КАПИТАЛИЗМ
ИЛИ СОЦИАЛИЗМ?
/зарисовка
с натуры/
Социализм – это коммерция в пользу в пользу государства.
Капитализм
- это преимущество в воровстве, как разновидности коммерции, физического лица.
/Эпиграф/
Чего в описанной автором ниже истории
больше - социализма или капитализма и в чем каждый из них проявился пусть
решает для себя каждый читатель. Индивидуально. Автор своей позиции не
скрывает, но в силу личной заинтересованности в исходе, мнение выскажет только
в конце истории. И в силу особенности жанра.
Прозаичное начало, привело к почти философскому продолжению – вопросу, изучаемому несколько лет раньше на курсе политэкономии ВУЗов.
Обучив познающего новый мир малолетнюю девочку взводить свой фотоаппарат в Новогодний вечер, просто не успел предупредить, что второй раз взводить подряд, не сделав снимок, категорически нельзя. Потому, буквально через секунду, моргнув только, обижаться на девочку за ее любознательность и на желание закрепить узнанное немедля не мог, – аппарат сломался по науке, сразу на втором взводе подряд. Огорчившись на собственную непредусмотрительность, - на нормальную реакцию ребенка было обижаться грех, автор после праздников пошел искать фоторемонтное предприятие или фото-мастера.
Как ни
странно, нашел со второй попытки.
Солидная
вывеска филиала известной в Закарпатье фирмы внушала доверие к продавцу
специализированного магазина, выступившим посредником. Потому, не колеблясь,
без расписки, отдал фотоаппарат, с запиской своих телефонов, с просьбой оценить
возможность и стоимость ремонта. Пообещали выяснить за два дня. Звонок был
вовремя. А вот начало телефонного разговора доверия к ремонтеру-мастеру не
внушала.
-
У меня Ваш фотоаппарат. В нем ….! То! В нем такое…..!
Вы знаете, что такой фотоаппарат стоит на базаре не более 15 гривен, как
устаревшая конструкция?
-
Допускаю, что внутри не видел, но, возможно, ничего
сложного, и устраняется дешево. Хотел бы соотнести стоимость ремонта с рыночной
стоимостью ремонта.
-
А не могли бы Вы продать его на запчасти?
-
Мог бы, но без объектива, и только убедившись, что
мне экономически не выгодно его ремонтировать.
-
А зачем он Вам?
-
Для фотографирования наиболее памятных семейных
событий раз в полгода. Но меня интересуют ответы всего на несколько вопросов -
можно ли отремонтировать его вообще и с Вашим участием, в частности, за сколько
денег и времени, какие гарантии?»
-
Но гарантии я дать не могу, потому, что……
-
Гарантии, как правило, дают на нормальную работу с
аппаратом и прибором, нарушение которых
обычно может установить средний специалист, а ремонт без гарантий мне не
нужен. Потому, как всего за 40 гривен предложено купить профессиональный
аппарат «Практика».
-
Завтра – сообщу.
Точно в назначенное время, тот же, слегка нескоординированный прежний немолодой голос продолжает.
-
По поводу аппарата – аппарат готов, утром получите в
магазине фирмы за 20 гривен. Вопросы у Вас есть?
-
Почему Вы сделали работу, которой я у Вас не
заказывал?
-
Но Вы же сдали в ремонт.
-
Напоминаю, что сдал, чтобы принять решение о ремонте.
-
А что, Вас цена не устраивает?
-
Да, и критерий моей оценки Вам известен – в сравнении
с рыночной ценой, которую Вы сами объявили, а я согласился.
-
…….. Но я
оцениваю работу в 20-ть.
-
Да хоть в 200-ти, ведь под сомнение Вашу оценку я не
ставлю, просто такая дорогая относительно рыночно-базарной
стоимости аппарата мне работа, мне не нужна.
-
Но я ведь оцениваю именно так работу, даже если сам
аппарат стоил бы всего 5 гривен.
-
Не возражаю, но причём тут я. Работу ведь я Вам не
заказывал.
-
Что Вы предлагаете?
-
Вернуть мне мой аппарат завтра.
-
Хорошо. Утром будет.
Дальнейший разговор продолжался уже с энергичным
посредником, средних лет, на три весовых категории тяжелее автора строк.
Фотоаппарат с назначенной на бирке ценой «втрое больше рыночной», объявленной
«специалистом по ремонту» уже стоял на витрине магазина. Но об этом выяснилось
чуть позже, в ходе разговора.
Вежливо:
-
Что Вы хотите?
-
Свой фотоаппарат, который сдал Вам для оценки
возможности и стоимости ремонта.
-
С Вас 20 гривен.
-
Но я Вас не просил ремонтировать?
-
Но Вы же говорили с нашим специалистом по телефону.
-
Говорил, но лишь о стоимости ремонта, и ремонтировать
его за цену, превышающую стоимость аппарата не заказывал. Разговор записан на
автоответчик, и Вы лично можете убедиться.
-
Тогда Вы аппарата не получите.
-
Вы сознаете, что от Вас, если я хочу перед собой не
признать себя обманутым лохом, мой дальнейший путь только в милицию, с
заявлением о выявленном устойчивом преступном сообществе, вымогающих у граждан
деньги посредством предоставления услуг, в которых они не нуждаются.
-
Но ведь ремонт сделан.
-
Полагаю, что 10 гривен ему (ремонту) - красная
базарная цена с учетом, за вычетом вины в нанесении морального ущерба Вашей
фирма. Хотите – берите деньги.
-
Аппарат я Вам не отдам. Я ведь про Ваши переговоры не
знал, и за ремонт уже мастеру заплатил. А с Вами наша фирма иметь дело не будет
никогда. Вы бы еще привлекли спецслужбы (приводится немалый перечень,
свидетельствующий либо о начитанности, либо о столкновениях с ними).
-
Во-первых, Вы лично лжете, потому, как иначе Вы
аппарат не выставили бы с ценой на витрине магазина, т.е. на продажу, без моего
на то согласия. Во-вторых - привлекать всех ни к чему. А для милиции это явная
работа, тем более, что, наличие подобных аппаратов на прилавке-витрине ставит
вопросов к фирме больше, чем ответов: квитанции-чеки-налоги
разные. А всякие проверки, скорее всего, сделают Ваш фотобизнес
золотым. В части накладных «неоприходуемых»
расходов.
У выхода из магазина, догнав, продавец-посредник
вручил фотоаппарат, предложив подключить к решению спора службу безопасности
государства, сочтя такой мой подход социализмом, который закончился.
Автор счёл именно свой подход капиталистическим, а социалистическим –
подход фирмы, потому, как, с одной стороны - сам считал себя вправе оценивать
целесообразность принять, или отказаться от предложенной услуги, сообразуясь с
рыночной стоимостью и полезностью для себя вещи. С другой стороны, не согласный
с одним из основополагающим принципов социализма с оплатой по труду от
затраченного времени на ремонт, который (принцип) именно в том и заключался,
что, к примеру, обезьяна, при ремонте
этого аппарата, получила бы зарплаты больше академика и разорила бы клиента,
т.к. за полсотню лет попыток ремонта съела бы бананов
несчетное число на огромную сумму валюты (известно, что в широтах Украины
бананов не растет).
Судите, кто прав, сами, читатели. Не скажу, чтобы бесплатный ремонт
меня порадовал. И в данной ситуации к числу обиженных отнес себя. Потому, как
нематериальный (моральный) ущерб считаю, нанесен мне. Заставив оправдываться
без вины. И исправленный аппарат, нанесенный нематериальный ущерб только
уменьшает. Незначительно. Не устраняя, не компенсируя. Пойму и тех читателей,
кто скажет, что двадцать гривен – не основание политэкономических исследований.
Но отнесу их к социалистам. Без дальнейшего тестирования.
Владимир
Салтыков факс (03122) –29069 26.01.03