ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

/реплика непедагога/


Много слышал про добротное и качественное массовое советское образование, но никогда раньше не задумывался над значением образования и, главное, роли учителей. Включая родителей. Считаю - повезло. Родители не мешали учиться чему хочу. И закончить физико - математическую школу (сейчас - физический лицей) в крупном индустриально- научном центре на Средней Волге.
Задуматься над ролью учителя заставил случай. В поезде, на длинном маршруте украинско-российской командировки, в летний сезон, скучая, развлекал себя чтением, разговором с попутчиками. В тот раз, соседями были три попутчицы. Главным действующим лицом рассказа будет семиклассница, которую мать везла в Красноярск, к родной бабушке на летнее оздоровление. К слову сказать, мать девочки, помнится - выпускница факультета проектирования ядерных станций Московского энергетического института, которую после атомной катастрофы завербовали с Красноярской АЭС на работу в Украину по специальности оператора ЧАЭС.
Женщины между собой обсуждали способности детей. Своих. Точнее их неспособности к точным наукам. Встряв ненавязчиво в разговор - надо же было себя чем- то занять, я попытался им осторожно возразить, что это не всегда так, как им и учителям их детей кажется. Напомнил, что нет плохих учеников - есть плохие учителя. Поддержки не получил. Напротив, неожиданно, свою мать поддержала семиклассница. Уверяя в своей неспособности к точным наукам. Назовем ее Катей. Меня это не переубедило. Сам - инженер- физик. Считаю физику - разновидностью математики. В своей правоте меня убеждала реплика Кати в том, что по ВСЕМ дисциплинам у нее - пятерки, а любимые предметы - история и география, физика, в которых много фактов, которые она легко запоминает.
Сомнения в правоте отношения матери к своей дочери, к вере в неспособность ее дочери укрепились после элементарного теста: а любит ли Катя в истории объяснять события, о которых помнит. Выяснилось - любит и умеет делать выводы.
И тут уж я стал абсолютно убежден, что математику она освоить может. Осталось установить, почему ее не знает. Отчасти, из-за пропусков в образовании, вызванном переездами. Отчасти постоянными ВНУШЕНИЯМИ школьной "математички" и мамы - математика, которой некогда учить дочь МАТЕМАТИКЕ, но которая ВЕРИТ учительнице, что дочь - неспособна.
Времени у меня было достаточно, и, тогда я придумал способ разубедить женщин в неумении их детей. Заодно переубедить дочь. Для этого надо было переубедить Катю. Объяснив ей основы науки, которую она наверняка не знала - алгебру высказываний, как часть формальной логики, обычно из 2-3 курса мехмата университета, не пугая ее этим фактом, попросил решить задачу по сформулированной теореме из этой дисциплины. А затем, чтобы проверить усвоение - попросил сформулировать обратную и обратимую теоремы по приведенному примеру с ответом, разъяснив доступным ей языком, чего хочу от нее.
К моему даже удивлению - запросто. Хоть этого ждал, но не ожидал в такой именно мере. Тут же - демонстрирую способности дочери маме и ее подруге с таким же высшим блестяшим техническим образованием.
Они не удивлены. И тут я объясняю, что удивляться НАДО! Что способности дочери к математике лучше среднего студента 2-го курса мехмата и ее мамы с подругой вместе! Мама не верит. Объясняю ей, ее подруге, что математика - это память, в наличии которой у дочери мама не сомневается плюс наличие абстрактного мышления, которое у дочери лучше, чем у мамы - по сути - математика, т.к. ядерной техники без математики не бывает. Осталось убедить дочь, что в математике и к математике она способней мамы. Это оказалось более легкой задачей.
Наконец - вывод ребенку. Пусть никогда не верит НИКОМУ, что у нее мало способностей к точным наукам. И лучше сменить учителя. (Маму не сменишь). А я пожалел, что учителя у нее - не те. И еще. Лучше, чем к математике, у нее способностей не заметил. Конечно, это натяжка, возможна - рядом был гений в чем - то ином. Но из зол выбирают меньшее.
А что касается образования и роли родителей - судить уже не мне - жене, коллегам, друзьям, соседям и читателям.

Владимир Салтыков. 17.02.01...10.04.04
факс +38-(03122)-29069
88000 Ужгород, а/я 46 "А"
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100