Победы и проигрыши, везение и не очень
В период расцвета "реформ" народ склонен верить в чудеса и ожидает их. Временами доходит до того, что отсутствие чуда воспринимается как трагедия или обида. Одним таким проявлением периода расцвета реформ, стали вера в "заряженные" тазики, которыми переболела вся советская страна - СССР под усмешки Европы, с другой характерной чертой закарпатца издавна, вероятно, стало стремление сотворить маленькое чудо самому, чем-то выделиться от других, будь то сосед, коллега, родственник.
Подчёркиваю, последнее особенно заметно в Закарпатье - где почти каждый дом отличается от соседского. Стремление отличиться начинается и резко оканчивается на граничной меже своего дома. И ещё отличие - непростительным считается индивидуальное поведение человека, отличное от иных соседей, коллег, родственников. Это мне показалось особенно заметным у закарпатских горожан-выходцев из села в первом поколении по отношению к инакомыслящим и к горожанам с иным поведением.
Автор искренне убежден, что само по себе стремление отличиться, как явление, позитивно. Вряд ли без такого стремления станешь лауреатом высшей нынешней земной премии - Нобелевской. Не стать им и президентом банка и, тем более, даже очень маленькой или очень бедной страны - не хватит средств и воли. Иногда, правда, такое желание отличиться принимает уродливые черты, и, считаю, унижает человека. С другой стороны, желание не отличаться от иных может тоже принимать уродливые черты.
К этой автобиографичной публикации автора побудили услышанные реплики в свой друзей, приятелей, родственников, соседей, сторонних лиц в свой адрес, в том числе. Часть этих реплик представлялась верными на тот момент, когда они произносились. Иные представлялись верными на нынешний момент времени. Третьи и по сей день представляются неправильными. Иные - нескромными, т.е. такими, которые вслух произносить нельзя вне зависимости от того, насколько они справедливы.
Вот, услышав вольно или невольно много чего за своей спиной, с глазу на глаз, "в глаза и за глаза" о себе, задался для себя целью собрать в одном месте свои достижения, успехи, оценки которым поставил себе сам. Предполагался и список недостатков и промахов, но ведь не садомазохист же я, подумал про себя, и решил из недостатков оставить только те, которые относят к недостаткам окружающие и которые не отметить просто нельзя.
С услышанной поговоркой о том, что умеющие делают, а не умеющие учат, согласен только отчасти. Поговорка верна только для плохих учителей, которые ничему не смогли научить тех, кто этой поговоркой пользуется. Среди своих критиков таких встречал часто и много. Возможно, тому способствовала удалённость самого Закарпатья от уемверситетских центров. Нынешние академии, образованные из ПТУ, ситуации не исправляют. Радует лишь то, что среди окружающих часто встречаются выпускники львовских, киевских, иных учебных заведений советской закалки, которые поддержывают на высоте уровень знаний. Отмечу усердие рядового закарпатца в обустройстве своего дома или его создании "от фундамента".
Полагаю, это наблюдение верно, не зависимо от профессии.
Автору повезло, учителя были хорошие. Хорошие они были не потому, что ставили пятерки (лучшие баллы-оценки того времени), а потому, что объясняли так, чтоб ученик мог объяснить познанное сам, умели заинтересовать предметом.
И ещё одно замечание. Учить принудительно, если к тому не обязывает служебная, родственная, родительская, опекунская, педагогическая или крайняя необходимость, полагаю, нельзя. Учителя в корыстных целях, чаще всего демагоги. Таково моё наблюдение.
Начну с начала.
С родителями, считаю, повезло, хоть я к этому и непричастен. Отец, Николай Степанович, имел всего 7 классов и ФЗО (фабрично-заводское образование - аналог ПТУ) образования, был слесарь по оборудованию трамвайно-троллейбусного управления миллионного города, ненавязчиво, до 4-го класса сумел меня научить основам технического рисунка - изометрии, диметрии и художественного - карандашом и акварелью, черчению - правилам черчения, правила деталировки и исполнения сборочного чертежа, объяснил отличие разреза от сечения, понятие посадки и допуска, основам разметки заготовки для изготовления детали.
Денег на сигареты в первом классе хронически не хватало, потому пришлось в середине учебного года бросить курить, предварительно попробовав все, что дымится: от пыльцы индийской конопли, неистребимые заросли которой встречались на каждом запущенном газоне города (тогда слово марихуана не знали даже милиционеры), до махры и сигарет СПОРТ, которыми, как шутили взрослые, капиталисты травят американских негров. Зато бросил курить, считаю, на всю жизнь.
Отец, как уважаемый квалифицированный рабочий предприятии, имел внештатную должность рабочего инспектора авторитетного на то время областного ОБХСС и однажды, во исполнение своих общественных обязанностей, взял меня на рабочий контрольный рейд в столовую своего предприятия. После его комментариев, а он, напомню, имел всего лишь 7 классов средней школы и ФЗО, для меня непросто найти способ обмана, который был бы мне не известен в торговле.
Мать, Александра Прокофьевна, имела 4 класса церковно-приходской сельской школы, что не помешало ей научить терпению и уважению к человеку вне зависимости от его должности и иных регалий и отличий. Почти всю жизнь ради времени на воспитание трёх своих детей (у меня 2 сестры) работала разнорабочей. Однако в ее последний путь провожали высшие офицеры облуправления пожарной охраны РФ, чтобы подчеркнуть свое уважение к ней.
Начальная школа ничем особенным не выделялась. Отец показал как писать ровные палочки и овалы гласных русских букв. Программа природоведения предусматривала ведение дневника-конспекта по предмету, и отец предложил и показал, как вместо наклееных рисунков-аппликаций рисовать техникой акварели. Уроки труда 1-ого класса классной учительницы Ольги Ивановны Чаплиной поощряли индивидуальность и стремление к неповторимости. Так вместе с отцом появился настольный цирк, где актробаты кувыркались, ведомые магнитом под сценой. Для этого из жестяных цилиндрических банок вырезались узкие цилиндрики, в которые вклеивались фигуры актобатов.
Школьные конкурсы к памятным советским датам и желание отличиться заставили освоить предложенное отцом барельефное многослойное выпиливание из авиационной фанеры. Благо авиазавод тогда работал на всю мощь, хоть и назывался традиционно - завод комбайнов. Конструкцию шкатулок и механические соединения крышек делал отец. Технологию обработки дерева предлагал он же. Остальное было за мной. Зато как приятны были похвалы учителей за уникальные, с объёмным рисунком в три слоя дерева, отшлифованные, в тёплых тонах травленные под орех, под семью шлифованными слоями шлифованного лака шкатулки - подарки матери и учителям к 8 марта. И признание на выставках в школе.
С первого класса тянула книга. Школьная библиотека была большая, но первоклашек подпускали только к одной полке. На то время в прессе рекламировали лауреатскую писателя Можаева "Далеко от Москвы" и ещё, в двух томах, уже не припоминаю автора - "Алитет уходит в горы". Они считались - для старшекласников. Их брать первоклашкам не дозволялось. Впрочем, как во всяком правиле, и в этом было исключение. Все ограничения пользования школьной библиотекой отменялись для членов библиотечного клуба, каждый из которых строго по правилам реставрации отремонтировал хотя бы 10 книг. Библиотекарь показала технологию ремонта и …. Книги далее я читал только по своему выбору, много, часто. Попутно освоил производственную технологию ремонта книг. Кроме названных скучных, как мне представляется сейчас, книг соцреализма о стройке стратегической нефтяной (или газовой, уже не помню) трубы комсомольцами (реально- заключенными) и реформации пролетарских взглядов чукчи-рыболова в первом классе школы мне повезло выбрать и прочитать лучших представителей мировой детской литературы Жюль Верна, Дюма отца, Дюма -сына, Дюма - внука, Вальтера Скотта, Майн Рида, Эдгарда По и очень многих других.
Заряда єтого хватило даже для того, чтобы пристрастить двух своих младших сестер к чтению. По инерции, заряда хватило на прочтение в полном опубликованном в Союзе объёме классиков, которые упоминались в школьном курсе литературы.
Объяснения отца - слесаря по оборудованию трамвайно-троллейбусного управления в части безопасности обращения с электричеством позволило выиграть рубль в первом классе спор с дворовым другом, коснувшись языком растяжки линейного трамвайного провода, предвариительно убедившись, что он подвешен на двух изоляторах и глухо заземлён с другой. И на всю жизнь отказаться от риска игр с безопасностью, испытав на язык напряжение в радиотрансляционной сети.
Площади комнаты в коммунальной квартире на трёх детей родителям не хватало, потому новую коммунальную комнату от трамвайно-троллейбусного управления коммунального управления обменяли на большую, изолированную, но полуразрушенную квартиру в центре города. Мне это стоило новой школы в 5 классе. Одновременно - приобретения навыков перепланировки квартиры, установки сантехнического оборудования, устройства санузла, ванной комнаты вместо душа в тазике, канализации-водоотвода, опыта потайной проводки с выводом фидера через автономный счётчик к соседнему закрытому трансформаторному узлу, устройства разводки горячей воды и переделки центрального отопления, замены фанерных щитов оштукатуренными стенами.
Правда, освоить штукатурку потолка в семье смогла лишь мать. Умение работать топором, обтесать из бревна брус двухметровой длины для мальчишки 5-го класса не пропало даром и пригодилось в стройотряде позднее, в доводке опор для электрической связи в бескрайних степях родной области. Доводка деревянных полов, столярка (рамы, двери) с помощью рубанка, без станка, оставляет след на всю жизнь. Так что, умение сделать фигурную или резную дверь, столешницу для швейной машины проблемой быть перестаёт. И как отшлифовать твердое дерево, и как покрыть лаком для сохранности фактуры дерева - тоже.
С новой, средней школой № 28 повезло. Во всех отношениях. Новые сокласники сразу же устроили показательный открытый урок уважения вновь прибывших к своим традициям - дуэль на кулаках состоялась уже в первую неделю учёбы. Расплатой за неуважение к чужим традициях и к коллективу стал мой разбитый нос, а дуэлянты - по сей день мои лучшие друзьями, которым не изменяют пожизненно. Пришлось, правда, к естественному ходу событий привлечь освоенную недельным наблюдением за первенством ЦС "Труд" теорию САМБО и дзю-до по применению их характерных приёмов на будущих друзьях. Так, что уважают по сей день. А в жизни однажды именно этими навыками пришлось освобождаться из удушающего захвата придурка большей весовой категории.
С учителями повезло тоже. Школа образовалась от слияния двух школ. Преподавали лучшие из них. Доступ к химикатам объединения двух школьных химлабораторий позволили неорганическую химию за 8 классов освоить идеально - знать безопасность производства нитроорганики, побеждать в химических олимпиадах, пользоваться неограниченным доверием и распоряжением всеми химикатами школы при добровольном участии в постановке лабораторных работ всей школе по химии. Доверие учителя химии достигло границы, за которой учитель "выбил" ставку лаборанта для ученика (имея в виду мою персону) в райОНО. Знания изготовления громко взрывающихся азидов, ацетиленидов, йодидов и прочих громко самовзврывающихся кристаллов пополнялись как бы само собой.
Но была ещё и объединенная школьная физлаборатория. Физику преподавала женщина на пенсии, которая засыпала много раньше, чем кончался урок. Но, почему-то физика привлекала больше. Все школьные физические конструкторы перепробовал с друзьями, проектор и школьные усилители и трансляторы. И физические опыты школьной программы - тоже. Лучшего стимула для развития интереса к физике, считаю, трудно найти.
Директор школы был озадачен райкомом КПСС читать лекции по атеизму. Как кандидат наук по философии. Как-то незаметно приобщил меня к показам фокусов по химии и физике в лекциях атеизма в подтверждение того, что чудеса легко организовываются и объясняются. Многие из них были просто блестящи. Технологию фокусов извлекал от учителей и учебников. Отгадывание содержание тайных записок зала, сжигание предметов без повреждения, кровоточащие ножевые раны и исцеления без шрамов в отношении "случайных" лиц, карточные манипуляции. Так что, само собой, участие в олимпиадах областного уровня по физике, химии, математики стали подразумеваться. Попутно и от соревнований по русскому языку стало отказываться неудобно - отличник. Ну а получение грамоты за каждый год учебы по 8-ой класс включительно уже не считал серьёзным достижением.
Попутная общественная работа и должность председателя совета сначала пионерской дружины, о потом и секретарём комсомольской организации школы научила быть формальным лидером.
Программа школьная учебы неполной средней школы предусматривала умение разметить и обработать дерево рубанком, умение выточить ручку для стамески на токарном станке, не зависимо от пола ученика. А до восьмого класса обязывала уметь отфрезеровать простую деталь, выточить отвёртку с допуском по чертежу, разметить, изготовить и собрать дверную щеколду, знать принцип работы и схему включения трехфазного двигателя в однофазную сеть, работу магнитного пускателя, виды и принципы работы измерительных электроприборов, работу холодильника, коллекторного и асинхронного двигателей.
Не подумайте плохо, программа воспитания предусматривала и приобщение к искусству. В класс пришла разнарядка - отправить (привлечь) …дцать учеников к занятиям в кружках городского Дворца пионеров. Сразу скажу - дворцом назвать его можно было смело - архитектура неординарная. Только вот из кружков выбор был один не укомплектован лишь один - струнный. А из струнных инструментов - балалайка. Как "нормальный пацан" - отказался категорически. "Коварные" педагоги предложили записать в любую спортивную или техническую детскую секцию, если стану осваивать балалайку.
Пришлось освоить. Играл в составе классного оркестра, многие из которого стали заметными музыкальными исполнителями в миллионном городе, в городской филармонии, на многих концертных площадках. Попутно выполнил 2-ой разряд по стрельбы из малокалиберной винтовки, что, в свою очередь, дало заветное право тренировок стрельбы из пистолета. От своего тренера пулевой стрельбы впервые, как от участника обороны Брестской крепости, услышал её историю. Хоть в крепости наставник пробыл всего три дня, но именно его рассказ и по сей день заставляет уважительно относиться к её защитникам. Особенно после двухмесячной службы в части на её территории в качестве стажёра перед присвоением звания офицера командно-технической специальности - разведки в артиллерии.
Завершение учебы в средней школе ставило перед выбором новой школы. Слухи, что витали в залах городских и областных олимпиад, привлекали к неближней, по городским саратовским меркам, школа №13. Кроме номера она считалась физико-математической и собрала под своей крышей коллектив сильных педагогов-учителей. Кроме школьной программы было и несколько университетских дисциплин, которые, кроме штатных педагогов, вели приглашенные доценты саратовского госуниверситета. Кроме обязательных дисциплин для всех школьников СССР были и обязательные курсы для учеников школы из первых двух курсов университета - математический анализ, общая физика, аналитическая геометрия, алгебра высказываний (матлогика). Даже учебники и лабораторные работы были университетскими и выполнялись в университетских лабораториях.
В школе были физические, математические и даже химический профильные классы. Поэтому для "авторитета" знание получения громко хлопающих веществ (1/4 спичечной коробки которой обеспечивало выбивание всех стекол лицевого фасада школы) или эфира (с функцией слезоточивого газа - имитатора широко известной в узких кругах "черемухи"); технология изготовления напалма также входила в курс самообразования соклассников.
Каждый год учебы заканчивался защитой "технического проекта" - публичной защитой схемы и конструкции лично разработанного и лично изготовленного прибора. Моя конструкция при окончании девятого класса - демонстрационный прибор резонанса токов и напряжений в сети 220 V для коллекции физфака университета, выполнил с блеском - семь слоев столярного лака с промежуточной шлифовкой с применением всего своего предыдущего опыта и, главное, с ярко выраженным демонстрационным эффектом явления резонанса.
А на выпускных экзаменах 10-го класса, при защите своего техпроекта, фигурировала уже более сложная приставка-генератор к стандартному приемнику "Ригонда" (в роли модулятора) для несанкционированной государством связи частных персон на средних волнах. В ней применялся особый форсированный режим широко распространенных неспециальных ламп, которые применялись в школьной ламповой ЭВМ (БЭСМ-6). Доказательством работы служила светящаяся неоновая лампа в любом помещении школы и отзыв соклассника о факте и качестве связи с соседним "радиохулиганом" в смежной области и с удалённым районом на большой площади родной саратовской области, размером с несколько европейских стран. Конструкция с виду имела непривлекательный серый, классически-приборный вид, на базе серийного военного прибора радиационного контроля.
Не помешали профнавыки восьмилетки. Сделать в классе полуавтоматическое затемнение для демонстрации учебных фильмов уже особого труда не составило - знал схему электропривода, токарное, слесарное и фрезерное дело.
Проблемы дальнейшего выбора профессии и образования уже не стояла - физический факультет родного университета. Тем проще, что профильные экзамены принимали "свои" педагоги.
Первые два года обучения по всем предметам и экспериментальной подготовки по общей физике фактически повторили последние два года обучения в школе. Исключением была лишь первая сессия, в которой лишь с 3-го (последней попытки) раза смог сдать школьный курс аналитической геометрии, с незначительным расширением в виде тензорного исчисления. Могу объяснить провал лишь непонятным стрессом перед незнакомым педагогом. Тем более непонятным, что последний раз сдавал самому строгому доценту лично и на пять, но, с учетом вычтенных двух неудачных попыток, - с тройкой в зачетку.
Зато позднее, освоение программно-аппаратных средств графических дисплеев с учётом знаний аналитической геометрии для меня, инженера НИИ, готовящего производство серийных графических дисплеев, уже проблемы не составляла.
Курс черчения от отца позволил мне помочь многим однокашникам выполнить задания по черчению за курс университета. Пусть и сам курс был длиной в год. Сам, правда, за неаккуратность - размазанные руками линии чертежей сумел в диплом заработать лишь 3 балла из пяти возможных. Но даже этой оценки хватило для исполнения позднее должности начальника КБ товаров народного потребления серийного завода в Закарпатье. И заработать квартиру за особо важную для народного хозяйства и директора завода лично работу. Лишь после получения квартиры, в КБ у меня, как начальника КБ, появились помощники.
Вернусь к университету.
Опекун группы, молодой захлопотаный инженер просто забыл о своем обязательстве родной кафедре электро-радиотехники сделать сообщение по проблемам телемеханики, связанных с амбулаторным наблюдением кризисов болезни у хронических шизофреников в домашних условиях в рамках опытно-конструкторской внебюджетной работы (ОКР). До сообщения оставалось две недели. На объявленный конкурс исполнителей этой работы вместо него в обмен на зачет по ТОЭ (теоретическим основам электротехники) желающим оказался только автор. Зато, с помощью великолепной библиотеки университета, вынужденно узнал, как решались вопросы бортовой космической телемеханики даже в НАСА. Пригодилось. Отчет, правда, состоялся под фамилией куратора группы, который он успешно защитил на учёном совете кафедры.
Военная кафедра пополнила знания описанием устройств радиолокации и тактики своей артиллерии, приёмы управления огнём.
Много дал
спорт. Мечта с детства попасть в секцию САМБО не свершилась - преодолеть
конкурс примерно из пяти человек на место не удалось - поднимать штангу своего
веса над СВОЕЙ головой побоялся. Зато, нет худа без
добра, попал в великолепную секцию беговых лыжников. Коллектив из 300 человек
жил одной семьей. Кросс, лыжи, гребля, биатлон. Уже на первой лыжной тренировке
БЕЗ техники, благодаря весенней подготовке, пробежал
Попутно тренировал морских многоборцев, они же - товарищи по лыжной секции, в стрельбе из винтовки, был капитаном-тренером университетской команды по винтовке и пистолету, биатлону, сам тренировался в областном клубе у лучших тренеров области по пулевой стрельбе. Само собой, - участвовал в городских и областных спортивных соревнованиях в упомянутых видах.
Университет дал ещё один круг знаний. Однажды, в предметном отделе картотеки библиотеки наткнулся на пласт литературы по фокусам. Изучил всю. Известный иллюзионист того времени КИО, с его использованием колодцев в арене цирка для своих фокусов, сильно поблек, зато Акопян, иные фокусники и фокусы нашли достойное место в оценках техники исполнения. Изменился и взгляд на мир. Стали видными многие тайные пружины и манипуляции, средства обмана. Военная кафедра, кроме шлифовки радионавыков в применении и устройстве радиолокации требовала знания структур НАТОвских соединений и подразделений, их тактики, умения водить автомашину. Так что сдал на право вождения грузовика за год до окончания ВУЗа и несколько летних месяцев возил бригаду студентов летом в студенческом стройотряде без "корочек". Альтернативой вариантом не нарушения закона было носить десятки км в день опоры для связи, кабель и когти монтажника по степи на хребте.
Образование приёмов обмана и противодействия им пополнила двухгодовая полузакрытая (ДСП) подшивка ведомственного журнала "Следственная практика", которая попала в руки вместе с новым членом семьи - мужем сестры - стажёром следователя угрозыска. Реплики и междометия отцов моих товарищей по соседскому двору - сотрудников спецслужбы и правоохранительных оперативников приоткрыли завесу над содержанием и отдельными функциями этих служб в несекретной но не афишируемой их части. А некоторые фрагменты оценок, их реплики дали особое представление о внутренней политике страны - СССР, закрытой пропагандой и агитацией, режимом секретности от обывателей.
Своим выбором места работы по распределению ВУЗа горжусь - попал туда, куда хотел, занимался тем, чем хотел. А то, что повезло с учителями вновь, так то от меня не зависело. Распределило меня государство по моему желанию, в силу того, что был в числе первой пятерки, с правом выбора. Так попал в СКБ сейсмического приборостроения. В отдел разработки сложной информационно-измерительной телемеханики. Разработки отдела отставали от американских конкурентов не более, чем на 3 года - установочная партия изготавливалась на отечественных элементах с не худшими характеристиками ровно через три года после выпуска серийного американского аналога с заводским номером 1.
Первый производственный начальник - Макаев Надыр Абдулаевич, великолепный конструктор, разработчик РЭА, выпускник казанского авиационного института, боялся интегралов, но мог на пальцах арифметикой объяснить любой технический или физический эффект. О его квалификации могу сказать, что он инициативно, в ходе одной краткой непростой разработки, без финансирования разработал уникальное для страны печатающее устройство электростатической печати, расшифровав его принцип работы по фотографии американской печатающей головки и обрывку спецбумаги. Такого прибора не имели даже военные. Так что, вопросы преобразования форматов данных, аппаратное микропрограммирование, телемеханика и телеизмерение, постановка на производство особо сложной электронной управляющей и измерительной техники и систем управления меня уже не пугали после полугода работы с этим учителем.
Большую роль в формировании характера в СКБ СП сыграл ведомственный юрист. Вместо лекции по главе ленинской работы "Государство и революция" тот для слушателей, с риском для своей карьеры, он прочитал часовую лекцию об основах государства и права. С тех пор я точно знал, как отличить законный закон от незаконного, как соотносятся в иерархии нормы права и как на них влияет устройство государства. И то, что ссылка на закон или иной нормоакт может не означать законности. И попутно - основы римского права.
В связи с переездом в Закарпатье, продолжил работать в исследовательских и конструкторских организациях. Первая же организация - мукачевский опытный завод Авиапрома "Точприбор" заставила освоить работу с военпредом, познать особенности мелкосерийного опытного авиаприборостроения, уважать интересы заказчика, смежных служб.
"Под сына" влиятельного львовского сотрудника ПО "Электрон", ради престижа Закарпатья, был создан из мукачевских учителей физики-выпускников местного университета "как бы" отраслевой НИТИ телевизионной техники. Опыт работ в организациях, ведущих разработки, помог, полагаю удачно, 5 лет применять этот опыт при разворачивании НИТИ. Уважение коллег сохранил по сей день. Более того, могу назвать даже своих учеников.
На базе института удалось собрать неплохой коллектив разработчиков города. Здесь не только освоил технологию создания технических решений с защитой авторскими свидетельствами, но и оформил несколько десятков чужих заявок на изобретения. Удалось обучил коллег премудростям выявления изобретений и технологии их защиты. Попутно, общение с лучшими разработчиками Мукачево и патентоведами Мукачево и Львова позволили отточить навыки в патентовании и разработке. Этому способствовала общественная должность - председатель общества ВОИР в институте.
В связи с новыми задачами резко расширялись штаты и менялся профиль задач в отдельном конструкторском секторе ленинградском ГСКБ ТФП при мукачевском серийном заводе комплектных лабораторий в Закарпатье. Так опыт разработчика на моём новом месте работы пополнился разработками и, фактически, опытом конструктора серийного завода, опытом коллег - ленинградских разработчиков. Одновременно смог научить уже кое-чему и их. Завод был создан для собирания полезных комплектов для лабораторий различного назначения, существо которого состояла в переупаковке отдельных изделий в их заводскую тару этого завода с новыми описями и товарными ярлыками.
Однако, амбиции директора, который мечтал "защититься" с одной стороны, и растущая требовательность заказчиков и принадлежность к приборостроению завода - уверенно и верно вели завод к необходимости разработки отдельных приборов, связывающих комплекты в целое. Так к своим изобретениям, созданным в МОНИТИ ТТ добавил новые.
На заводе, при котором трудился ленинградский сектор ГСКБ ТФП, была ещё одна особенность. Технические руководители завода, пользуясь своим правом вето, вымогали от разработчика конструктивной избыточности, которая позволяла им получать несколько годовых окладов за рационализацию и строить дачи из дефицитных материалов. Имея в качестве калькодержателя доступ к большинству изделий завода, вынужденно освоил рационализацию. Попутно получил диплом патентоведа из рук лучших патентоведов региона. В результате, после годового сопротивления уполномоченных в рационализации завода, в десятки раз уменьшился поток их рационализаторских предложений - мало что стоило рационализировать. Попутно освоил юридические аспекты этого дела и подал сотни собственных предложений, до которых их головы и руки не доходили.
Казалось бы, "отлично" по русскому языку, гарантировало пожизненное право и умение написать грамотно заявление. Однако, государство в лице одиозно настроенных патриотов, ныне неодобрительно стало относиться к заявлениям на родном русском, которым пользуется большинство соседей, коллег, сограждан, родные и близкие и не научило государственному украинскому в ходе приобретения полного среднего и высшего образований на Средней Волге. С одной стороны знание как бы зло, но за юридическими, правовыми консультациями ко мне приходят знатоки "української мови" и уходят, как правило, удовлетворенными ответом на русском языке - с иском, заявлением, аппеляционной или кассационной жалобами. Среди таких и те, кто незнанием украинской грамматики упрекает чаще иных.
Немало из перечисленных лиц критикуют незнание украинского государственного языка, но предпочитают читать мои образцы заявлений на русском с моего персонального правозащитного сайта, вместо иных - на украинском.
Ныне - профессиональный инженер-радиоэлектроник с дипломом кафедры электро-радиотехники физфака университета и опытом директора малого предприятия, руководителя проекта и филиала профильного НИИ электронных приборов, свободно читающего стандарты бухучёта - на должности с отдельными инженерными задачами эксплуатации аппаратов связи.
Опыт разработки информационно-измерительных и телеустройств вычислительной и управляющей техники применим к регулировке качества речевых аналоговых телефонных каналов способом телефонной трубки с угольным микрофоном.
Опыт метролога-разработчика измерительных систем определения электрических параметров, акустических и шумовых характеристик, газового состава и иных характеристик атмосферы применяются и востребованы коллегами и соседями в отстаивании коллективных и персональных прав при установке и поверке водяных и газовых счетчиков перед поставщиками коммунальных услуг.
Навыки специалиста по надёжности и надёжному конструированию средств и систем управления техпроцессом и аппаратов в МПСС и в Авиапроме - в качестве электромонтера и контролёра качества паек и скруток в кроссшкафах коммутаторов связи.
Юридический опыт разрешения и устранения конфликтных ситуаций способами методами системного и иными способами анализа применяю для ежедневного дистанционного влияния на не расторопных или малокомпетентных смежных коллег-техников связи иных ведомств. Иногда, - для разговора с техниками, мастерами и рабочими домоуправления для защиты прав своей семьи и соседей на качественные коммунальные услуги.
Навыки выявления, анализа и защиты технических решений с целью патентования употребляются для защиты от молодых и порывистых коллег с их инициативой по пути к повышению их же должностных окладов. Правда, попутно научил одного бывшего коллегу защите печатной художественной продукции способом водяных знаков, который тот изобрёл самостоятельно.
Свободная ориентация в стандартах делопроизводства позволяет консультировать по технике обращения родственников, коллег и соседей в надзорные органы и в суд или в антимонопольные органы за восстановление прав на безопасные коммунуслуги без завышенных тарифов.
Знание процессуальных процедур, технологии споров в общих судах, арбитражных, конституционного, административных судов и порядка обращения в Европейский суд по правам Человека -позволяет консультировать сограждан по жалобам и искам на госсулужбы: государственную исполнительную службу, налоговую службу (инспекцию), прокуратуру и страну (юстицию страны) проживания - Украину, соответственно.
Профессиональное чтение стандартов бухучета, способность составить (изменить) формулу расчета цены товара (услуги) по тексту закона о новом налоге или новой его ставки (а также рентабельности, прибыли, отчислений, начислений и размера налогов) как возможность предсказать ближайший скачок цены на местном базаре в курилке.
Умение организовать производство нового товара (услуги) использую для переноса канала связи из коридора на кроссировочные контакты этажом ниже.
Умение придумать и использовать, с пользой для общества, технические новшества с мировой новизной, с использованием защищенного дипломом авторского свидетельства и подтверждённом нагрудным знаком на использованием на противоположном (Дальнем. Востоке) краю бывшего СССР применяю для повышения надёжности непропаяного контакта телефонного соединения. С той же эффективностью - ряд иных своих предложений с мировой новизной.
Коммуникабельность полезна для нахождения компромиссов в поисках и устранении отказов в линиях связи с ретрансляторами и ведомственными связистами разных ведомств. Демократичность в натуре - при доказательстве в курилке ущербности государственной политики демократии для обирания населения. Навыки рассчёта отчислений и начислений - в отношениях с пенсионным фондом в вычислениях размеров пенсии родных и знакомых. Юридические навыки полезны в отношениях с домоуправлением, санэпидстанцией и прокуратурой в попытках очистки подвала девятиэтажки, где проживаю, от многолетнего взаимного орошения фекалий водоотвода и водопоставки питьевой воды.
Знание вариационного исчисления позволяет рассчитать минимум ставки совокупного налога и оптимальные размеры удержаний начислений с зарплаты как экономической тактики предпринимателя.
Навыки производства в авиапромышленности, промсвязи, нефтяной и газовой промышленности, Радиопроме, Минприборе пригодны для ремонта домашней бытовой техники и мебели. Навыки делового и технического языка применяю в журналистике в защиту личных, семейных и прав предпринимателя и сограждан от правительства.
Умение ставить задачи и оценивать адекватно выполнение своих и чужих задач помогает в жизни. Умение обучить коллег до своего уровня помогает в умении отбить необоснованную придирку и попытку "спихнуть" чужой собственный промах на коллегу со стороны своего порывистого коллеги.
Умение обобщать полезно в выработке линии поведения,
заключающейся в системе поведения, отстранённой от столкновения амбиций,
дилетантов и прожектёров, подхалимов, демагогов и
некомпетентной посредственности с ущемлённой психикой, вследствие комплекса неполноценности.
Салтыков Владимир
Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород