ОБ ИЗОБРЕТАТЕЛЯХ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ

/эскиз, экспромт/


Об этом написаны тома. А это, скорее, краткая зарисовка.штрихами.
Возьму быка за рога. Речь пойдет не о владельцах авторских свидетельств СССР и патентов суверенной Украины. Хоть среди сограждан такие пока сохранились, как ни странно.
Один из важнейших признаков наличия изобретения в техническом решении (кроме новизны), является разрешение технического противоречия. До того не разрешенного достигнутым уровнем развития техники. Здесь и далее, речь идет только об изобретениях в конструкциях.
Наверняка, без примера, не обойтись. Поэтому, воспользуюсь известными, описанными в литературе, ставшими почти классическими.
Пример первый. Решения изобретателем проблемы конструкций лебедок для выгрузки тяжеловесных грузов с тяжелых транспортных самолетов на полевые аэродромы. Техническое противоречие - в том, что самые легкие лебедки весят до трети веса перемещаемого груза, что увеличивает непроизводительный дорогой полезный полетный вес грузового самолета.
Для сравнения сравним лучшее конструкторское решение с изобретательским методом и решением.
Конструктор заглянет в справочник, и определит, что лучшая конструкция - ферма, а легкий материал алюминий, титан. Подставив в формулы заданную нагрузку, нарисует чертеж. В результате возить будут лишнего балласта ВСЕГО в треть от полезной нагрузки.
Изобретатель задастся вопросом. Как, не повышая веса самолета, заставить груз выгружаться. И ответ будет тоже неожиданным. Для не изобретателя. В качестве стрелы крана (лебедки) использовать продольную балку - ребро жесткости фюзеляжа. На время выгрузки на аэродроме, или вообще вытряхивать груз по роликам в полете на парашюте, задрав нос самолета и открыв люк в хвосте. А можно -на земле, на аэродроме. В этот момент самолет опирается на шасси о землю. Снижая ломающие самолет силы. А продольная штанга защищает самолет, в основном, от продольного разрушения в воздухе, где грузить нечего.
Школьник изобрел схему разводного моста без силового привода. Точнее - поворотного, вокруг оси на середине течения реки. Для этого опускают щиты в нужном месте. И течение, сначала разводит (поворачивает), а потом - возвращает на место. За счет сопротивления воде противоположного плеча моста.
Приемам изобретения можно и нужно учиться. С начальной школы. Приведу, как пособие начинающим, наиболее известную и распространенную книгу одного автора, который издал десятки книг на эту тему. Г.С.Альтшуллер "Алгоритм изобретения", Московский рабочий, М., 1973, с одной из которой и взяты два вольно изложенных автором примера. А всего приемов изобретательство им описаны порядка тысячи. Как одним из авторов научной теории изобретательства - АРИЗ.
И так, к изобретениям при конструировании и в технологиях (способах) относят новые технические решения с преодоленными техническим противоречиями в конструкции (связанных между собой механическими, магнитными, электрическими, ядерными, химическими или иными связями элементов) или совокупности действий, направленных на один объект (способах).
Особенность изобретательских приемов в том, что они позволяют решать задачи в разных отраслях. Причем, не только технические, не только при создании конструкций, и технологии (способы, правила, методики). В технике, медицине в уголовном розыске, криминалистике и других областях человеческого опыта.
А изобретатель - тот, кто не тот, кто их разглядел - выявил, оформил (это всего лишь патентовед по призванию или по навыкам) , но - создал, придумал.
Не удержусь от описания известного изобретательского приема в несколько неожиданной сфере, регламентированной статьями Уголовного Кодекса.
Ставший классическим способ изобретательства, когда препятствия в виде следственных возможностей правоохранительных органов компенсируются до, а не во время и не после уголовно наказуемого собятия - кражи, например.
Оперативными налоговыми наблюдениями установлены факты значительной реализации нефтепродуктов водителем бензовоза, не имеющего иных, кроме времени перевозки бензина на машине предприятия, где он работал, доступов к ним. Причем, машина тшательно взвешивалась до и после отпуска бензина. Также тщательно замерялось количестве сданного бензина. В пути от загрузки до полной выгрузки машина была опламбирована, ти сопровождалась негласным контролем. Тем не менее каждый раз была значительная недостача, которую объяснить потерями на испарение невозможно.
Прием кражи, как все фокусы - прост - в емкости цистерны бензовоза свободно висела открытая емкость, что позволяло слить ее, после выгрузки, когда контроль с бензовоза, пломб и водителя снимали - а бензовоз считался пустым.
Читатель скажет - ничего особенного. А если представить газовую трубу в тысячи км, из которой можно качать газ -нефть - бензин месяцами и тысячами тонн без налогов, пошлин, акцизов и пр., таможенных пошлин, уже после того, как отпускной кран - закрыт. Или выкачивать десятки тонн из запутанной системы закачки - слива нефтехранилища - бензобазы. А можно "экономить" не сливая остатки из запрвочного рукава при каждой заправке. Мало, но часто.
Так что не согласен с мнением, что изобретательство у нас в загоне. Народ предпримчив и изобретателен.
Изобретайте, господа! По возможности учитывая требования, не выходя замки Гражданского Кодекса.

Владимир Салтыков 25.03.01..26.03.01 факс +38-(03122)-29069
факс +38-(03122)-29069
88000 Ужгород, а/я 46 "А"
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100