Обман, как существо страны
Мошенников у нас нет;
просто у многих - ловкость
рук.
/Эпиграф/
Обман
начинается от права, точнее бесправия, ешё точнее - от несоблюдения права или
прав других личностей. Часто он от глубокой некомпетентности, безразличия,
лености. Он вверху и внизу, слева и сбоку, справа и спереди, у смежников и в
прокуратуре, в суде и государственной исполнительной службе, МВД и
государственной налоговой службе, у администрации Президента и Президента. Он у
президентов и претендентов, на базаре и в коробках ТВ и радио и проч., и
прочее. Фактически складывается впечатление, что обман объявлен национальной
доблестью. Обман навязывают телезрителям как доблесть в бесконечных сериалах о
доблестной милиции и прокуратуре. Обман воспевают доблестные «рыцари» частного
сыска, адвокаты и «честные» бандиты с крутыми авто, девушками и мужественными
лицами.
Понятно, что дипломаты врут по должностной инструкции.
Президент и депутаты - по соглашению с теми, кто оплатил выборную кампанию. На
базаре, - чтобы выжить или - по привычке. Телевидение врёт по заказу владельца,
в борьбе за рейтинг и в связи с общественным спросом.
С этого момента - поподробнее.
Наиболее удобно понять технологию, анатомию и случаи
применения обмана из диалогов, собранных в типичных ситуациях, по типичному
поводу, в характерных случаях, между распространенными субъектами права
(бесправия). Потому приступаю к диалогам.
Начну
с наиболее распространённых, на мой взгляд, диалогов - о коммунальных услугах.
Без необходимости их не ведут. Течёт труба или кран, необходимо поставить
счетчик воды, газа, тепла или трехфазный электрический, получить справку или
прописку, подсоединить слив или газовую трубу, - сразу вспоминают о сложностях
жизни.
Диалог в домоуправлении..
Вот характерный
разговор в рядовом домоуправлении. Ходить туда, вообще-то, без крайней
необходимости могут только их сотрудники и сторонние садомазохисты. И те,
разумеется, кто без визита не может обойтись никак.
(Так,
приблизительно, происходит стандартный разговор рядового посетителя с
представителем домоуправления).
·
Дайте журнал регистрации обслуживания, для записи
заявки.
·
Журнал не даём, записываем сами.
·
Но последние два раза мои заявки в журнале не
отражены.
·
У нас записывают всё.
·
Вы странно ведете записи - заявляю замену трубы,
а приходит слесарь для установки хомутов, которых уже на трубе сам установил
немало и новые не умещаются. Кстати, он уверяет, что каждый новый хомут
укрепляет трубу лучше заваренной или замененной на новую.
·
Записывать заявки не обязательно, достаточно
того, что об этом знает техник и мастер. А что у вас?
·
У меня из трубы с горячей водой центрального
отопления капает вода, в день набирается больше стакана.
·
В каком месте?
·
После счётчика расхода.
·
Но счётчик ставили Вам не мы, проектом он не
предусмотрен, в смету обслуживания домоуправления его установка и обслуживание
не заложены, ответственности не несём, ремонтируйте сами. И вообще - натекает
мало - подставьте ёмкость.
·
Но при такой утечке за час из контура охлаждения
останавливают ядерный реактор. И вообще, какая
разница, кто ставил - поставлено с учетом требований теплокоммунэнерго и
завода-изготовителя счётчика. К тому же течёт в том месте, которого не
затронула установка счетчика.
·
У вас не реактор, и в разгар отопительного сезона
проводим только аварийные работы. Иным работам - черёд в межсезонье. К тому же,
все рабочие и сварочные аппараты используются для устранения аварий, что
случились в изношенных сетях в течение отопительного сезона. К слову сказать,
Ваш дом уже давно не имеет задвижки на подогретую воду, а потому ради Вас
придется отключать водопоставку всего микрорайона.
·
Но об этом я заявлял еще летом. Тогда вы обещали всё
сделать осенью.
·
У нас в журнале Ваших заявок не отмечено.
·
Но мне не раз говорили техник, мастер и главный инженер,
что они запишут мои заявки.
·
Вот и спрашивайте ремонт с тех, кто обещал.
·
Но у меня сохранились три почтовые квитанции в
подтверждение отправки моих письменных заявок на ремонт.
·
Но у нас очередь, денег, материалов и рабочих рук
не хватает, потому - надо подождать.
·
Но первое письмо отправлено три года назад, так
что, надеюсь, очередь подошла.
·
Так у Вас только капает, а у людей зимой
отопление отключено вовсе. Имейте терпение подождать конца сезона - поставьте
хомут.
·
Хомут мне не нужен. Количество хомутов на трубе
столь велико, что приходится ставить хомут на хомут, а это, согласитесь -
верный путь к аварии. А кому платить за последствия? Если труба под давлением
лопнет - зальёт весь подъезд кипятком.
·
Но вам придется купить трубы за свой счёт - у нас
труб нет, да и за год положено делать ремонт в счёт квартплаты стоимостью лишь
·
Но за 20 лет с момента постройки дома весь
домашний сантехнический ремонт делал сам, а потому, с ваших слов, заслужил
замену
·
Но у нас нет карбида.
·
Хорошо, куплю трубы и карбид.
·
Ждите.
(Через
две недели).
·
Прошу заменить гнилые трубы в моей квартире на новые,
купленные мною. Карбид для сварочного аппарата гарантирую.
·
А электроды у вас есть?
·
Электроды при газовой сварке не нужны вовсе, так
что Ваши условия становятся издевательской формой отказа. К тому же, прошло уже
ползимы. Более, чем 3,5 года вы не делаете никакой профилактики-подготовки к
зимнему отопительному сезону в доме и не полностью соответствуете занимаемой
должности.
К тому
же, официально вам сообщаю, что в этом отопительном сезоне вы вообще забыли
подключить подъезд к теплосети. Этим я воспользовался, - только что вырезал
гнилую часть трубы и заглушил пробками прямую и обратную трубы отопления
заглушками. И намерен встретить Рождество в другом городе за
·
Ха! Ха! Вы, однако, шутник и некомпетентен в
отоплении. Не включить тепло в доме невозможно. Этого быть не может, потому,
как мы отчитались за включение тепла в доме более двух месяцев назад. Под
высоким давлением девятиэтажного дома никому
не `вырезать часть проточной трубы центрального отопления. К тому же, в
вашем подъезде живёт наш мастер, а от него замечаний не поступало, да и
самостоятельно задвижку вам не отключить. И вообще, в подъезде более полста квартир
и никто из жителей не жаловался на нехватку тепла.
·
Не жаловался, потому, что зима пока тёплая, народ
терпеливый и некомпетентный, не умеющий защитить свои, законом охраняемые
права. Зато, когда расскажу, кто виноват….
(Через
сутки).
Все
жильцы уведомлены, что из-за перерезанной трубы отопления в моей квартире во
всех квартирах подъезда в этом сезоне нет тепла.
Пришлось
каждому из соседей - главе семьи доказать, что тепла еще не подавали в текущем
сезоне и показать заглушки, уверить, что они стоят с лета, так как прервать
поток горячей воды под давлением зимой невозможно.
Народ
пишет коллективную жалобу меру.
В
течение получаса от поступления жалобы в канцелярию мера автора этой заметки
находят на работе, место которой знали считанные друзья, и просят немедля
прибыть домой - будут менять трубы. В обед он - дома. В коридоре уже стоял
заправленный газосварочный аппарат и трубы от домоуправления. Рядом был
сварщик. О моих материалах никто уже не вспоминал. Мастер из домоуправления
просил разрешения поработать рабочему до 22 часов. Рабочий сделал первый шов.
Труба лопалась дальше по шву по мере его работы. Он позвал помощника. Вместе
они забрали трубы и унесли. Вторым заходом унесли газосварочный аппарат. Работа
завершилась, почти не начавшись. Пообещали быть через 30 минут. И пропали.
(Звонок
в домоуправление).
·
У вас на устранение осталось 1,5 дня. После этого
будете искать меня за
·
А разве вам не сделали? И где наши рабочие?
·
Ещё не начали работать. Рабочие ушли на 30 минут
с трубами и аппаратом и их нет уже три часа. Скоро конец их рабочего дня, а
назавтра полный рабочий день у меня начинается с утра.
·
Трубы для Вашей квартиры рабочие установили
где-то (украли), так что Вам придется ставить свои. Сегодня рабочих уже не
будет, - с ними нет никакой связи. Отпроситесь завтра с работы. Установим Ваши
трубы, о которых Вы нам говорили.
·
Нет гарантии, что завтра всё это не повторится. И
вообще, про мои трубы забудьте. А если за весь завтрашний день не сварите
четыре шва - уйду, дверь запру.
·
Мы тут спрямим, и труб и сварочных швов понадобится
меньше.
·
Нет, вы сделаете так, как в проекте дома, или не
будете делать никогда.
·
Вы нам не указывайте, мы - профессионалы.
·
Вам
указываю, именно как непрофессионалам и не желающим исполнять свои служебные профессиональные
обязанности.
После
сварки четырёх швов стало течь заметно больше, чем до ремонта и вместо одного
прежнего - в пяти новых местах. Сварщик стал уверять, что и так сойдет до
следующего отопительного сезона, ведь трубы-то теперь новые. Тут же разочаровал
меня, сказав, что трубы горячекатаные и простоят только сезон, так как
холоднокатаные Украина продает на экспорт. Тут же забрал газосварочный аппарат,
остатки труб и ушёл к соседке сверху, что пообещала оплатить замену своих ржавых
труб.
Сварщик
все ещё не раз и не один день переделывал сварочные швы, когда до праздника
оставались часы, ещё трезвый. Контрольный звонок директора домоуправления в мою
квартиру следовал каждые 15 минут. Мастер домоуправления стоял рядом. Каждый
час я звонил, по межгороду, переносил свое прибытие на праздник к сыну. Когда
мастер выходил курить, сварщик просил вознаграждение за праздничную и
сверхнормативную работу, грозясь всё бросить, как есть. Не возражая, отправлял
его в кассу домоуправления вместе с мастером за сверхурочными и премиальными.
При мастере сварщик угрюмо замолкал и гасил сигарету.
Рождество жители подъезда
встретили с Теплом. Заждавшиеся родственники в соседнем городе тоже были рады
мне и празднику.
Диалог газовый.
·
Прошу установить газовый счётчик бытового
назначения, который приобрел на украинском заводе-изготовителе, разрешённый
Госстандартом к бытовой эксплуатации.
·
Ждите очереди до года или обращайтесь на другие специализированные
фирмы, которые вам его установят раньше.
·
А что это за фирмы и почему моя очередь к Вам не
подошла, ведь не впервые обращаюсь.
·
Наши руководители организовали частные фирмы для
таких услуг, а Ваших заявок в нашем хозяйстве нет.
·
У меня имеются три почтовых квитанции в подтверждение
моих письменных заявок на установку счетчика, так что ваш отказ в его установке
расцениваю, как основание истребовать надлежащее исполнение договора на
лицензированные услуги через суд.
·
А проект установки счётчика у вас есть?
·
Какой нужен проект для типового многоэтажного
дома, если условия установки счетчика описаны в его руководстве по
эксплуатации, согласованной госстандартом, а техусловия внесены в госреестр
национальных средств измерений; - так вы ведь вы и на спички потребуете техусловия
и разработку технологии зажигания газа.
·
Хорошо, напишите ещё одно заявление и лично сдайте
в канцелярию.
(Через
три дня комиссия из трёх человек от газового хозяйства).
·
Что вы имели в виду в своём заявлении?
·
Только одно - скорейшую установку своего счётчика
через вашу организацию.
·
Но в заявлении вы ссылаетесь на законы,
гражданский Кодекс, моральный ущерб, защиту прав потребителя, арбитраж и суд.
Так никто нам не пишет.
·
Ссылаюсь, потому, что уже год прошел с моего
первого обращения к вам. Как предприниматель и как физическое лицо непрерывно
несу моральный и материальный ущерб, и намерен защищать свои права с помощью
комитета защиты прав потребителей в суде общей юстиции и арбитраже (хозсуде) от
невыполнения вами служебных обязанностей и обязанностей передо мной - клиентом.
А также из-за вашего злоупотребления монопольным положением.
·
Но мы не устанавливаем такие счётчики, как у Вас,
они взрывоопасны. Купите счётчик у нас, он всего в полтора раза дороже, хоть и
больше по размерам.
·
Мне не надо больше и дороже. Да и куда мне деть
тот, что приобрёл.
·
Но Ваш счётчик мы не установим никогда. И ничто
не мешает Вам продать свой на базаре.
·
А готовы вы письменно мотивированно указать, что
не доверяете национальному госстандарту? Тогда все дополнительные затраты
отнесу к ним. Продать распакованный вами счетчик, значит обмануть нового
покупателя, т.к. никто не вправе без заводской проверки ставить распакованный
счетчик. Об этом вы обязаны знать. Чтобы сделать вывод о пригодности счётчика не
нужно нарушать упаковку иным лицом, кто его не устанавливает, так что за мой
счетчик, с этой минуты несете ответственность Вы. К тому же, мои проблемы
повторит новый покупатель, если сумею найти такого.
·
Но ваш счётчик имеет конструктивные особенности,
позволяющие считать газ в прямом или воздух в обратном направлении одинаково.
Скоро мы Вам будем должны, если вы вот здесь сделаете дырочку и подключите
пылесос. К тому же, ваша плита не потребляет 4 кубометра газа в час, на которые
рассчитан счётчик, потому он будет иметь
повышенную погрешность.
·
Погрешность хоть и повышенная, но в пределах
объявленного заводом и согласованного с госстандартом допуске, т.к.
газопотребление плиты укладывается в нижний предел диапазона измерений. А с
установкой котла погрешность предложенного Вами исполнения счётчика станет выше
гарантированной заводом, Вы же потребуете сменить счётчик. Не переставлять же
счётчики ежемесячно. Относительно доверия и воровства газа в Вашей конторе -
это Ваши проблемы, не мои, и их Вам решать с госстандартом. И поменьше
инструктируйте граждан о технологиях обмана - меньше будут воровать.
·
Мы готовы, в виде исключения, поставить вам ваш
счетчик, только занесите его поверить.
·
Но в его техусловиях и стандарте на периодичность
поверки указано, что её не следует делать, если межповерочный период не истек
половины срока поверки, который совпадает с датой изготовления нового счёьтчика.
·
Вы нам не указывайте.
(У
метролога газового хозяйства)
·
Напишите заявление о поверке вашего счётчика.
·
В своем заявлении на установку счётчика я
гарантировал оплату всех технологических работ, и эта не исключение.
·
Вы нам не указывайте, а заполняйте нашу
стандартную форму.
·
Но из неё следует, что инициатор проверки я сам,
а не ваша организация, потому приписываю к вашему "стандартному"
заявлению, что работы по поверке - технологические, дополнительные к требуемым
техусловиями на счетчик, выполняются по Вашей инициативе, и должны быть
выполнены за Ваш счет.
·
А вы метролог?
·
И метролог и юрист.
·
Тогда для вас поверка немедля и бесплатно.
·
Так когда будет установлен счетчик?
·
Надо ещё раз написать заявление об установке,
выждать очередь, сделать калькуляцию, вызвать слесаря-сварщика - и всё.
После
трёх дополнительных заявлений, трёх дней очередного непосредственного хождения
между столами газового хозяйства спустя год после первого заявления, после
очередной задержки исполнения обещаний, счётчик установили за рекордно низкую
цену - за полцены от обычной, по уверению сварщика.
К
этой цене следует добавить мою зарплату пяти нерабочих моих дней по месту
основной работы. Не прошло и двух месяцев после года ожиданий.
Мои
приятели, которые рискнули установить котлы для индивидуального отопления в
связи с обещанием мэра отключить коммунальную котельную, уверяют меня, что мои
заботы по установке газового счётчик ничто, в сравнении с переходом на местное
газовое отопление. Кстати, попутно они заимели проблемы совершенно неожиданные
- городской мэр передумал её закрывать, а рентабельность центральной
теплопоставки заставляет иметь значительное число клиентов, которых
теплопоставщик лишился, потому даже купленные в кредит котлы стали проблемой
включить в газовую сеть.
Дела милицейские без диалогов.
Дела
милиции всегда на слуху. Хочешь иметь разрешение на печать или ружъё,
заграничный паспорт, права на вождение, -
заплати фонду содействия наркоманам, наркологам или дилерам
наркосредств, или реестру взяточников, содействию вооружению или обмундированию
милиционера. При этом, почему-то, к государственной пошлине добавляется
ненавязчивое, но без него не обойтись, требование заполнить бланк на компьютере
отдельно взятой коммерческой структуре, с заворачиванием разрешения в пластик,
в то время, как вы, возможно, предпочитаете кожаный футляр или бумажник.
При
этом, опять же, как-то забывается, что предпринимательство на государственной
службе - преступление сродни вымогательству и коррупции, что министерство
регистрирующее, а не разрешительное. Что компьютер, пластик, служебный автомат,
бронежилет, дубинку мы уже оплатили налогами и сборами, к которым в виде акциза
(налога на налог) добавили госпошлину. И работа та уже оплачена высокими
(относительно нашей) зарплатой, пенсией, страховкой и спецполиклиникой тем, кто
нам эти услуги оказывает. В уставе "добровольного" упомянутого фонда
чёрным по белому при фиолетовой печати писано, что сборы средств -
добровольные, а не под нажимом человека в погонах, или с риском не получить то,
за чем пришел. Да и ходить-то к чему при развитой коммуникации - все документы
можно передать почте. Не веришь Укрпочте - отправляй фельдсвязью. Не имеешь
образца подписи - пользуйся электронной, а типовые бланки выставь в Internet на Web-страницах.
Диалог c коммунальным контролером,
представителем коммунального городского управления.
·
Вы знаете, что санитарное состояние подвала
девятиэтажного дома не соответствует санитарным нормам и правилам, а также
нормам и правилам электробезопасности? Все фекалии со 187 квартир сливаются
более 20 лет в подвал дома без отвода в сеть ВОДОКАНАЛа, Там же лежит фидер
электропитания, упавший с прогнивших кронштейнов, а фрагменты стальной защитной
трубы меж собой не связаны, т.е. опасны?
·
Так в других домах ещё хуже, чего ж Вы хотите?
·
Не называйте мне такого аргумента Вашей
бездеятельности, а то вместо чистки подвалов придётся принять участие в чистке
исполкома от некомпетентных контролёров, не умеющих заставить работать должным
образом домоуправления.
Диалог бытовой (на примерке
юбки).
·
А почему юбка после Вашей примерки неделю тому
свободно болтается на талии!?
·
Так Вы похудели за неделю!
Салтыков Владимир
Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород