/реплика
непедагога/
Много слышал про добротное и качественное массовое советское
образование, но никогда раньше не задумывался над значением образования и,
главное, роли учителей. Включая родителей. Считаю, повезло. Родители не мешали
учиться чему хочу. Закончить физико-математическую школу (сейчас – физический
лицей) в крупном индустриально- научном центре на Средней Волге.
Задуматься над ролью учителя
заставил случай. В поезде, на длинном маршруте украинско-российской командировки,
в летний сезон, скучал, развлекал себя чтением, разговором с попутчиками. В тот
раз, соседями были три попутчицы. Главным действующим лицом рассказа будет
семиклассница, которую мать везла в Красноярск, к родной бабушке на летнее
оздоровление. К слову сказать, мать девочки, помнится – выпускница факультета проектирования
ядерных станций Московского энергетического института, которую после
атомной катастрофы завербовали с Красноярской
АЭС на работу в Украину по специальности оператора ЧАЭС.
Женщины между собой обсуждали
способности детей. Своих. Точнее их неспособности к точным наукам. Встряв
ненавязчиво в разговор, – надо же было себя чем–то занять, я попытался им
осторожно возразить, что это не всегда так, как им и учителям их детей кажется.
Напомнил, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. Поддержки не получил.
Напротив, неожиданно, свою мать поддержала семиклассница. Уверяя в своей
неспособности к точным наукам. Назовем ее Катей. Меня это не переубедило. Сам
инженер-физик. Считаю физику разновидностью математики. В своей правоте меня
убеждала реплика Кати в том, что по ВСЕМ дисциплинам у неё – пятерки, а любимые
предметы – история, география и физика, в которых много фактов, которые она
легко запоминает. Насколько я знал, физику можно считать разновидностью
прикладной математики.
Сомнения в правоте отношения матери
к своей дочери, к вере в неспособность её дочери укрепились после элементарного
теста: а любит ли Катя в истории объяснять события, о которых помнит.
Выяснилось, что любит и умеет делать логичные выводы.
И тут уж я стал абсолютно убежден,
что математику она освоить может. Интересно было установить, почему она её не
знает. Выяснилось - отчасти, из-за пропусков в образовании, вызванном
переездами. Отчасти, постоянными ВНУШЕНИЯМИ школьной «математички» и мамы –
математика. Маме некогда учить девочку МАТЕМАТИКЕ, но которая ВЕРИТ
учительнице, что дочь – неспособна.
Времени в дороге было достаточно, и,
тогда придумал способ разубедить женщин в неумении их детей. Заодно переубедить
дочь одной из них. Для этого надо было переубедить саму Катю. Объяснив ей
основы науки, которую она наверняка не знала – алгебру высказываний, как часть
формальной логики, обычно из 2-3 курса мехмата университета, не пугая её,
попросил решить задачу по сформулированной теореме из этой дисциплины. Затем, чтобы проверить
усвоение, попросил сформулировать обратную и обратимую теоремы по приведенному
примеру с ответом, разъяснив доступным ей языком, что хочу от неё.
К моему даже удивлению, получилось запросто. Хоть
этого ждал, но не ожидал в такой именно мере. Тут же продемонстрировал
способности дочери маме и ее подруге с таким же высшим блестяшим
техническим образованием.
Они не удивлены. И тут я объясняю, что удивляться
НАДО! Что способности дочери к математике лучше среднего студента 2-го курса
мехмата и ее мамы с подругой вместе! Мама не верит. Объясняю ей, ее подруге,
что математика – это память, в наличии которой у дочери мама не сомневается
плюс наличие абстрактного мышления, которое у дочери лучше, чем у мамы – по
сути – математика, т.к. ядерной техники
без математики не бывает. Осталось
убедить дочь, что в математике и к математике она способней мамы. Это оказалось более легкой задачей.
Наконец – вывод ребенку. Пусть никогда не верит
НИКОМУ, что у нее мало способностей к точным наукам. И лучше сменить учителя. (Маму не сменишь). А
я пожалел, что учителя у нее – не те. И еще. Лучше, чем к математике, у нее
способностей не заметил. В том
смысле, что способность к абстрактному мышлению легко обеспечит ей возможность
стать математиком, физиком, инженером или иным естествоиспытателем.
Это, конечно, слегка натяжка,
возможна – рядом был гений в чем – то ином, в чём сам автор неспециалист,
потому и не разглядел. К примеру - оператор орбитальной космической станции.
Рекомендации о роли и системе образования, роли
родителей и школы обобщать не буду - не специалист. Но эту историю, чтобы стала
доступна иным, записал по возвращении домой.
Владимир Салтыков.
17.02.01...01.04.07 Ужгород