КАПИТАЛИЗМ ИЛИ СОЦИАЛИЗМ?

/зарисовка с натуры/

Социализм – это коммерция в пользу в пользу государства.

Капитализм - это преимущество в воровстве, как разновидности коммерции, физического лица.

/Эпиграф/

Чего в описанной автором ниже истории больше - социализма или капитализма и в чем каждый из них проявился пусть решает для себя каждый читатель. Индивидуально. Автор своей позиции не скрывает, но в силу личной заинтересованности в исходе, мнение выскажет только в конце истории. И в силу особенности жанра.

Прозаичное начало, привело к почти философскому продолжению – вопросу, изучаемому несколько лет раньше на курсе политэкономии ВУЗов.

Обучив познающего новый мир малолетнюю девочку взводить свой фотоаппарат в Новогодний вечер, просто не успел предупредить, что второй раз взводить подряд, не сделав снимок, категорически нельзя. Потому, буквально через секунду, моргнув только, обижаться на девочку за ее любознательность и на желание закрепить узнанное немедля не мог, – аппарат сломался по науке, сразу на втором взводе подряд. Огорчившись на собственную непредусмотрительность, - на нормальную реакцию ребенка было обижаться грех, автор после праздников пошел искать фоторемонтное предприятие или фото-мастера.

Как ни странно, нашел со второй попытки.

Солидная вывеска филиала известной в Закарпатье фирмы внушала доверие к продавцу специализированного магазина, выступившим посредником. Потому, не колеблясь, без расписки, отдал фотоаппарат, с запиской своих телефонов, с просьбой оценить возможность и стоимость ремонта. Пообещали выяснить за два дня. Звонок был вовремя. А вот начало телефонного разговора доверия к ремонтеру-мастеру не внушала.

-         У меня Ваш фотоаппарат. В нем ….! То! В нем такое…..! Вы знаете, что такой фотоаппарат стоит на базаре не более 15 гривен, как устаревшая конструкция?

-         Допускаю, что внутри не видел, но, возможно, ничего сложного, и устраняется дешево. Хотел бы соотнести стоимость ремонта с рыночной стоимостью ремонта.

-         А не могли бы Вы продать его на запчасти?

-         Мог бы, но без объектива, и только убедившись, что мне экономически не выгодно его ремонтировать.

-         А зачем он Вам?

-         Для фотографирования наиболее памятных семейных событий раз в полгода. Но меня интересуют ответы всего на несколько вопросов - можно ли отремонтировать его вообще и с Вашим участием, в частности, за сколько денег и времени, какие гарантии?»

-         Но гарантии я дать не могу, потому, что……

-         Гарантии, как правило, дают на нормальную работу с аппаратом и прибором, нарушение которых обычно может установить средний специалист, а ремонт без гарантий мне не нужен. Потому, как всего за 40 гривен предложено купить профессиональный аппарат «Практика».

-         Завтра – сообщу.

Точно в назначенное время, тот же, слегка нескоординированный прежний немолодой голос продолжает.

-         По поводу аппарата – аппарат готов, утром получите в магазине фирмы за 20 гривен. Вопросы у Вас есть?

-         Почему Вы сделали работу, которой я у Вас не заказывал?

-         Но Вы же сдали в ремонт.

-         Напоминаю, что сдал, чтобы принять решение о ремонте.

-         А что, Вас цена не устраивает?

-         Да, и критерий моей оценки Вам известен – в сравнении с рыночной ценой, которую Вы сами объявили, а я согласился.

-         …….. Но я оцениваю работу в 20-ть.

-         Да хоть в 200-ти, ведь под сомнение Вашу оценку я не ставлю, просто такая дорогая относительно рыночно-базарной стоимости аппарата мне работа, мне не нужна.

-         Но я ведь оцениваю именно так работу, даже если сам аппарат стоил бы всего 5 гривен.

-         Не возражаю, но причём тут я. Работу ведь я Вам не заказывал.

-         Что Вы предлагаете?

-         Вернуть мне мой аппарат завтра.

-         Хорошо. Утром будет.

Дальнейший разговор продолжался уже с энергичным посредником, средних лет, на три весовых категории тяжелее автора строк. Фотоаппарат с назначенной на бирке ценой «втрое больше рыночной», объявленной «специалистом по ремонту» уже стоял на витрине магазина. Но об этом выяснилось чуть позже, в ходе разговора.

Вежливо:

-         Что Вы хотите?

-         Свой фотоаппарат, который сдал Вам для оценки возможности и стоимости ремонта.

-         С Вас 20 гривен.

-         Но я Вас не просил ремонтировать?

-         Но Вы же говорили с нашим специалистом по телефону.

-         Говорил, но лишь о стоимости ремонта, и ремонтировать его за цену, превышающую стоимость аппарата не заказывал. Разговор записан на автоответчик, и Вы лично можете убедиться.

-         Тогда Вы аппарата не получите.

-         Вы сознаете, что от Вас, если я хочу перед собой не признать себя обманутым лохом, мой дальнейший путь только в милицию, с заявлением о выявленном устойчивом преступном сообществе, вымогающих у граждан деньги посредством предоставления услуг, в которых они не нуждаются.

-         Но ведь ремонт сделан.

-         Полагаю, что 10 гривен ему (ремонту) - красная базарная цена с учетом, за вычетом вины в нанесении морального ущерба Вашей фирма. Хотите – берите деньги.

-         Аппарат я Вам не отдам. Я ведь про Ваши переговоры не знал, и за ремонт уже мастеру заплатил. А с Вами наша фирма иметь дело не будет никогда. Вы бы еще привлекли спецслужбы (приводится немалый перечень, свидетельствующий либо о начитанности, либо о столкновениях с ними).

-         Во-первых, Вы лично лжете, потому, как иначе Вы аппарат не выставили бы с ценой на витрине магазина, т.е. на продажу, без моего на то согласия. Во-вторых - привлекать всех ни к чему. А для милиции это явная работа, тем более, что, наличие подобных аппаратов на прилавке-витрине ставит вопросов к фирме больше, чем ответов: квитанции-чеки-налоги разные. А всякие проверки, скорее всего, сделают Ваш фотобизнес золотым. В части накладных «неоприходуемых» расходов.

У выхода из магазина, догнав, продавец-посредник вручил фотоаппарат, предложив подключить к решению спора службу безопасности государства, сочтя такой мой подход социализмом, который закончился.

Автор счёл именно свой подход капиталистическим, а социалистическим – подход фирмы, потому, как, с одной стороны - сам считал себя вправе оценивать целесообразность принять, или отказаться от предложенной услуги, сообразуясь с рыночной стоимостью и полезностью для себя вещи. С другой стороны, не согласный с одним из основополагающим принципов социализма с оплатой по труду от затраченного времени на ремонт, который (принцип) именно в том и заключался, что, к примеру, обезьяна, при ремонте этого аппарата, получила бы зарплаты больше академика и разорила бы клиента, т.к. за полсотню лет попыток ремонта съела бы бананов несчетное число на огромную сумму валюты (известно, что в широтах Украины бананов не растет).

Судите, кто прав, сами, читатели. Не скажу, чтобы бесплатный ремонт меня порадовал. И в данной ситуации к числу обиженных отнес себя. Потому, как нематериальный (моральный) ущерб считаю, нанесен мне. Заставив оправдываться без вины. И исправленный аппарат, нанесенный нематериальный ущерб только уменьшает. Незначительно. Не устраняя, не компенсируя. Пойму и тех читателей, кто скажет, что двадцать гривен – не основание политэкономических исследований. Но отнесу их к социалистам. Без дальнейшего тестирования.

 

Владимир Салтыков факс (03122) –29069 26.01.03

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz