Из записной книжки законодателя,
специалиста по налогам и не только
/грустная шутка/
Закон нужен для унификации управления народом,
а не для установления справедливости.
/Мнение
кардинала Мазарини/
Закон должен быть непонятным и разнообразным. Иначе, - зачем же нужны
юристы и адвокаты. Законов должно быть много. Иначе юристам и депутатам можно
стать безработными. Неожиданный референдум по количеству депутатов в палате «по
инициативе народа» сократит именно тебя. Или начальник. Остальные о себе
побеспокоятся сами. Есть несколько эффективных приёмов уцелеть на работе. Они
изложены ниже.
- Законы и инструкции не
должны быть короткими. Краткость, как известно, сестра таланта, но именно этого тебе не простят коллеги по
сессионному залу, спикер, председатель комиссии, председатель делегирующей партии, премьер. Чем длиннее написано, тем
меньше прав у того, «для кого написан закон/инструкция», тем больше надо его
(закон – инструкцию) улучшать, разъяснять. Тем более ты (законодатель, депутат,
правоохранитель, юрист) нужен.
- При изменении закона
никогда не предлагай новую редакцию закона или его пункта в полном изложении.
Предлагай изменить текст существующего, например так: «перечень льгот из
Декрета № 00000/00000 по коэффициентам, указанным в Законе о …, снижающих
коэффициент уплаты …..налога в его части, остающемся на предприятиях группы из
…-ого абзаца инструкции ГОСПЛАНА СССР, в не отмененной его части, утверждённой
постановлением КМУ №00000/сс, снизить на 1,5 %» /пример условный/.
- Рекомендуй вводить законы с
даты принятия. Это ставит в тупик тех, кто их исполняет. По Конституции, они должны быть позднее
подписаны президентом, зарегистрированы, напечатаны в официальной прессе, а
лишь потом… исполняться. Тебе же такая поспешность добавит лавры ежесекундного борца
за права народа.
-
Предпочитай список разрешений в законодательном акте списку запретов. Списки
всегда короткие из-за нехватки и дороговизны бумаги, поэтому у гражданина
всегда будет меньше прав, а у тебя - больше работы по их расширению при
следовании этому совету.
Длинные законы читают не столько для исполнения, сколько для оправдания
поступков /или бездействия/, поиска виновных. В силу их противоречивости меж
собой и с Конституцией. В них всегда любой найдет подтверждение любой точки
зрения: от защиты экономического гангстера /сейчас модно говорить об олигархах/
до пенсионерки, которая, если соберет достаточно денег на адвоката, докажет,
что не платит за коммунальные услуги законно. Т.к. по переводу долга за неё должно
заплатить ограбившее её родное государство. С индексацией и моральной
компенсацией. К тому же, законы пишут не для установления справедливости, а для
унификации управления народом.
- Не забывай никогда, о чём
гласит народная мудрость: «Прав тот, у кого больше прав». Как бы ни был прав. И
сколько бы прав не имел.
- Применяй принцип японского дзюдо: дави
/законом/ в ту сторону, куда давят все коллеги и в отношении всех. Трудно идти
против течения. Как все – легче и эффективней.
- Народ обманываться рад
всегда. Его не обманывает только ленивый. Обещай, к примеру, быстрое наполнение
бюджета путём привлечения иностранных
инвестиций, путем освобождения от налогов и таможенных пошлин смешанных
фирм лет на десять /лучше - на 25/ с расширением базы налогообложения. Не важно,
что после этого налоги совсем прекратятся. Сошлись на неумение или
нерасторопность местных чиновников или на коррупцию. Помни, что предыдущая, всё
и всех охватившая влиянием партия, постоянно всем обещала жить лучше, но
никогда ХОРОШО. Причём, лет через 10 - 25. Так и сейчас, можно обещать развитой
капитализм через те же годы. Тогда и заживем! До того успеешь пожить хорошо
сам.
- Не бойся ошибиться. Тебя
поправят. Заказчик, коллеги, президент, в конце концов – секретарша,
машинистка. Виноват стрелочник. Всегда. Это знает каждый школьник. К
стрелочникам относятся: правительство,
отдельные чиновники, ведомства, заграница, МВФ, МВБ, в крайнем случае –
машинистка…. Законодатель не виноват. Никогда!
- Читай архивные документы
своего законодательного ведомства. Там
найдешь пласты отменённых или
незаслуженно забытых действующих документов, проекты невостребованных
законов. Которые после забвения вновь станут актуальными. Возможно, поменялся
законодательный состав, юридическая база или твой заказчик, или президент, или
правительство. Чтение тебе сэкономит уйму времени и сил на разработку новых или
поправки в действующих нормативных актах. Может прославить. Повторять имена
авторов не обязательно. Это не модно. Авторские права в законодательстве не
афишируются и не защищаются. Да и их авторы к этому не стремятся, чаще всего.
- Не бойся написать лишние законодательные,
законоподобные и незаконные законодательных акты /см. отличия в письмах Высшего
хозяйственного (арбитражного) Суда Украины/. Коллеги и НАРОД простят. Люди
настолько наивны, что в большинстве вообще не сомневаются в документах, даже,
если они не зарегистрированы Минюстом, зато на них обратные адреса канцеляриеи
президента, исходят от правительства или президиума ВАСУ (ныне – ВХСУ - Высшего
хозсуда Украины), ВСУ (Верховного суда Украины) и т.п.. Многие не умеют спорить
или не имеют средств после ОБЫЧНОГО исполнения законодательного, незаконного
акта ОСПОРИТЬ его содержание.
Законодатель, к слову сказать, не относится к должностным и служебным
лицам, потому не отвечает за любой законодательный бред. Даже того хуже.
Законодатели, как жена Цезаря, вне
критики и подозрений. Да ещё с дипломатическим иммунитетом от юридических
преследований. Редкие исключения только подтверждают правило.
- Выходи с законодательной инициативой, когда
«наполняемость бюджета» низкая, или мало взяток приносят, или размять мозги
надо, или какая-нибудь влиятельная группа лоббирует свои интересы, или
подбирает себе юриста во власти. Законодательные предложения должны быть с виду
привлекательными для народа, но обязательно сложными для исполнения и
маскировать личную заинтересованность. К примеру, надо увеличить минимум
зарплаты, которую тут же отобрать увеличенным подоходным налогом, отчислениями
и начислениями на зарплату в целевые фонды и коммунальными платежами.
- Не
беспокойся за отмену налогов действующих, не забывай про новые налоги,
лицензии, квоты, субсидии, дотации, пеню, финсанкции, госпошлины, начисленные
на существующие налоги. Для их отмены в государстве есть достаточно сил и
средств. А то, что эти силы спят, - не твоя головная боль.
- Не
приводи подобных арифметических расчётов, при обосновании именно своей редакции
закона. Заменяй их многочисленными ссылками, или внушительными суммами, не
связанными между собой. Используй фрагменты официальной статистики. Это
впечатляет. С её помощью доказывается всё, что надо.
- Используй только обобщающие формулировки для
убеждения принять именно твой вариант закона. Как, например: «с целью ускорения
научно - технического прогресса…, с целью унификации .. , с целью
рационализации…., с целью привлечения ….
систематически … регулярно ….».
- Использование подзаконных актов предпочтительнее, в
сравнении с законами. Т.к. ряд актов не регистрируются в Минюсте по мотиву, что
они МЕТОДИЧЕСКИЕ. К ним, соответственно, проще требования. Они ДЕШЕВЛЕ. Но не
все твои клиенты-заказчики и исполнители актов об этом ДОГАДЫВАЮТСЯ, что их
можно выполнять только, если они нравятся гражданину. Да ещё, что составитель
их ни за что не отвечает. Кроме того, методические и подзаконные акты, как
правило, сужают законные права. Граждан. Такой приём позволяет обойти закон без
его изменения.
- Используй инструкции чужого ведомства. Это
уменьшает твою долю моральной и юридической ответственности за их незаконное
использование. Ошибки, в них содержащиеся, тебе простят и извинят свои и
дружественные коллеги, начальник. Кроме того, можно не следить и не отвечать за
отмену/не отмену этих документов. Из них можно выхватить любую фразу или
составить фразу хоть из отдельных букв. /Матерные выражения в нормативных актах
не употребляй/. Это настораживает.
- Применяй названия законодательным актам, не
соответствующие теме. Это ловушки для коллег и пользователей. Можно назвать
законом «о промысле» закон о ставках и условиях разовых сделок. Попробуй,
догадайся, где искать по оглавлению. А читать подряд - кто же будет!?
-
Особенный эффект усложнения закона достигается поправкой, если в ней есть КРОСС-ССЫЛКИ. Поправка в одном законе сразу затрагивает
пакет других. Например, перечень затрат физических лиц по подоходному налогу такой,
как в законе о прибыли предприятий, который физические лица редко читают, и тем более, редко следят за его
изменениями. А в последнем, – ссылка на условия ускоренной амортизации из постановления
Кабмина …
- Очень важное слово ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
/обязательные/. В законе, например, про социальное страхование, применив такой
термин, далее можно даже смело дописать, что эти обязательные платежи
осуществляются по желанию плательщика. Учитывая, что мало кто дочитывают
законы до конца. Да и КТО ЖЕ ПОСПОРИТ СО СЛОВОМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ. Часть
налогоплательщиков и инспекторов смело начнут одни - платить, другие требовать
ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ оплату. Для тех, кто
поспорит – разрешение не платить некоторым категориям или всем не желающим
внести в другой закон, например, под редким названием /пример условный/: «социальная
защита участковых пожарных и милиционеров». А лучше вообще засекретить такую
добавку, например, назвав дополнение к закону «К вопросу о защите оперативных
работников … », присвоив соответственно гриф «НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ», «ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ» при ограниченном тираже. Пусть пользуется тот, кто найдет. А таких
мало.
- О
правах народа пусть заботится он сам, - тебе достаточно говорить о них перед
телекамерой.
-
Используй отсутствие налогового Кодекса или его несовершенство, когда появится. Так, когда выгодно тебе, - апеллируй
к ГРАЖАНСКОМУ КОДЕКСУ /ГК/. Например, в вопросах исковой давности и
ответственности налогоплательщика, а при ссылках против интересов
налогоплательщика напоминай, что ГК на налоговые вопросы не распространяется.
- Законы пиши противоречиво. Каждый, кто
выполнит по своему выбору один или второй – уязвим. Выполнив или не выполнив
оба, – уязвимы вдвойне. Родина тебя не забудет. В крайнем случае, на пенсии,
будешь контролировать выполнение законов, тобою написанных. Без работы не
останешься.
- Замеченные промахи законов, сделанные
законодателем, не спеши отражать в изменениях,
- помни, что некоторые растут. В ЦЕНЕ СО ВРЕМЕНЕМ. И ты при работе.
- Побольше УКАЗОВ, разъясняющих законы, декреты. Это неисчерпаемая
кладезь, если правильно пользоваться. Например, в Конституции /неосторожно/
законодатели определили право гражданина на возмещение ущерба, причиненного
державой или её чиновником. Но пострадавшему письмом Высшего хозяйственного
(арбитражного) суда легко отбить такую охоту - своё назад требовать. Напиши, что только за три
года и не более. А кто же с ВХСУ (ВАСУ)
будет спорить!! Попробуй, доберись до Конституционного Суда!
- Смело привлекай в соавторы чиновников, ответственных за контроль и
исполнение нормативного акта. Никто из них о согражданах не вспомнит, зато
устранит возможные недоразумения между законодателем и государственными
службами, ответственными за использование акта.
- Побольше разрешений, после согласований, но с
самыми благими намерениями. Например, ускоренную амортизацию с целью
привлечения инвестиций и ускорения внедрения новых технологий надо РАРЕШИТЬ, но
только после СОГЛАСОВАНИЙ с 2-мя /лучше
больше/ министерствами. А это ли не кладезь взяток коллегам. Поверь, они
ответят тебе тем же. РАЗРЕШАЕМ, ЗАПРЕТЯ!
-
Побольше разных периодов налогообложений. Неравномерных, с разными нелинейными
ставками, не периодичных налогов и сборов. Ни один академик, без ГЛАВНОГО
КОМПЬЮТЕРА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВЕДЦЕНТРА не спрогнозирует чистый доход от любой
сделки в любой час. Наперёд. Но уж доход в бюджет – запросто: 120 % всего финансового
оборота граждан страны. С учётом, что за
всем и всяким не уследим, да и не со всех МОЖНО СОБИРАТЬ. И с индексацией
инфляции. Как минимум, - докторская диссертация (сейчас особенно модно) автору
закона будет обеспечена. Почёт. Уважение. Доплата к окладам собирателям налогов.
- Сначала
широко обещать, потом забрать. Обещать освобождение от налогов новым
предприятиям, с малым оборотом, смешанным, с иностранным капиталом,
технопаркам, научным или конструкторским учреждениям. Потом развести руками: А
КТО ЕГО ЗНАЕТ, ГДЕ ТЕ НЕДОСОБРАННЫЕ И СОБРАННЫЕ НАЛОГИ и ОТМЕНИТЬ.
- Почти подлог, но законный.
Внести закон, освобождающий СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ от части налогов и сборов.
Ведь нужны инвестиции, а всем известно, что именно совместные их привлекают.
Потом, в инструкции Минстатистики, не связанной с тобой здравым смыслом и взаимопатриотизмом,
поменять термин. Назвать совместными те,
которые имеют смешанные формы собственности, где зарубежными фирмами не пахнет.
А можно, завтра – для родственников местных президентов исключения сделать,
если понятна идея. Вам и карты в руки.
- Скажем, землю
приватизировать, а потому торговать нельзя, но в виде исключения можно сдавать
в аренду. А с арендованной землёй можно делать, что захочешь.
- Терминология в каждом законе должна быть своя.
Это завораживает читателя и исполнителя закона. И тренирует. Сообразительность.
И уважения составителю добавляет такое наукообразие.
- Не храни в памяти ПЭВМ проекты документов.
Это можно использовать против автора. Память компьютера сохраняет сброшенные
файлы. По их изменению можно определить твои мысли и намерения.
- Календарь твоих встреч не храни в
доступном для других месте, старые
записи подлежат уничтожению после использования. Помни про Уотергейт.
- Что
знают трое, как говорил Мюллер Тихонову, то знает - свинья.
Об оплате
консультаций и протекций должны знать только двое.
- Взятка - оплата
предпринимательской деятельности
должностного лица без её регистрации
и декларирования за творческий подход к исполняемой им работе. Не
сходя с рабочего места. Помни, что О. Бендер, находчивый
предприниматель, чтил Уголовный Кодекс.
- Не требуй
больше10% чистой прибыли от внедрения своего KNOW- HOW (законодательного акта),
или 5% , если иной рэкет уже обчистил клиента. Это цивилизованная Евронорма.
Помни о курице, несущей золотые яйца. Нельзя одновременно получить яйца, перо и
мясо. Или в последний раз.
- Дружба ПРОТИВ последовательней дружбы ЗА. В ней идут до конца.
- Вовремя предать, это не значит предать. Известно со времен Древнего
Рима.
- Помни принцип отечественного ценообразования: делиться надо.
- В
крайнем случае, если всё написанное не помогло «зацепиться в должности на
очередной срок» - после сокращения
должности или не избрания, найдешь место
консультанта по применению, разъяснению или исполнению/неисполнению тобой
написанного /согласованного/ закона. Владимир Салтыков
P. S. 1. Читателям. Чтобы из
текста законодательного акта стало ясно, КТО есть КТО из его авторов. Или
инициаторов. Зачем он писан? Для кого?
2. Законодателям, Чтобы НЕ СЛЕДОВАЛИ
«Рекомендациям», если желают иметь своих детей в своей родной стране, а не в
Швейцарии.
3.
Лидерам парламента. Народ должен знать инициаторов и авторов законов. Хотя бы
из уважения к авторскому праву. Пусть в виде электронного ярлыка к электронной
версии закона. Пусть для истории. Или
адресно сплюнуть.
Салтыков Владимир
Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород