Профессионалами не рождаются
Мы не будем ждать милостей от природы.
Взять их у неё - вот наши задача.
/Из трудов партийного и государственного лидера В.И.Ленина/
Предприятие было режимным. В том
смысле, что от режима, т.е. качества-профессионализма,
бесперебойности-надёжности его работы зависели многие. Режим-профессионализм
обеспечивался серьёзным запасом устойчивости советской техники СССР, некогда
одним из мировых лидеров в отрасли, тщательным подбором кадров, в состав
которых попадали, как правило, родственники своих же специалистов-работников.
Такая кадровая политика обеспечивала стабильность-неизменность предприятия:
состава, технологии, дохода вопреки старению техники.
Местный колорит обеспечивал достаточный для
стабильности технологический уровень предприятия. Колорит обеспечивался
местными ПТУ, и ВУЗами, исповедующими ту же тактику в педагогических кадрах.
Преемственность в техническом обслуживании обеспечивалась малочисленностью
персонала, занятых собственно надежностью и эксплуатацией техники, занятостью
остальных заполнением бумаг, формы которых придумывали более компетентные
коллеги в профильном министерстве в стольном граде Киеве.
Была еще одна важная составляющая технологии
преемственности - устное творчество. Дело в том, что в этой режимной заводи
издавна была традиция: чтение технических описаний применяемых аппаратов
заменять расспросами уцелевших специалистов. Это - с одной стороны. С другой, -
сами специалисты никаких описаний-схем не составляли, опираясь на свою развитую
память. В помощь ей были, разумеется, обрывки записей, похожие на остатки
исчезнувшей александрийской библиотеки, рассеянной по всему свету. Но они были
написаны на собственном техническом языке по оригинальному стандарту, который
понимал только сам исполнитель. Таким надёжным способом записавший однажды
схему эксплуатируемого аппарата монтёр становился пожизненным ведущим
специалистом по аппаратам этого вида, даже на пенсии. Остальные специалисты
сразу попадали в положение завидующих специалистов.
Такое положение устраивало, в основном, всех.
Ведущие командовали неведущими за надбавки, обеспечивая себе почёт и уважение
руководства, которое устраивала стабильность. Мелкие неудобства, заставляющие
начальников терпеть мелкий шантаж от ведущих, искупались стабильностью положения.
Неведущих, их называли начинающими специалистами или специалистами по
чему-нибудь несерьёзному или специфическому - сверлению, металлу, набору
компьютерного текста, припаиванию, устраивала неответственность, заложенная в
их должностном окладе, возможность не применять голову и не выслушивать
неудовольствие руководство за сбои в работе. Такое положение сохраняло им
здоровье к пенсии, но пенсию обеспечивало малую.
Тут уместно сказать, что в устной системе
образования предприятие отработало, отшлифовало и неоднократно применяло ряд
эффективных мер-приёмов, которые обеспечивали минимальный обязательный уровень
умений работникам, из которых к знаниям можно отнести лишь знание алгоритмов
функционирования такой системы. Складывалось впечатление, что эти алгоритмы
впитывались с вдыхаемым воздухом предприятия. Сами по себе эти алгоритмы, в
силу своей высокой эффективности, достойны отдельного исследования, но не
упомянуть о них здесь нельзя.
Будущий узкий специалист или будущий ведущий
специалист над неведущими, завидущими и над остальными, сомневался по вопросу,
в котором он намеревался стать ведущим, высказывал сомнения. Спрашивать в лоб
кого-либо, признаваясь в незнании, на предприятии было немодно. Когда
высказавшему сомнение подробно разъясняли, рассказчика вновь и непрестанно
"заводили" на подробности и детали, междометиями: - "Не может
быть, ну надо же, кто бы мог подумать, а самому сделать слабо, кто не знает -
тот учит, кто знает, тот делает, а вот в смежной фирме…, а вот у нас работал,
так он …" и подобными репликами.
В этой системе окончание этого простого, но очень
эффективного алгоритма, заключалось в
том, чтобы после выуживания необходимых профзнаний, получивший их молчал как
партизан, чтобы коллеги не выудили у него их "тем же макаром", а его
положение стало и сохранялось незаменимым. И еще, - ни при каких условиях,
получивший информацию таким образом, не должен был указывать на источник знаний
и не обсуждать их в присутствии начальника и источника этой информации. Иначе
возможен конфуз и ведущим мог стать не он. Нет, не подумайте, что иной. Просто
стать, но не сразу. Как использовать преимущества полученной информации,
понимал каждый. Были в этом алгоритме еще стимуляторы, но они к теме
повествования не относятся.
Рассказа бы не вышло, если бы один из специалистов в
узкой несерьёзной области умений не уволился, перейдя на иную фирму, где надо
работать за деньги.
Новый будущий специалист-инженер узкого профиля
специальности не знал, хоть название его специальности звучало обнадёживающе.
Впрочем, у уволившегося оно даже не было созвучно по профилю работы и - ничего.
Инструкция же требовала провести ряд технологических инструктажей.
Ответственный по профессии, он же экзаменатор и
инструктор на рабочем месте новичка был серьёзен. Главный вопрос стоял так; -
" Аможно ли доверить тестер новому сотруднику. И, если можно, то и стоит
ли разрешать ему измерять напряжение в сети 220 В без особого риска иметь
смертный случай на производстве". Инструкция, впрочем,
требовала от инструктора всего лишь проверить, не убъёт ли новичка в первые два
месяца работы. Считалось, что любой будущий узкий специалист, за эти два месяца
освоит науку, куда совать пальцы не надо. В крайнем случае, всегда можно
назвать его специалистом по компьютерам и к электросети и к измерениям с
тестером не подпускать. Тут уместно заметить, что узкие специалисты изучали
пользование компьютера тем же, принятым на предприятии способом, т.е. опросом
более грамотных, чуть менее узких специалистов, уже прошедших стажировку на
предприятии.
Вернемся, однако, к инструктажу. Спросить будущего
узкого инженера, а умеет ли он пользоваться тестером, считалось неприличным,
потому проверяющий его квалификацию после стажировки инструктор спросил
косвенно: - "Какой параметр меряет омметр?". Ответ озадачивал: -
"Вольты". По будущей работе надо было бы знать ещё несколько
физических величин и единиц измерений. В частности - Непер, дециБелл, причём
знать, чем они отличаются для напряжений и мощностей. Но это были уже тонкости,
которые знал не каждый из крутых специалистов предприятия. А способность
самостоятельно перевести Неперы в децибеллы приравнивалась к званию академика.
Поэтому после ответа на первый вопрос инструктор начал вместо экзамена
рассказывать, как себя вести, чтобы уцелеть и радикально не сломать аппараты,
находящиеся в рабочей аппаратной комнате.
Невольные, случайные свидетели экзекуции новичка,
сочувствуя ему от души, т.к. проходили в свое время такую же процедуру, завели
общий разговор с участием инструктора, переводя тему разговора от специальной
электроники к общей электротехники и "про жизнь".
-
А вот у меня, - сказал вскользь первый свидетель рабочего инструктажа, ведущий
электротехник, - бетономешалка сгорела. Мощности движка не хватило. Надо,
полагаю, ещё один редуктор последовательно поставить, вот мощность на валу и
возрастёт, сгорать не будет.
-
"Нет, - возразил ему инструктор, мощность на каждом редукторе по
пути от электродвигателя только теряется, а вот вращающий момент возрастёт с
увеличение коэффициента редукции".
Испытуемый, вроде оживившийся отвлечением от темы
профессиональных испытаний, опять упал духом.
-
"А всё-таки электроника вещь тонкая, - заметил инженер, что был слева от
испытуемого, - вот у меня, к примеру, случай был. Смотрю осциллографом на
управление тиристором. Кручу ручку. Импульсы по амплитуде не меняются, а на
выходе напряжение изменяется от нуля до полного. Чудеса".
-
"Так тиристор управляется фазовым сдвигом отпирающего напряжения,
а не напряжением, потому никаких изменений ты видеть не мог".
-
А вот в книге начинающего радиолюбителя для 6 класса написано, что
напряжением".
-
Так ведь там написано дальше ещё: - " В момент времени…, а это и
означает фазовый сдвиг управления".
-
Но ведь на осциллографе никаких сдвигов не видно.
-
Ещё бы, ведь ты сигнал синхронизируешь самим собой, потому он и не
сдвигается.
Почувствовав нехороший поворот в экзамене, на помощь
будущему коллеге вступил второй наблюдатель, техник: - "А вот у меня была
проблема выбора электрического конвектора. Контакты в розетках горят и горят.
Кто-то мне сказал, что всё зависит от сопротивления. Чем больше сопротивление
конвектора, тем он мощнее, тем больше горят контакты".
-
Не верно, отозвался инструктор. Чем больше сопротивление его, тем
меньше через него ток: И называется это законом Ома для участка цепи. Так что
на всю оставшуюся жизнь запомни формулу U=I x R. А мощность аппарата определяется произведением
тока на приложенное к нему напряжение сети P=U x I.
-
А я всегда считал, что, что закон Ома только для постоянного тока.
-
Как же так может быть, если в формуле закона Ома нет времени. Т.е.
закон выполняется вне зависимости от формы и направления тока. - Добавлю, -
заметил инструктор, - что чем больше протекает ток через контакты сетевой
розетки аппарата, тем больше выделяется тепла-энергии на них, тем они больше
греются. Потому и подбирают розетки и сеть соответственно аппарату и наоборот.
Наблюдатели
предприняли еще одну попытку разрядить напряжение инструктажа-экзамена: -
Сейчас, в период экономической и финансовой независимости страны, в отличие от
пресловутого СССР, когда власть одной партии принадлежала, отменили все
стандарты, из-за обилия которых СССР распался.
Инструктор
переспросил; - "С чего вы взяли, что стандарты отменили, и что из-за них
распалась страна?"
- Так ведь
раньше их сколько в библиотеках было и инженеры их читали вместо
конструирования. А ныне ни в библиотеке нет, да и не читает их у нас никто. И
вообще, наши стандарты всегда были хуже западных.
-
Так развал страны с количеством стандартов связан только так: если их
не соблюдать, - страна развалится. И без стандартов нельзя. Гайки к винтам
подходить не будут, и к ним - гаечные ключи, ни один завод своих изделий
никогда не соберёт из чужой комплектации, т.к. у каждого свой метр будет. А по
ряду направлений Союз был абсолютным лидером. Конечно, сама по себе
стандартизация может быть равно и средством удовлетворения личных амбиций, как
и любая отрасль. К примеру, вступившие в силу сотни стандартов СЭВ не
обеспечили стыкуемости ни одной заграничной детали электродвигателя, зато
обеспечили сколько заграничных командировок министрам!
Участники разговора-аттестации на пригодность нового
сотрудника, в попытке сохранить лицо нового сотрудника, который уже успел
поставить им "привальную", сменили тему радикально и перешли на
ремонт автомашин.
-
А вот у меня коробка передач полетела, так никто не брался
ремонтировать - спецоснастки и умения ни у кого нет. Так нашёл одного, кто
взялся. Правда, пришлось потом её выбросить и купить новую. Ни один специалист
на неё после неудачного ремонта и глядеть не хотел. Ремонтёр посадочные места
подшипников молотком разбил - у него съемника не было.
-
Это был не специалист, а проходимец, - заметил инструктор, - специалист всегда
знает границы своей компетентности и не за своё дело не берётся.
В попытке завершить испытание на
мажорной ноте, в разговор вступил еще один слушатель: - " Ничего. Он у нас
компьютерщиком будет. У него ловко получается загнать мелодии с Интернета на
мобильный аппарат. Такого среди нашей службы не умеет никто".
-
Этой "специальности" можно научить любого школьника 1-ого класса за
15 минут. А нам нужны электроники и монтажники, - бросил реплику инструктор
-
А я думаю, заявил еще одни слушатель, что это всё димогогия. Именно
ДИМОГОГИЯ - явное навязывание своих заблуждений.
-
А ты попробуй найти, как специалист по компьютерам, значение этого
слова в Интернет-словарях. (Пытается найти ДИМОГОГИЯ, но неудачно).
-
А ты попробуй набрать слово по-другому: демагогия.
Ну это уже иная история.
Тестирование закончилось позитивно,
не дожидаясь завершения всех предписанных вопросов - позвонил кто-то
авторитетный для инспектора в вопросах кадровой политики предприятия.
По не выключенной радиотрансляции
неделю назад назначенный президентом страны министр юстиции доказывал стране,
что у него образование, кроме средней общеобразовательной школы есть, но
выступление в этом не убеждало, и было неясно - какое именно. Народ
сочувственно понимал - министр свой, НАШ, в смысле - из нашей Украины (страны),
потому - к чему придирки, раз человек хороший.
Страна продолжала идти по пути в Европу. По своему
пути, по-своему на своём пути.
Владимир Салтыков 15-26.06.07 Ужгород
+38-(03122)-29069