчик, сам ДОБРОВОЛЬНО ограничивая электропотребление в часы пик.

Предположив, что с соседями мы что-то недопонимаем, отправили коллективное письмо со своей точкой зрения начальнику абонентского отдела городского РЭС, от имени которого акты подписано служебным лицом, пол которого из подписи разобрать не удалось. Самый активный, аккуратный и свободный пенсионер дома, работающий, чтобы концы сводились с концами в семье сокращённой от работы дочери, понёс письмо в «инстанции».

Охрана на входе уважающего себя электропредприятия (абонотдела) указала на удобные их начальнику часы приёма граждан, принять письмо отказалась, также, как и пропустить «сторону договора с электрокомпанией» - пенсионера, к начальнику РЭС. Однако, пенсионер раньше служил в военной разведке и сказал, что несёт благодарственное письмо начальнику. Охрана его пропустила. Начальник отдела, прочитав письмо, адресованное ему, потребовал акт и договор для разговора и «решения вопроса» по сути. У пенсионера с собой не было даже копии, зато оригинал нашёлся на столе начальника. Письмо на своё имя начальник принять отказался, сославшись на отсутствие рядом секретаря и отправил пенсионера в канцелярию-приёмную на другой конец города, где СИДИТ начальник городского района электросетей (горРЭС – по научному) и секретарь. Заодно предложил съездить ВСЕГО НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ ЗА ГОРОД, взять БЕСПЛАТНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ на увеличение потребляемой мощности, которое ОБЯЗАТЕЛЬНО ДАДУТ в центральном офисе компании пока бесплатно, т.к. запас по мощности имеется, и потребовал оплатить РАЗРАБОТКУ технических условий ВСЕГО за 400 гривен и спокойно потреблять свои 3 kWt. Пенсионер засомневался, что – всего.      Вспомнив свой предыдущий свой опыт, когда письмо в городской РЭС по официальному адресу с припиской почтальона НЕ НАШЛО АДРЕСАТА и вернулось отправителю, он сначала отправился по указанному ему адресу на другой край города – в горРЭС. Пропустить на охраняемую территорию без служебного пропуска и допуска к работе с электроустановками тамошний дежурный отказался. Рядом с дежурным был компетентный консультант, в котором внутреннее чувство эксразведчика угадывало местного начальника. Ссылка на благодарственное письмо уже не помогала - приём о награждении вторично не срабатывал, его категорично не пропускали в охраняемую зону. Тем более, что «абонентного отдела там не было никогда, начальнику абонотдела делать тут нечего, секретарь абонотделу и его начальнику штатом не положен».

            Пенсионер настаивал, просил встречи с начальником (уточню - не истекло 15 часов в Киеве). Охранник радостно выдохнул - начальник на задании. Не пропущу. Эксвоенная находчивость не подвела, – пенсионер-разведчик попросил пропустить к секретарю или в канцелярию. Охранника тоже делали не пальцем, - указал на табличку – «стой», с молнией. Пенсионер не сдавался. Потребовал пройти к ЛЮБОМУ ДОЛЖНОСТНОМУ ИЛИ СЛУЖЕБНОМУ ЛИЦУ горРЭС, лучше – к секретарю. Охранник сказал, что та девочка-секретарь уже ушла с работы – окончилось её рабочее время, другие к письмам не имеют отношения. Пенсионер нашёлся, - попросил связать с генеральным директором компании или с министром, чтобы уточнить часы работы персонала, высказав сомнение, что сотрудников нет рабочем месте в обычный рабочий час, который в стране раньше 17 часов обычно не истекает. И напомнил, что он не претендует на то, чтобы быть возле электроканцелярии. Пусть к нему за письмом выйдет любое служебное лицо, кто вправе получать почту. Охранник сдался и пропустил.

Пенсионер найти таблички приёмной или канцелярии не смог, в силу того, что табличка была лишь одна – на бухгалтерии. Зато, осмотрев обшарпанные помещения предприятия сделал свой вывод о том, какую разруху скрывают ворота и охрана. Найти должностное лицо, обязанность которого принять почту, удалось с трудом, лишь в бухгалтерии. «Девушка», не представляясь, спросила о сути вопроса. Узнав, что письмо адресовано в абонотдел, радостно заявила, что такого здесь нет, начальнику этого отдела секретарь и канцелярия не положены, она такое письмо не примет. Находчивость эксразведчика помогла пенсионеру и в этот раз обойти уже ожидаемое препятствие, – он на её глазах дописал ещё один адрес в письме – «начальнику горРЭС». Вздохнув, скручинившись, девица (или недевица) расписалась на копии. На просьбу поставить штамп, указать входящий номер регистрации, указать свою должность и фамилию посмотрела волком и обидчиво сказала: будете настаивать – письмо не приму.

            Общаясь с чиновниками, на всякий случай, пенсионер получил счёт от компании за право потреблять (покупать) энергию больше в единицу времени за свои кровные, пенсионные средства.

Как его и предупреждал,  счёт не ограничился обещанными абонотделом 400 гривен, которые он почти согласился платить за доп. комфорт электрообогрева в сравнении с дорогим недообогревом центральной теплосети - счете на доп. услуги от него дополнительно потребовали 380 грн. за ПОВТОРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ (подключение). Узнав от начальника планового отдела компании по тарифам областной компании, что эта операция подразумевает совершенно иные обстоятельства и работы совершенно иного содержания, он сделал вывод - абонотдел от имени компании фактически уже не один месяц НЕЗАКОННО обирает клиентов, злоупотребляя правом монополиста.

Это переполнило чашу терпения привыкшего к Украине гражданина - пенсионер обиделся. Он собирался не за разъяснением, а с претензией за защитой своих прав потребителя в антимонопольный комитет за возвратом своих переплаченных в тарифах пенсионных денег своих и обманутых ранее сограждан, за защитой своего права платить ПО ЗАКОНУ, за право потребить энергию как рядовой гражданин в Европе, а не в Африке, за право дочери, включившей импортный утюг с микропроцессором одновременно смотреть цветной «Электрон» включенным, наблюдая трансляцию непрерывного концерта из ВРУ.

В этой мысли написать формальный иск-претензию, кроме описанных приключений, его укрепили крутые тачки во дворе энергокомпании, о которых, как ему сообщила охрана областной энергокомпании, ездят, регулируя потребление в труднодоступных горных районах Закарпатья во времена тамошних наводнений руководство компании в счёт тарифа (цены) энергии, которые, как понятно, оплачивает он – покупатель энергии.

Вспомнив, что у его другой дочери с другого конца города не включается ТВ, сгорел холодильник от пониженного напряжения, новый холодильник электронной защитой постоянно отключен от включения, зато не сгорает от неработы, он налился гражданским чувством, выпил горсть таблеток от давления, потом другую горсть от тех таблеток, которые от давления и от цены на них, от бумаги энергосети и пошёл к адвокату. Узнав цену его услуг по составлению иска, соотнес с совестью украинского судьи, которая ещё дороже, а без неё процессуальный кодекс Украины обойтись не велит, пришёл ко мне, как соседу, посоветоваться.

Свой ответ я начал с демонстрации своих потерь в споре с государственной службой длиной в десятилетие. К спору была «пристёгнута», полагаю, даже оперативно-техническая служба влиятельного самоуважающего себя в стране учреждения, с момента, когда спор со службой из национальных границ выплеснулся в спорт с отечественной юстицией страны, заявления-иск-переписку в течение 5 лет с Евросудом по правам Человека. Переписку курировал, полагаю, капитан/майор из Киева, - стилистика ведомства угадывалась даже не экспертом по категоричности и безаппеляционности суждений в «ответах Евросуда». Зато с того времени мнение о стране – теперь в Страсбурге стойкое – вся переписка сторон и «суда» выложена на персональном сайте автора и доступна всему миру.

Пока пенсионер решал, доводить ли спор о своём бойлере до Страсбурга, я вспомнил своего приятеля с антиядерными мероприятиями. И поговорку – «не спеши смеяться». И изобретённое мною дополнение - «Хорошо смеётся тот, кто смеётся без последствий». Разумеется, поговорка касается и всех упомянутых лиц этого фельетона.

Вспомнил свои вышеприведенные аргументы и сделал вывод о примитивном экономическом шантаже энергетической компании, на который наложена профнесостоятельность. Ведь легче инвестировать инновации в компьютеры и джипы, наращивая способности, отчитываться за рост числа граф в отчётах, множа их страницы, чем дублировать электрические линии, сети, умножать их надёжность системами автоматики и диспетчерского управления, зарабатывать средства, чем собирать не заработанное.

А кто виноват, спросит читатель. Их немало, но при этом они известны и доля их вины определяется с лёгкостью. И ошибки устранимы.

Электрокомпания, доставляющая энергию потребителей – виновата, что не спрогнозировала перегрузку, не спроектировала и не провела должную техническую реконструкцию своих сетей, в том числе не потребовала подобных реконструкций от своих контрагентов – домоуправлений, распоряжающихся внутриквартирными сетями по поручению энергопоставляющих компаний, не приняла организационных, экономических мер к коллегам-энергетикам, к властям города и области, когда те стали вынуждать потребителей переходить на автономный водоподогрев и теплообеспечение. Или оно занято было иными заботами, или оно «в доле» и отказывается от прибылей от уставной деятельности и создавало себ6е проблемы, чтобы их решать индивидуально ради ещё больших прибылей служебных лиц?

Почему город, область решали свои проблемы неоплат коммунуслуг за счёт надлежащих плательщиков, отключая их от центральной подачи тепла?  Почему эта ситуация не стала предметом комплексного технического, экономического и юридического решения, а если надо, то и законодательной инициативы? Ведь межведомственные вопросы легче решаются в пределах ОДНОЙ компании по энергопоставки.

А пока в домах, где центральное отопление отключено по неэкономичности, пенсионеры которых не могут приобрести котлы и бойлеры, им обещают.,,,  Живут они зимой в пуховых платках времён загнивающего СССР, о котором вспоминают с теплотой и молят о глобальном потеплении. Власть обещает…

О том, насколько возросла взрыво-пожарная и электонебезопасность в связи с непрофессиональным и множественной установкой газо-, электробытовых аппаратов и их непрофессиональной эксплуатацией - отдельная тема разговора специалистов.

Владимир Салтыков, радиоинженер  30.12.08   Украина, Закарпатье, Ужгород



Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz