ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

/реплика непедагога/

 

Много слышал про добротное и качественное массовое советское образование, но никогда раньше не задумывался над значением образования и, главное, роли учителей. Включая родителей. Считаю, повезло. Родители не мешали учиться чему хочу. Закончить физико-математическую школу (сейчас – физический лицей) в крупном индустриально- научном центре на Средней Волге.

Задуматься над ролью учителя заставил случай. В поезде, на длинном маршруте украинско-российской командировки, в летний сезон, скучал, развлекал себя чтением, разговором с попутчиками. В тот раз, соседями были три попутчицы. Главным действующим лицом рассказа будет семиклассница, которую мать везла в Красноярск, к родной бабушке на летнее оздоровление. К слову сказать, мать девочки, помнится – выпускница факультета проектирования ядерных станций Московского энергетического института, которую после атомной катастрофы завербовали с Красноярской АЭС на работу в Украину по специальности оператора ЧАЭС.

Женщины между собой обсуждали способности детей. Своих. Точнее их неспособности к точным наукам. Встряв ненавязчиво в разговор, – надо же было себя чем–то занять, я попытался им осторожно возразить, что это не всегда так, как им и учителям их детей кажется. Напомнил, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. Поддержки не получил. Напротив, неожиданно, свою мать поддержала семиклассница. Уверяя в своей неспособности к точным наукам. Назовем ее Катей. Меня это не переубедило. Сам инженер-физик. Считаю физику разновидностью математики. В своей правоте меня убеждала реплика Кати в том, что по ВСЕМ дисциплинам у неё – пятерки, а любимые предметы – история, география и физика, в которых много фактов, которые она легко запоминает. Насколько я знал, физику можно считать разновидностью прикладной математики.

Сомнения в правоте отношения матери к своей дочери, к вере в неспособность её дочери укрепились после элементарного теста: а любит ли Катя в истории объяснять события, о которых помнит. Выяснилось, что любит и умеет делать логичные выводы.

И тут уж я стал абсолютно убежден, что математику она освоить может. Интересно было установить, почему она её не знает. Выяснилось - отчасти, из-за пропусков в образовании, вызванном переездами. Отчасти, постоянными ВНУШЕНИЯМИ школьной «математички» и мамы – математика. Маме некогда учить девочку МАТЕМАТИКЕ, но которая ВЕРИТ учительнице, что дочь – неспособна.

Времени в дороге было достаточно, и, тогда придумал способ разубедить женщин в неумении их детей. Заодно переубедить дочь одной из них. Для этого надо было переубедить саму Катю. Объяснив ей основы науки, которую она наверняка не знала – алгебру высказываний, как часть формальной логики, обычно из 2-3 курса мехмата университета, не пугая её, попросил решить задачу по сформулированной теореме из этой дисциплины. Затем, чтобы проверить усвоение, попросил сформулировать обратную и обратимую теоремы по приведенному примеру с ответом, разъяснив доступным ей языком, что хочу от неё.

К моему даже удивлению, получилось запросто. Хоть этого ждал, но не ожидал в такой именно мере. Тут же продемонстрировал способности дочери маме и ее подруге с таким же высшим блестяшим техническим образованием.

Они не удивлены. И тут я объясняю, что удивляться НАДО! Что способности дочери к математике лучше среднего студента 2-го курса мехмата и ее мамы с подругой вместе! Мама не верит. Объясняю ей, ее подруге, что математика – это память, в наличии которой у дочери мама не сомневается плюс наличие абстрактного мышления, которое у дочери лучше, чем у мамы – по сути – математика, т.к. ядерной техники без математики не бывает. Осталось убедить дочь, что в математике и к математике она способней мамы. Это оказалось более легкой задачей.

Наконец – вывод ребенку. Пусть никогда не верит НИКОМУ, что у нее мало способностей к точным наукам. И лучше сменить учителя. (Маму не сменишь). А я пожалел, что учителя у нее – не те. И еще. Лучше, чем к математике, у нее способностей не заметил. В том смысле, что способность к абстрактному мышлению легко обеспечит ей возможность стать математиком, физиком, инженером или иным естествоиспытателем.

Это, конечно, слегка натяжка, возможна – рядом был гений в чем – то ином, в чём сам автор неспециалист, потому и не разглядел. К примеру - оператор орбитальной космической станции.

Рекомендации о роли и системе образования, роли родителей и школы обобщать не буду - не специалист. Но эту историю, чтобы стала доступна иным, записал по возвращении домой.

 

Владимир Салтыков. 17.02.01...01.04.07 Ужгород

 

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz