ОБ ИЗОБРЕТАТЕЛЯХ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ

/эскиз, экспромт/

 

Об этом написаны тома. А это, скорее, краткая зарисовка.штрихами.

Возьму быка за рога. Речь пойдет не о владельцах авторских свидетельств СССР и патентов суверенной Украины. Хоть среди сограждан такие пока сохранились, как ни странно.

Один из важнейших признаков наличия изобретения в техническом решении (кроме новизны), является разрешение технического противоречия. До того не разрешенного достигнутым уровнем развития техники. Здесь и далее, речь идет только об изобретениях в конструкциях.

Наверняка, без примера, не обойтись. Поэтому воспользуюсь известными примерами, описанными в литературе, ставшими почти классическими.

Пример первый. Решения изобретателем проблемы конструкций лебедок для выгрузки тяжеловесных грузов с тяжелых транспортных самолетов на полевые аэродромы. Техническое противоречие содержится в том, что самые лёгкие лебедки весят до трети веса перемещаемого груза, перевозка которых увеличивает непроизводительный дорогой полезный полетный вес грузового самолета.

Для сравнения сравним лучшее конструкторское решение с изобретательским методом и решением.

Конструктор заглянет в справочник и определит, что лучшая конструкция – ферма, а наиболее лёгкие конструкционные материалы: дюралюминий, титан. Подставив в формулы заданную нагрузку, нарисует чертеж. В результате возить будут лишнего балласта ВСЕГО в треть полезной нагрузки.

Изобретатель задастся вопросом: как, не повышая веса самолета, заставить груз выгружаться. И ответ будет тоже неожиданным. Для неизобретателя. В качестве стрелы крана (лебедки) использовать продольную балку-ребро жесткости фюзеляжа, на время выгрузки на аэродроме. В этот момент самолет опирается на шасси о землю. Снижая ломающие самолет силы. А продольная штанга защищает самолет, в основном, от продольного разрушения в воздухе, где грузить нечего. Или вытряхивать груз по роликам в полёте на парашюте, не тратя горючее на взлёт-посадку, задрав нос самолета и открыв люк в хвосте.

Школьник изобрёл схему разводного моста без силового привода. Точнее, поворотного, - вокруг оси на середине течения реки. Для этого опускают щиты в нужной части моста. И течение сначала разводит (поворачивает), а потом – возвращает мост на место. За счёт сопротивления воде противоположного плеча моста.

Приёмам изобретения можно и нужно учиться. С начальной школы. Приведу, как пособие начинающим, наиболее известную и распространенную книгу одного автора, который издал десяток книг на эту тему: Г.С.Альтшуллер «Алгоритм изобретения», Московский рабочий, М., 1973. С ней и взяты два вольно изложенных автором примера. А всего приемов изобретательства им описаны порядка тысячи. К слову сказать автор книги - один из основателей и авторов научной теории (алгоритма) изобретательства и рационализации - АРИЗ.

И так, к изобретениям при конструировании и в технологиях (способах) относят новые технические решения с преодоленными техническим противоречиями в конструкции (т.е. элементах, связанных между собой механическими, магнитными, электрическими, ядерными, химическими или иными связями) или совокупности действий, направленных на один объект (способах).

Особенность изобретательских приёмов в том, что они позволяют решать задачи в разных отраслях. Причём, не только технические, не только при создании конструкций (приборы, машины, аппараты) и технологий (способы, правила, методики). В технике, медицине в уголовном розыске, криминалистике и других областях человеческого опыта.

А изобретатель – тот, кто не тот, кто их разглядел–выявил, оформил (это всего лишь патентовед по призванию или по навыкам) , но – создал, придумал.

Не удержусь от описания известного изобретательского приема в несколько неожиданной сфере, регламентированной статьями Уголовного Кодекса.

Ставший классическим способ изобретательства, когда препятствия в виде следственных возможностей правоохранительных органов компенсируются до, а не во время и не после уголовно наказуемого события – кражи, например.

Оперативными налоговыми наблюдениями установлены факты значительной реализации нефтепродуктов водителем бензовоза, не имеющего к ним иного доступа, кроме времени перевозки бензина на машине предприятия, где он работал. Машина тщательно взвешивалась до и после отпуска бензина. Также тщательно замерялось количество сданного бензина. В пути от загрузки до полной выгрузки машина была опломбирована и сопровождалась негласным контролем. Тем не менее, каждый раз была зафиксирована значительная недостача нефтепродукта, которую объяснить потерями на испарение и температурными вариациями плотности было невозможно.

Приём кражи, как все фокусы прост: в ёмкости цистерны бензовоза свободно висела открытая емкость, свободно заполняемая одновременно с цистерной, что позволяло слить её, после выгрузки цистерны у покупателя, когда контроль с бензовоза, пломб и с водителя снимали, а бензовоз считался пустым.

Читатель скажет – ничего особенного. А если представить газовую трубу в тысячи км, из которой можно качать газ–нефть–бензин месяцами и тысячами тонн без налогов, пошлин, акцизов и пр., таможенных пошлин, уже после того, как отпускной кран закрыт, сумма "дохода" составит …. Аж дух захватывает. Или выкачивать десятки тонн из запутанной системы закачки–слива нефтехранилища госрезерва. А можно «экономить» не сливая остатки из заправочного рукава при каждой заправке. Мало, но часто.

Так что, не согласен с мнением, что изобретательство у нас в загоне. Народ предприимчив и изобретателен.

Изобретайте, господа! По-возможности, учитывая требования современности, прогресса, но не выходя за рамки Гражданского Кодекса.

Владимир Салтыков 25.03.01..04.04.07 Ужгород факс +38-(03122)-29069

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz