О  несовершенстве принципов и правил

 

Каждый физик, изучавший методы математической физики скажет, что любая задача (уравнение) в корне может изменить свой ответ при изменении краевых (граничных) условий. Иначе говоря, каждое правило имеет свои ограничения, в которых оно и «работает». Так, параллельные прямые не пересекаются. Это правило верно лишь для плоскости и по-иному звучит для сферы, что заметил и доказал русский математик Лобачевский. Линейные размеры не зависят от  скорости перемещения тела, пока эта скорость мала в сравнении со скоростью света.

А на бытовом уровне, – попытайтесь ответить на вопрос: Один волос, это много или мало? – Мало, если на голове. Много, если в тарелке супа.

В жизни применение правил без грамотного представления границ разумного их применения или несовершенства – чревато….

Каждая мамаша знает от своей мамы с ясельного возраста, что переход с малолетним ребенком через дорогу очень опасно для жизни ее малыша. Поэтому заставляет его держаться за ее руку. Не догадываясь, что такое правило СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО ДЛЯ ЕЕ РЕБЕНКА. В любой момент ребенок может руку мамы отпустить и … молниеносная смерть. На глазах возле мамаши. По её правилу. Которое никуда не годно. Разве что для дорог, по которым не ездят. НУЖНО НАДЕЖНО ДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА ЗА РУКУ ИЛИ НА РУКАХ!!!  Похоже звучат, а какая разница! Ценою в детскую жизнь и счастья матери. А ведь таким правилам учат, в основном, сами мамы, учителя начальных классов. Так что, кроме ограниченно годных правил, встречаются  никуда не годные, но правдоподобно звучащие. Кстати, знание таких правил – основа фокусов иллюзионистов.

Ребенка обязан учить каждый родитель. Так считают большинство родителей. Полагаю, что это правило неверно. Каждый родитель должен заинтересовать и обеспечить всестороннее обучение своего ребенка. И самому  учить, если сам умеет, знает чему  учить и как учить, и имеет такую возможность. Или когда не учит должным образом школа.

Школа научит. Да. Некоторых. По некоторым предметам. По программе. Иногда. Но не каждый учитель. Поэтому, с первого класса, считаю,  родителям стоит внушить сомнения ребенку ЛЮБЫМ АВТОРИТЕТАМ и научиться верить не мнению, а ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ. К сожалению, большинству родителей это «не по зубам», а жаль. К сожалению, но, каждый учитель доказывает. Скорее императивно утверждает. Для этого много факторов. От характера и неспособности учителя до нехватки школьного времени и неоднородности учеников. Система подготовки сказывается. Слишком много учеников на каждого учителя.

Да, еще,  среди важных причин дефектов образования/воспитания вижу то, что основы образования закладывают детям женщины. Детей, начиная с самого внушаемого и податливого возраста, воспитывают и учат преимущественно женщины. От приёма родов, ясельных, детсадовских воспитателей, мам дома в течении декретного отпуску, классных дам в начальной школе и более половины учителей в школах следующих ступеней, в техникумах (колледжах) и  ВУЗах. И это сказывается. Сказанное не означает, что все они не могут научить. Пора, считаю, мужчинам воспитывать детей с детсада, как это не непривычно звучит.

Много говорят о демократии, а что для нее делается? Императивная система (диктат учителя) – основа нашего образования и воспитания. Мало когда родители, воспитатели или педагоги мотивируют свои действия. Проще приказать. Меня поразила моя сестра – воспитатель высшего разряда детского сада, которая похвалилась достигнутыми успехами воспитания в средней группе, когда дети к ней подходили строевым...  Я посмотрел и возразил, что похвалил бы за такие успехи старшину за подготовку новобранцев в учебной армейской роте. Но педагога….!  В детсаде!

В нынешнее воспитание ряд госчиновников пытаются внести под маскировкой развития духовности церковное воспитание. Оно прямо противоположно сказанному. Дело в том, что церковь требует верить не проверяя, не сомневаясь в вере. А это прямо противоположно научному подходу – сомневайся в дом авторитете, факте, пока не убедишься (проверишь) его истинность.

Знакомый глубоко удивился, услышав, что избегаю давать советы родному взрослому сыну. Ему показалось, что в этом – мое безразличие. Нет. Пришлось пояснить, что совет заменяю перебором и анализом возможных ситуаций с перечнем возможных последствий. А выбор – за сыном.  Даже с риском, что распутывать придется мне. Правда, такая методика не каждому «по зубам». Но это основа развития общества не роботов, но строителей. В каждой семье, в коллективе и в стране, где жить и работать.

Отец завещал правило: «В карты и иные азартные игры на деньги не играй». Обращаю внимание, что запрети он сами игры, возможно, я был бы другим. Изучив теорию игр в университете, применяя в работе, я понимаю, что отец с его 7 классами в ФЗО при социализме не мог предусмотреть при нынешнем строительстве капитализма по-постсоветски. И не блокировал возможностей адаптации к жизни к изменениям в жизни.

 Без игр на деньги, на наше имущество, на жизнь (выживание), навязанных нам государством, увы, не обойтись. Поэтому правило своего отца сыну сформулировал с поправкой: «В игры, сын, в которых не можешь или не хочешь оплатить максимальный проигрыш, контролировать соблюдение правил, цены проигрыша определить не можешь – не играй». Но любые правила копи и передай заповедь своим детям. С граничными условиями их применения накопленных правил.

Этюд не исчерпывает всех и касается  лишь  некоторых правил и жизненных принципов. Может кому из читателей они покажутся полезным, или заслуживающим внимания.

 

Салтыков Владимир Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz