О НЕСОВЕШЕНСТВЕ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ

/эскиз, экспромт/

Каждый физик, изучавший методы математической физики скажет, что любая задача (уравнение) в корне может изменить свой ответ при изменении краевых (граничных) условий. Попросту говоря, каждое правило имеет свои ограничения, в которых оно и "работает". Так, параллельные прямые не пересекаются, но это правило верно лишь для плоскости, и по иному звучит для сферы. Это свойство доказал математик Лобачевский. Линейные размеры не зависят от скорости перемещения тела, лишь пока эта скорость мала, в сравнении со скоростью света.

А на бытовом уровне - попытайтесь ответить на вопрос: Один волос, это много или мало? - Мало, если на голове. Много, если в тарелке супа.

В жизни применение правил без грамотного представления границ разумного их применения или несовершенного правила - чревато….

Каждая мамаша знает от своей мамы с ясельного возраста, что переход с малолетним ребенком через дорогу очень опасно для жизни ее малыша. Поэтому заставляет его держаться за ее руку. Не догадываясь, что такое правило СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО ДЛЯ ЕЕ РЕБЕНКА. В любой момент ребенок может руку мамы отпустить и … молниеносная смерть. На глазах возле мамаши. По правилу. Которое никуда не годно. Разве что для дорог, по которым не ездят. НУЖНО НАДЕЖНО ДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА ЗА РУКУ ИЛИ НА РУКАХ!!! Похоже звучит, а какая разница! Ценою в детскую жизнь и счастья матери. А ведь таким правилам учат, в основном сами мамы - учителя начальных классов. Так что кроме ограниченно годных правил, встречаются никуда не годные, но правдоподобно звучащие. Кстати знание таких правил - основа фокусов иллюзионистов.

Ребенка обязан учить каждый родитель, считают большинство родителей. Полагаю, что это правило неверно. Каждый родитель должен заинтересовать и обеспечить всестороннее обучение своего ребенка. И самому учить, если умеет, знает чему учить и как учить, и имеет такую возможность. Или когда не учит должным образом школа.

Школа научит. Да. Некоторых. По некоторым предметам. По программе. Иногда. Не каждый учитель. Поэтому с первого класса, считаю, родителям стоит научить сомнениям у ребенка ЛЮБЫМ АВТОРИТЕТАМ, и научиться верить не мнению, а ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ. К сожалению, большинству родителей такое "не по зубам", а жаль. Сожалею, но, считаю, редкий учитель доказывает. Скорее императивно утверждает. Для этого много факторов. От характера и неспособности учителя до нехватки школьного времени и неоднородности учеников. Система подготовки сказывается. Слишком много учеников на каждого учителя.

Да, еще, среди важных причин дефектов образования/воспитания вижу то, что основы образования закладывают детям женщины. Детей, начиная с самого внушаемого и податливого возраста преимущественно воспитывают и учат женщины. От приема родов, ясельных, детсадовских воспитателей, мам - дома в декретном отпуске, классных дам в начальной школе и более половины учителей в школах следующих ступеней. В техникумах (колледжах) и ВУЗах. И это сказывается. Сказанное не означает, что все они не могут. Пора, считаю, мужчинам воспитывать детей с детсада, как это не непривычно звучит.

Много говорят о демократии, а что для нее делается? Императивная система (диктат учителя) - основа нашего образования и воспитания. Мало когда родители, воспитатели или педагоги мотивируют. Свои действия. Проще приказать. Меня поразила сестра - воспитатель высшего разряда детского сада, которая похвалилась достигнутыми успехами воспитания в средней группе, когда дети к ней подходили строевым... Я посмотрел и возразил, что похвалил бы за такие успехи старшину за подготовку новобранцев в учебной армейской роте. Но педагога….? В детсаде!

Знакомый глубоко удивился, услышав, что избегаю давать советы родному взрослому сыну. Ему показалось, что в этом - мое безразличие. Нет. Пришлось пояснить, что совет заменяю перебором и анализом возможных ситуаций с перечнем возможных последствий. А выбор - за сыном. Даже с риском, что распутывать придется мне. Правда, такая методика не каждому "по зубам". Но это основа завтрашней демократии. В его семье, в коллективе и в стране, где ему жить и работать.

Отец завещал правило: " В карты и иные азартные игры на деньги не играй". Обращаю внимание, что запрети он сами игры, возможно, я был бы другим. Изучив теорию игр в университете, применяя в работе, я понимаю, что отец с его 7 классами в ФЗО при социализме не мог предусмотреть капитализма по - постсоветски. Но и не блокировал мне возможностей адаптации по жизни к изменениям в жизни.

Без игр на деньги, на наше имущество, на жизнь (выживание), навязанных нам государством, не обойтись. Поэтому правило своего отца сыну сформулировал с поправкой: "В игры, сын, в которых не можешь или не хочешь платить максимальный проигрыш, правил, цены проигрыша определить не можешь - не играй". Но любые правила копи. С граничными условиями их применения.

Этюд не исчерпывает всех и касается лишь некоторых правил и жизненных принципов. Может кому из читателей они покажутся полезным, или заслуживающим внимания.

Владимир Салтыков 23.02.01…16.03.01
факс +38-(03122)-29069
88000 Ужгород, а/я 46 "А"
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100