Сказка о градоначальнике
Мысли о градоначальницком ..
единовластии …
…предлагаю…
Учредить
особливый воспитательный градоначальницкий институт.
Из
наук преподавать следует три: а)
арифметику, как необходимое
пособие по взысканию недоимок; б)
науку о необходимости очищать
улицы
от навоза; и в) науку о постепенности мероприятий. В
рекреационное
время занимать чтением начальственных предписаний
и
анекдотов из жизни доблестных администраторов.
/ "История одного города". М.Е. Салтыков-Щедрин.
Художественная литература, М., 1953, с.181-186/
Жил-был на свете город. Жители того славного города
почти ничем особенным не отличались, разве что были отзывчивы, терпимее друг к
другу, чем жители иных городов, на чужое не хватки и владели многими полезными
ремеслами. Большинство жителей того города были добрыми людьми, каждый хотел сделать свой дом красивее, чем дом соседа, а сам город находился в кольце гор. За свою
тысячелетнюю историю город видел много разных градоначальников. Собственно, даже назывались они в разные года-века
по-разному - воевода, удельный князь, Первый секретарь, Председатель… и проч. В
последнее, меркантильно-романтическое время градоначальнику специально
придумали название новое - мэр.
Не знаю, было ли в том названии должности
градоначальника дань уважения к трудной должности управления городом, или мода,
или преклонение перед заокеанскими процветающими городами. Однако здесь
рассказчик явно забежал вперед истории.
Город, как и положено городам с
тысячелетней традицией-историей, вел свою
родословную, большую часть которой составляли славные, а случалось и
ратные подвиги своих градоначальников или градовладельцев.
В летописи градоначальников, как у классика из
летописи одного Города, были и деятельные, и ленивые, идиоты и дураки, воры, и
с инициативой, с философским взглядом,
(генерал-)майоры, и с механической головой-шарманкой, без головы и иные-разные.
Некоторые оставляли свой особый след в истории города.
Одни - распродажей городской земли и строений. Некоторые - своими указами или
способами управления, совпадающими с сержантскими командами. И не то, чтобы
указы каждого памятного городского начальника были полезны городу или даже
самому градоначальнику. Нет, далеко не всегда. Просто они были необыкновенны,
потому и долго не забывались памятливыми на необычность горожанами.
Надо сказать, что время в ту, описываемую рассказчиком
пору, было объявлено мирным, не военным, хоть народ вымирал и разбегался по
заграницам от реформ не хуже, чем от военных действий.
Для развлечения народа и отвлечения его дум от
всяческих полезных и антиградоначальницких реформ и революций, придумали умные
заокеанские головы, а наши, не менее умные, не раздумывая долго, разнесли те
слухи-идеи по околицам города новое для горожан слово и занятие модное -
демократию.
Что оно толком означает, знали только посвящённые -
те, кто это понятие придумал. Занятие было удачное, слово звучное,
запоминающееся, впечатляющее. Все горожане о нём только и говорили, забыв про
постоянное недоедание и недопитие. Впрочем, про недопитие рассказчик
преувеличил - горожане пили. Только вот, молока хватало только горожанам,
которых кормили матери своей грудью, а остальные пили огненную воду. Для красоты и научности её поэтично окрестили С2H5OH.
Фискально-оздоровительный главк городской, что лицензии давал на
торговлю-перегонку огненной воды, доказывал её лечебные свойства и пользу для
каждого горожанина и городской казны.
И так часто новое слово стали
употреблять в городе все сословия, словно и нет других слов - честь, совесть,
справедливость и прочих.
Те выдумщики, что новомодное слово-понятие придумали,
убедили горожан-слушателей, что ценнее жизни и прочих людских ценностей для
каждого человека в отдельности и всех жителей вместе - есть демократия и
свобода. И так успешно убедили, даже не объяснив ничего толком про эту
демократию и свободу, что зачарованные красивыми словами, жители того города, в
это поверили.
Весь город, словно помешанный, только и гудел -
демократия, демократично, за демократию. Даже тост главный в городе -
"Будьмо", которым здоровье желали всем, кто с чаркой, подменили на
пожелание демократической свободы в городе.
Тут рассказчик, справедливости ради,
должен отметить, что само по себе пожелание свободы не вредно, если только
добавить и разобраться, какой именно. Иначе - непонятно и запутано. И еще,
-свобода вещь не дешёвая.
Свобода совершать глупости - самая
дорогая свобода, потому, как платить за них приходится втридорога, правда, - с
отсрочкой, пока глупость всем не покажется.
По этой причине, - из-за оплаты с
отсрочкой, как бы подешевле, жители выбрали свободу делать-совершать глупости.
Захваченные новомодным занятием -
демократию делать, народ придумал себе еще одно - демократичного мэра
демократично выбирать.
Поскольку из горожан должностных инструкций для
должности мэра никто никогда не составлял, а написанные иными читать считали
ниже своего достоинства, знамо дело, никто из горожан толком обязанностей мэра,
а тем более пожелания классика для новых мэров не знал, потому и решили мэра
выбирать демократично, что сомнению не подвергалось никем.
Выбор кандидатов в мэры был из
одного претендента. Именно он указал, что знает, как мэром быть и что всеми
нужными качествами владеет.
Глупыми горожане, однако, не были,
потому на всякий случай обратились к консультантам - людоведам, по-научному - к
психологам или, по-новомодному, - к PR-истам.
Толком никто не знал, кто они такие, людоведы-пиаристы, однако те за горожан
рассудили, что именно они-то, как самые
непредвзятые и рассудят-посоветуют правильно, как мэра выбрать-избрать без ошибки. Горожане им поверили.
Посоветовали специалисты, что, дескать, главное -
критерии правильные в выборе. Хочешь, чтоб не воровал мэр - бери бывшего вора,
тот уже свое взял. Хочешь без взяток - бери взяточника. Хочешь работоспособного
- бери лентяя, тот наотдыхался за свою жизнь и после избрания начнет так
работать, что не остановишь. Хочешь иметь ученого и образованного - бери неуча,
тот всю свою неизрасходованную энергию на алтарь городской науки положит. А
если вдруг захочешь, чтобы в интересах общества день-ночь мэр трудился - бери
коммерсанта, который для своей семьи без устали трудится. Если предал раз
друзей - больше обществу не изменит. И всё в том же духе.
Выбрали мэра по рекомендациям
знатоков, по внешнему виду и интуиции граждан. То есть по своим понятиям. Всем
понятиям мэр соответствовал.
Описанное в сказке время - век информационных технологий,
потому не прочитать то, что писано классиками о науках для градоначальников, не
с руки даже вновь избранному мэру.
Пора, однако, отметить в повествовании, что
описываемое время было также временем повсеместного расцвета науки. Наука,
правда, развивалась несколько однобоко - из всех наук развивались только два
действия из науки арифметики - отнимание и деление. По каким-то объективным
причинам, а возможно в силу тогдашней моды, эти науки-действия применял каждый
мэр. Те редкие претенденты на должность мэра, кто даже такую науку в силу иных
озабоченностей осилить не смогли, всегда имели возможность нанять себе
бухгалтеров из местного бокс(инг)-клуба.
Новый мэр правила арифметики знал лично. Более того,
отличался от некоторых тем, что умел решать задачи даже на два действия - умел
делить то, что предварительно отнял. Однако для свободы своих градоначальнических
решений, арифметикой для сбора городских налогов он поручил заниматься
фискальному ведомству города и сразу приступил к освоению более сложной науки -
высшей арифметики. Суть этой науки в том, как из убытков казны сделать себе
прибыль. Остальные науки счел для себя и города бесполезными. Чтобы иные науки
высшей арифметике не мешали - он их своим указом-декретом в черте города
отменил.
Напомню читателю, что классик, в память наиболее
передового Городского градоначальника своего времени вложил всем будущим пожелание
освоить не менее трех наук. К обязательным тем наукам отнесены им были:
арифметика, чтобы пополнять казну, наука об убирании дерьма с улиц и наука о
постепенности всяческих городских реформ.
Чтобы нескромным и реакционером в академических
городских кругах не прослыть или выскочкой, попросту, придумал мэр
экономическое объяснение для необходимости
запрета лишних наук. Объявил своим указом-декретом, дескать, убыточной
части городского бюджета не хватает для уборки мусора-навоза с улиц, потому
предписал, чтоб расходная часть личного бюджета каждого горожанина имела размер
убытка городской казны. Для сговорчивости и неотразимости на горожан своего
указа-декрета, повелел навоз с улиц не убирать вовсе.
Как ни крути, а от того указа-декрета городской казне
доход в размере многократно недополученного убытка. К тому же, косвенный доход
казне капает не меньший - от дополнительного мора среди жителей от тифа-холеры
- за счет нововыданных городом лицензий мастерам лечений и погребений для
оставшихся горожан, сборов от таможенников - за счет сбежавших из города
эмигрантов.
А на тот случай, если вдруг горожане в городскую
реформу поверят и станут за уборку вдесятеро платить, мэр самолично подрядился
весь мусор вывозить с улиц, и тех-самых мусорщиков себе лично служить
постановил.
Хоть круть-верть, хоть верть-круть: хоть и дерьмо, а -
золото.
Заныл народ, заскулил. Где чистота былая, где порядок,
город в Мусоросранск пора переименовывать! Почему старую систему мэр разломал
своей необдуманной реформой, новой системы не построив! Прежних мусорщиков от
обязанности дерьмо собирать освободил, а новым сборщикам мусора никто платить
не обязан - договоров для новых мусоросборщиков нет.
Опять же, почему расценки труда по сбору навоза такие,
как у золотодобытчиков, которые на Аляске? И уж вообще непотребные слова в городе появились - тарифы, расценки,
гарантия прав потребителей, монополия, превышение служебных полномочий.
А один горожанин вовсе договорился - неполное
служебное соответствие мэра, мол, - в полный голос. А шепотом добавил возле
экологического городского прокурора: - "Уголовная статья плачет по таким
новаторам, биологическая диверсия", - мол. Один из помощников мэра
услышал, стал возражать, мэра защищая, что, дескать, то что в центре - это еще
цветочки, а на окраине и за околицей -
так там такое …., и то ничего, горожане с околиц не ропщут. И живности приплод,
опять же. Охотники новых крыс от зайцев по размеру перестали отличать.
А тут уж шепот со всех сторон раздался - биологическая
война, и уж совсем страшное - геноцид. В смысле - война со своим
народом-населением.
Понял мэр, что погорячился - науку об уборке навоза
поспешил отменить. Пришлось отменить свой указ-декрет в соответствующей части.
Однако разговоры о вреде радикализма в коммунальных
реформах утихли не совсем.
Потому, чтобы себя и народ в бесполезности науки о
постепенности реформ убедить - новую радикальную полезную городскую реформу
провести решил. Снова применил высшую арифметику, как из реформы убытка казны
прибыль себе сделать и городскому бюджету.
Закупил много печек с хорошо раскрученной рекламой. И
уверяла та реклама горожан, что печки те, самогрейки то есть, - к ним ни газа,
ни дров не надо, сами греют. А если и надо, то только символически. И казне
доход в размере недополученного убытка от центральной печки - весь город
издавна от одной главной печки каждую зиму согревался, к каждому дому своя
труба вела.
И повелел мэр каждому жителю выгодную самогрейку
поставить, в рассчете, что на трубах к окраинам города городской бюджет убыток
съэкономит, а личный бюджет мера от продажи импортных самогреек пополнится.
Только об этом услышали состоятельные жители, те, что
к мэру (тот в центре города жил-правил) поближе проживали и зимой в тепле жить
предпочитали, так, зная решительность мэра, сразу самогрейки понакупили, хоть и
втридорога.
Наступила зима.
Тепло по трубам к окраинам вовсе доходить перестало -
одни трубы по пути к окраинам владельцы самогреек отрезали, чтоб им не мешали
своей импортной самогрейкой любоваться. Другие трубы от нехватки тепла и
избытка мороза сами полопались.
А в третьи трубы градоначальник-мэр тепло вовсе
запретил подавать, т.к. за деньги оставшихся в живых граждан все тепло
центральной печки не купишь.
Стали в начале зимы замерзающие горожане завидовать
тем, кто втридорога самогрейки себе установил-купил. Только напрасно и недолго.
Как не обещали чудеса заграничные изготовители и отечественные продавцы
самогреек, что те без топлива тепло производить будут - так ничего не вышло.
Сначала дрова близлежащего парка повырубали, а потом давления газа перестало
хватать на всех владельцев печек
Конечно, умельцы и импортную технику научились
приспосабливать под проблемы своей семьи. Только вот от таких приспособлений
почему-то дома многоэтажные гореть-взрываться стали. А виноватых нет. Как бы. И
мэр не виноват - третью науку отменил, так что не виноват по закону. Или
виноват не по закону, т.е, не наказуем по Конституции той страны, где
Мусоросранск к городу условно отнесен. А тамошнего прокурора наукам для мэров
не учили, и как теплопоставку и мусоровывоз в городе решать - не знает. Ведь
классик в своих предложениях о полезных науках прокурорам ничего не указывал. А
жители и вовсе таким наукам, как поддержание нужного давления газа в
газотранспортной системе, системному принятию управленческих решений и
моделированию не обучены.
Долго терпели горожане.
А однажды зимой на благотворительном приеме в мэрии,
который мэр проводил для иногородних заморских гостей, один ребенок, которого
мама погреться привела из своего дома, вслух, сказал мэру, что реформы должны
быть постепенными, чтобы тепло и чисто было всегда и везде.
Устами младенца …
Понял мер, что с отменой и третьей науки поспешил.
Отменил мэр к весне свой указ-декрет о запрете третьей
науки. К тому же потеплело, так что в эффективность городской реформы тепла
горожане невольно поверили.
Теперь уж точно станет легче жить. Ведь населения-то в
городе стало меньше. Одни в теплую Испанию уехали, поближе к апельсинам, другие
в Западной Сибири золотишко моют на приисках, чтобы намытой зарплатой за
поданное зимой тепло их семьям рассчитаться, третьи - рассосались.
А мораль сказки? Градоначальник уверяет всех, что три
обязательные науки для мэра освоил, и в случае его переизбрания на очередной
срок уж точно научится читать стандарты, санитарные нормы и правила, иные
нормативные акты и извлекать пользу из начальственных предписаний, опыта жизни и анекдотичных ситуаций доблестных
администраторов.
Горожане вновь верят. Но в этот раз - с трудом.
Кто-то из граждан даже предложил науку для градоначальников
сделать обязательной для каждого губернатора и даже президента. Ведь модные
нововведения теперь не только в отдельном Городе, но и во всей стране
происходят.
Салтыков Владимир
Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород