Encyclopedia
/учебное
пособие родителям для детей/
/начатое/
Цифры, которые приняты в нашем обращении, называют арабскими, их всего десять: 0,1, 2,3,4,5,6,7,8,9.
Чтобы записать число десять этими цифрами, надо записать его так:
1 0 т.е. в виде одной единицы в разряде десятков.
Два десятка означают число 2 0.
Добавляя десятки, получим числа, соответственно:
30,40,50,60,70,80,90
Если надо записать числа не круглые десятки, тогда к десяткам добавляются единицы. Например – 11, 12,12,14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22, ….. 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99.
Если десятков десять, то число записывается в виде. 100. К ним аналогично добавляют десятки или единицы: 101, 102, …. 109, 110, 111, 112 …118,119, 120, 121…..999, 1000, 1001, 1002 ….9999…10000…10001… 99999, …..1000000, 10000001, …...
В ней могут быть цифры 0 и 1.
0 (в десятичной системе счисления) - 0 можно записать 00000
1 - 1
2 - 10 можно записать 00010
3 - 11
4 - 100 можно записать 00100
5 - 101
6 - 110 можно записать 00110
7 - 111
8 - 1000 можно записать 01000
9 - 1001
10 - 1010
11 - 1011 можно записать 10011
12 - 1100
13 - 1101
14 - 1110 можно записать 11100
15 - 1111
16 - 10000
17 - 10001 можно записать 10001
18 - 10010
19 - 10011
20 - 10100 и т.д. можно записать 10100
Если присмотреться, можно видеть, что в младшем разряде единица чередуется с нулём. Где единица в нечётных и ноль в чётных числах. Причём единица в младшем (крайне левом) разряде означает число 1, а цифра 0 – число 0 или число 2 в степени 0, т.е. 20.
Единица во втором (справа) разряде означает число 21 или число 2,
единица в третьем - число 22 или число 4,
единица в четвёртом число 23 или число 8,
единица в - пятом число 24 или число 16,
единица в - шестом число 25 или число 32,
единица в - седьмом число 26 или число 64,
единица в - восьмом число 27 или число 128,
единица в - девятом число 28 или число 256,
единица в десятом - число 29или число 512,
единица в одиннадцатом -
число 210
или число 10024
единица в разряде N - число 2N-1 или число 2*2* … *2 (N-1 раз),
Произвольное число в двоичном коде, по аналогии с десятичным представляется суммой: 0 1 0 0 1 0 1 0 = 0*27+1*26+0*25+0*24+1*23+0*22+1*21+0*20
8 р. 7р. 6р. 5р. 4р. 3р. 2р. 1р.
или числом 0*128+1*64+0*32+0*16+1*8+0*4+1*2+0*1= 64+8+2=74.
Задача. Формулу обратного перевода десятичных чисел в двоичный код придумайте сами.
Иногда счёт разрядов начинают с нуля, а не с первого.
Задача. Напишите формулу и объясните правила перевода числе двоичного в десятичное для счёта разрядов, где младший разряд назовём нулевым.
Задача. Как изменится двоичное число, если дописать два нуля слева.
Задача. Как изменится двоичное число, если дописать нуль справа.
Задача. Как
изменится двоичное число, если дописать N нулей справа (слева).
Задача. Какое самое большое число можно записать тремя цифрами в двоичной системе
(дволичным кодом)?
Задача. Какое самое большое число можно записать N цифрами в двоичной системе (двоичным кодом)? Какое наименьшее? Какое наименьшее чётное?
Задача. Какой признак делимости чисел на 2 в двоичной системе счисления?
Сложение и вычитание чисел осуществляют так же, как в десятичной системе, лишь пользуются двумя цифрами. Удобно складывать столбиком, разряд под одноимённым разрядом, оставляя место для записей переносов в старшие разряды:
Перенос разрядов (для запоминания) +1 +1 +1 +1
1
0 0
1 1 0
1 (число 77)
+
1 1
1 1 (число 15)
__________________________
1 0
1 1 1
0 0 (число 92)
Задача. Расскажи правило и придумай пример на сложение.
Задача. Попробуй написать формулу для сложения чисел в двоичном коде.
Задача. Придумай
задачу на двоичную систему исчисления.
Задача. Придумай троичную систему исчисления и два правила для неё.
Задача. Как умножить число на 2. Как
умножить на 4, как на 8, на 16, на 2N. Задача. Как разделить число на
2, на 4, на 8, на 16, на 2N?
Задача попытайся придумать правило для
вычитания двоичных чисел по аналоги с двоичной системой.
Задача. Как с набора весовых набора 1 грамм, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256 грамм
гирь на рычажных весах взвесить покупку весом менее полкилограмма (килограмм –
1000 грамм?
Задача. Как с помощью теоретической возможности деления пустыни Сахара на 2, 4, 8,
16, 32 и т.д. поймать там единственного тамошнего льва (способ называют
способом Веерштрасса)?
Задача. Как изменится число в двоичном коде, если его сдвинуть на разряд влево, на два разряда влево, на три, на N разрядов влево. Как оно изменится при сдвиге вправо на N разрядов?
Задача. Как изменится число в десятичной системе счисления при сдвиге на три разряда влево? А на два разряда вправо? А на N разрядов?
Задача. Придумай систему исчисления с основанием 3. Где б её примерить в технике, юстиции?
(нейтральное состояние меду включенным и выключенным), (виновен, невиновен, вина не доказана в суде).
Под выражением будем считать набор любих символов – букв, цифр, зображений,
символов, жестов и проч.
Будем считать (говорить в этой алгебре), что выражение 0 – ложно (или -
ложь) и 1 – истинно (истина).
Будем изучать такую алгебру, в которой договоримся, что:
- логическая
сумма, в которой выполняется условие:
А + В = 1 (если А или В равно 1, то
есть истинно),
А + В = 0 (если А = В = 0, то есть ложно)
- логическое
произведение, в которой выполняется условие:
А х В = 1 (если А = В = 1),
А х В = 0 (если А или В равно 0)
- отрицанием (инверсией)
в которой НЕ А=0 (если А=1); НЕ А= 1 (если А=0)
Уже из написаного видно, что отрицание лжи в этой алгебре – истина, а
отрицание истины – ложь.
Для проверки
истинности результата удобно составлять таблицы истинности так, например для
трёх переменных величин А. В.С с перебором всех значений:
А = 0 1
0 1 0 1 0 1
В = 0 0
1 1 0
0 1 1
С = 0 0
0 0 1 1 1 1
А+В+С истинна при любой истинной величине (А или В или С).
По-другому можно сказать, что любая истина на входе логического суматора
(суммирующего устройства) обеспечит истину на выходе.
А+В+С ложно лишь в случае, если одновременно ложны все величины – А и В и
С.
По-другому можно сказать, что любая ложь на входе логического суматора
(суммирующего устройства) обеспечит ложь на выходе.
Такую функцию в жизни обеспечивает правило доказывания, которое уже давно
применяют ученые: - Чтобы доказать ложность чьей-то гипотезы достаточно найти
лиш один случай (исключение), корда она не работает. С другой стороны, для
доказательства теории надо исследоватиь и подтвердить истину ВСЕХ случав её
применения.
Аналогичным образом можно вывести утверждение, что А х В х С ложно, когда А или В, или С не равно1, то хоть одна переменная величина неистинна, то есть ложна. Если А=В-С=1, т.е. все переменные величины истинны, то функцsя логического умноження істинна.
По-другому можно сказать, что любая ложь на входе логического умножителя
обеспечит ложь на выходе. А для истиности выходного сигнала необходима
истинность всех входных величин одновременно.
Ясно видно из примеров, но можно
убедиться и самому, что отрицание отрицания – истина.
Задача. Будет ли истинным утверждение после трех последовательных отрицаний.
Задача. Нечётное отрицание лжи – истинно или лоно?
Задача. Укажи правило, как меняется истинность (ложность) логического выражения после N отрицаний. Т.е. как определить – будет ли оно истинным или ложным.
3. Каскадное включение линейных
устройств.
Часто встречаются устройства, которые линейно передают
сигнал от входа до своего выхода, т.е. согласно формулам линейных
алгебраических функций. Или их приближённо можно считать таким - линейными. К
таким устройствам относятся усилители, микшеры и ряд иных. В технике часто
включаются блоки один за другим. Когда выход одного соединен со входом другого.
Их так включают, когда нужно к функциям первого блока добавить иные, второго
блока, стоящего за первым. Или умножить, перемножить их главное свойство.
Случается, такая гирлянда содержит более двух блоков и сама линейна.
Пусть блок представляет из себя усилитель входного
сигнала в k раз. В силу не идеальности,
на выходе блока может быть шум-помеха не больше, чем b, который называют собственным уровнем шума
усилителя. На выходе такого сигнала будет сигнал a*K+b, если на входе был сигнал "а". Знак *
здесь и далее означает знак умножения
Иногда усиления не хватают, и усилители включают
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО. В этом случае выходной сигнал первого усилителя (КАСКАДА)
соединен (ПОДАЁТСЯ) с входом второго усилителя.
На выходе второго усилителя
- такого СОСТАВНОГО ЛИНЕЙНОГО УСИЛИТЕЛЯ, сигнал вычисляется по формуле: (a*k+b)*k+b, т.к.
Выходной сигнал первого
вместе с шумом первого (каскада) усилителя усиливается в k раз b к
которому добавится (прибавится) шум второго, равный тоже b.
Задача. Напишите формулу для n
одинаковых, последовательно соединённых каскадов таких усилителей.
Задача. Напишите формулу усиления для выхода из n последовательно соединённых линейных каскадов, с
коэффициентами усиления k1 ….. kn, с собственным шумом каждый b1
… dn соответственно.
Задача. Какой сигнал будет на выходе такой схемы?
Усилением (КОЭФФИЦИЕНТОМ ПЕРЕДАЧИ ПО ПОЛЕЗНОМУ СИГНАЛУ)
любого линейного устройства или последовательно соединённых линейных устройств
(как в примерах этого урока), называют отношение полезного сигнала на выходе к
сигналу на входе (где b=0).
Для одинаковых устройств = (a*k*k* …..*k)/a = k*k*
…..*k= kn. Т.е. коэффициент передачи
равен
Задача. Какой сигнал будет на выходе подобной схемы, где коэффициенты усиления
разные?
Холодильная комната представляет собой многослойные чаще
- одинаковые (по толщине и теплопроводности) изоляционные плиты, каждый слой
которых передаёт тепло с коэффициентом передачи k. За счёт крепления каждого слоя будем считать,
что на другой стороне крепления добавится количество тепла не более b.
Задача. Напишите формулу передачи тепла для трёх одинаковых плит, если плиты
крепятся между собой, т.е. крепление каждой оканчивается на смежной.
-
ТО же, если
крепление ВСЕХ плит осуществляется одним сквозным элементом.
-
ТО же, если
каждая плита крепится к соседней, всего их n- штук, каждая имеет свой
собственный коэффициент
передачи тепла.
-
То же, если b=0,1*k
- То же, если b=0,1*k*k
Задача. Придумай теорию и составь задачи для многокаскадных пылесосов,
охладителей, систем очистки воды (жидкости, газа), где примеси равноценных
шуму/помехи.
Задача. Придумай теорию, аналогично описанной для случаев закрашивания рисунка
краской, если каждый её слой ослабляет яркость рисунков ("полезный
сигнал" на входе) в k раз и при
этом оставляет неоднородность по яркости закрашивания b.
Задача. Придумай теорию для определения итогового числа неисправленных ошибок
для последовательной работы одинаковых по коэффициентам уменьшения вычитываемых
ошибок k литературных корректоров,
если каждый из них оставляет собственные (шум, помеха) b ошибок.
Задача. Какое число собственных ошибок врачебных консультантов один за другим в
очереди консультаций должно консультировать больного, если первоначальный
диагноз ему поставлен, а каждый контролёр-консультант уменьшает число ошибок в
диагнозе в k раз, и при этом добавляет b своих ошибок.
Задача. Что надо потребовать от числа собственных ошибок консультантов, чтобы
ошибок в диагнозе стало меньше, чем было ДО консультации?
Задача. Для предыдущих задач, решить и построить правило, по которому можно
вычислить, сколько должно быть в ряду последовательных консультантов
(консультаций), чтобы после них в диагнозе было число ошибок меньше "m", если в диагнозе их было "a", чтобы больной остался жить здоровым.
Задача. Придумай ряд задач из жизни, к
которым можно применить похожие правила и реши созданные задачи.
Задача. Придумай и реши задачу о проверке состава вещества или аптечной ошибки,
где вредная примесь - брак/шум.
Задача. Каждый раз, отрезая трубу, её режут с запасом. Запас зависит от
погрешности измерения, которая равна k, к
которой добавляется ошибка-потеря трубы b на
отрезание инструментом (ОШИБКА
ИНСТРУМЕНТА). Каждым отрезанием соответственно честный продавец теряет часть
трубы, определяемой
формулой k*a+b, т.к. иначе покупателю может не хватить длины отрезанного куска
в его конструкцию. Сколько потеряет продавец от продажи равных кусков, дтиной
"а". Составь рекомендации продавцу и покупателю по миниму потерь
денег.
Задача. При каждом взвешивании ошибка взвешивании составляет долю от всей шкалы
весов к которой добавляется погрешность начальной установки шкалы весов без
груза. Укажи тактику взвешивания в интересах покупателя (чтобы купить побольше
товара) и тактику продавца.
Задача. Когда погрешность больше - при меньшем или большем числе взвешиваний.
Когда равны. Укажи алгоритм (порядок) наименьшей погрешности взвешивания на
весах с большой погрешностью (ошибками первого и второго рода) из предыдущей
задачи.
4. Устройство государства и основы
права.
Каждый человек обязан ориентироваться в законодательстве той страны, в которой проживает и той, гражданином которой является. Законодательство содержит нормативные акты, обязательные для исполнения в той части, где они законны (те из них, которые законны) и методические, которые помогаю их использовать, разъясняют.
В зависимости от устройства государства, соотношение нормативных актов между собой различно. Там, к примеру, где форма правления - безусловно президентская, там указ президента выше по рангу действия, чем декрет или постановление правительства и даже закон, принятый парламентом без президента.
Ныне в Украине парламентско-президентская республика, с большими правами правительства (Кабмина), причём в некоторых вопросах, хоть и немногих, президент имеет преимущество перед парламентом и правительством.
К нормативным актам относятся, в порядке убывания силы действия:
- Конституция – главный закон страны, в котором описано строение государства, …
- международные законы, которые не противоречат Конституции, согласие на применение в стране которых дано Законодателем;
- закон, принятый законодателем, специальный;
- закон, принятый законодателем;
- судебное решение, постановление, приказ, определение;
- декрет правительства (кабинета министров);
- постановление правительства;
- указ президента в пределах его полномочий по Конституции;
- приказ ведомства;
- устав учреждения;
- положение;
- договор, не противоречащий законодательству;
- инструкция;
- должностная инструкция.
Разберём на примерах условной страны законность применения некоторых
законов и особенности национального права.
Пример.
- Специальный закон о пенсиях обязывает пенсии начислять только по закону, и для военных пенсионеров начислять пенсии с включением в расчёт надбавок за службу.
- Законом о бюджете 2006 год, которым регулируют расходы страны в течение указанного года, выплаты пенсий за надбавки запрещены (не предусмотрены).
Задача с решением. Можно ли выплачивать пенсию за надбавку?
Мнение судей (судов), казначейства, пенсионного фонда - нельзя, т.к. нет денег и закон запрещает.
Ответ правильный: - обязательно, т.к. нарушать закон - уголовное преступление, но не в 2006 году, т.к. денег фактически нет, а закон о пенсиях предусмотрел задержки выплат с обязательной индексацией и возмещением утрат от задержки выплаты.
Мнение председателя местного верховного суда: - нельзя.
Вывод. Суд, чиновники, говоря часть правды, утаивая истину, лгут, в том числе председатель местного верховного суда, который в своей рекомендации обязан был указать не на отказ в праве на эту пенсию, на на обязанность её выплаты по окончании 2006 года с индексацией и компенсацией за задержку.
Полуправда, как известно, есть ложь. Из лжи или преобразованием
выражений с нарушением логики следует ложь.
Задача. Закон 2003 года о туберкулёзе установил пенсионную льготу врачам с указанием внести поправку в пенсионный закон, единственно указывающий на порядок пользования льготой со вступлением в силу немедленно.
Пенсионный закон во исполнение предыдущего закона, был изменен законом 2004 года.
Список лиц и должностей для этого закона правительство составило в 2006 году.
Справку о занимаемой должности лечебное учреждение выдало в 2007 году. Через 16 дней она попала в пенсионный фонд, который начислил поправку пенсию через 2 года и три дня, из которых три дня шло письмо со справкой, на два года задержан пер6счёт, т.к. он делается лишь раз в два года, а последний делался накануне без учёта льгот.
Вопрос: с какого числа фонд или иные упомянутые лица и организации обязаны начислить поправку к пенсии врачу и за чей счёт оплатить (компенсировать) задержку в выплате.
Задача: перечисли виноватых в нарушении закона согласно здравого смысла;
перечисли виноватых в нарушении закона, согласно Конституции своей страны или страны пребывания. За какой период, каждый из виноватых, обязан возместить ущерб пенсионеру за задержку выплату льгот?
5. Проектирование, конструирование,
изобретательство.
В обществе любые ресурсы ограничены. В том числе,
трудовые. Считают, что для создания любых полезных предметов нужны три умения:
анализировать, синтезировать и умение реализовать конструкцию в материалах.
Считают проектом – использование в едином замысле
нескольких известных конструкций.
Конструирование – взаимная увязка с соблюдением
ограничивающих норм известных в технике или известных по методам расчёта узлов
или деталей в любые виды связей.
Изобретательство – организация связей в машинах, узлах и
деталях так, чтобы совокупный эффект от этих связей превышал сумму эффектов без
этих связей.
Оказывается, изобретательству, как любым навыкам, можно
научить. Для этого существует понятный алгоритмы обучения. Например – из книги Альтшуллера «Алгоритм изобретения». Для тех, кто навыков патентоведения не имеет, укажу на признаки объектов
изобретения. Способом (можно патентовать) в случае мировой новизны и
последовательности действий направленных на один предмет. Этим он отличается от
описания взаимодействия подвижных или взаимодействующих частей аппарата
(машины). Устройство характеризуется в описании связями – механическими, электрическими.
Иными физическими.
Приведу несколько методических приёмов в помощь
изобретателям. Одновременно, их применение косвенно свидетельствует об
изобретении в техническом решении.
-
идеальная
машина, т.е. требуемое качество (функция) получается без дополнительных затрат.
Задача с решением. Изобрести экономный невысокий разводной мост
(для провода речных судов) с малым потреблением энергии для управления.
Ленинградский школьник предложил разводной мост делать поворотным,
открывание и закрывание моста обеспечить опусканием щита с моста в воду на
нужном краю моста. Поворот осуществит течение само в нужную сторону. Давление
воды на щит противоположной стороны вернет его на место.
Сегодня таких эффективных приёмов известно сотни.
Задача. Изобрети авиационную лебёдку для самолётов для выгрузки на
необорудованных полевых аэродромах боевой десантной техники в боевых условиях.
6. Известно, что при
протекании тока I на участке
электрической цепи с сопротивлением R, на
нем падает напряжение U, которые
связаны выражением U=I*R. Для
удобства вычисления удобно мнемонически представлять
себе треугольник _ U__
R I
Надо пальцем закрыть искомую величину и прочитать ответ: I= U/R R= U/I. U=R*I
Этот закон называют законом Ома для участка цепи.
Задача с решением. Часто возникает необходимость уменьшить
напряжение источника напряжения.
Учитывая закон Ома, из
любого источника напряжением E
последовательным соединением через резистор R можно получить напряжение U, если R= (E-U)/I . Т.е напряжение источника E уменьшится до U. Так будет только до тех пор, пока ток останется
неизменным. Ток может быть любой формы и направления.
Задача. Напишите формулу для напряжения U точки соединения разных резисторов R1 R2, которые соединены с источником напряжения E.
Задача. Как изменится (формула) напряжения этого делителя напряжения, если он
нагружен на резистор R.
Задача. Какое сопротивление параллельных сопротивлений?
Задача. Какое сопротивление последовательных сопротивлений?
Задача. Какое сопротивление бесконечной цепочки делителей, нагруженных каждый на
такой же, где верхний резистор R, а
нижний 2R.
6. Бытовая информатика с элементами автоматики и
юридическим уклоном
Основные логические функции.
Понятия истинного
и ложного.
Дуб - дерево. Выражение
истинно (истина).
Береза - дерево. Истина
Мак - дерево. Ложь
Ромашка - дерево. Ложь
Мак - не дерево. Истина
Дуб и береза - дерево. Истина
Дуб и ромашка - не дерево. Попытайтесь определить сами.
Задача. Дуб и ромашка - дерево. Выражение истинно или ложно?
Задача. Мак и ромашка - не дерево. Выражение истинно или ложно?
Задача. Береза или дуб - не дерево. Выражение истинно или ложно?
Если при любых значениях аргументов в выражении оно
справедливо, то оно - истинно,
если оно справедливо НЕ
ПРИ ВСЕХ ЗНАЧЕНИЯХ ВХОДЯЩИХ В НЕГО АРГУМЕНТОВ, то - ложно. Иными словами,
выражение ложно, если СПРАВЕДЛИВО ЛИШЬ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ АРГУМЕНТОВ.
Иными словами, для ложности выражения достаточно лишь одного случая (хоть
один/по крайней мере, один случай) значений аргументов, когда выражение
несправедливо, - ложно.
«Если круглое, значит мяч». Выражение ложно, т.к. шарики
подшипника, игровое поле рулетки, - не мячи, хоть и круглые. Так как, по
крайней мере, для приведенных примеров-случаев, выражение ложно. Ложное
выражение как бы справедливо ИНОГДА (не всегда).
Именно на таком свойстве основана наука обмана - софистика, в которой
после цепи справедливых высказываний вставляют одно, справедливое НЕ ВСЕГДА
(ИНОГДА), или, как иногда говорят, ПРАВДОПОДОБНОЕ. Такой цепью высказываний,
логических заключений, можно доказать ЧТО УГОДНО.
Высказывания могут быть также математическими, т.е.
арифметическими, алгебраическими, геометрическими и т.п.
2+2= 4. Выражение истинно (коротко - истина). Для аристотелевой
арифметики выражение 2*2= 4 тоже истинно.
Параллельные прямые не пересекаются. Истина - для математики Эвклида
(т.е. для плоскости).
НО параллельные прямые пересекаются. Истина для математики Лобачевского
(т.е. для сферы).
Так же для выражения «сумма углов треугольника не равна 180 градусов»
ЛОЖНО для «плоской» Эвклидовой
геометрии и ИСТИННО - для геометрии
Лобачевского.
Так что, сказав любую из двух геометрических теорем, но
не указав вида геометрии (т.е.) граничных условий изменений аргументов, легко
истинное выражение сделать ложным.
Задача. Попытайтесь определить истинность (ложь или истина) выражений и условия
истинности/ложности:
А+В= В+А
А*В= В*А
А*(В*С)= А*С*В
Задача. Знакомые с векторным, матричным анализом, операциями с мнимыми числами
могут попытаться составить несколько подобных задач, решить их, исправить
приведенные выражения (теоремы), т.е. сделать их истинными (если они ложны) в
рамках ограничений, заданных читателем самостоятельно. Или, наоборот, придумав
самостоятельно условия, сделать ложными.
Задача с решением. Переходите дорогу свет только на красный сигнал
светофора! Искушенный читатель сразу догадается, что
ОНО - ИСТИННО, если одновременно с КРАСНЫМ - ДЛЯ МАШИН, ДЛЯ ИСПРАВНОГО и
РАБОТАЮЩЕГО В ОСНОВНОМ РАБОЧЕМ РЕЖИМЕ СВЕТОФОРА указывает зелёным цветом
разрешение пешеходу. Причём, осторожный читатель, даже знакомый с
правилами дорожного движения, ещё
проверил бы наличие машин на пешеходной полосе, чтобы не задавил водитель
неисправной машины или без прав на вождение. Но о таких, дополнительных
условиях - отдельная тема.
Присмотревшись к первым примерам, можно легко заметить, что аргументы в
выражениях связаны между собой знаками: математическими (к примеру + , - , =,
*) а также словесные(к примеру, И, ИЛИ,
НЕ), которые названы логическими.
Действия арифметики последние 300 лет не изменились, их знает каждый
школьник.
Таблицы истинности
Функция ИЛИ
Назовем логической функцией ИЛИ
двух аргументов А, В, (логического сложения, в силу некоторой похожести
свойств) для которой справедлива таблица:
А 0 0 1 1
В 0 1 0 1
А+В= 0 1 1 1,
(можно говорить: А ИЛИ В),
где 1 - обозначение
истины, 0- Ложь
Т.е. итог выражения
ложный лишь для двух ложных аргументов. В остальных случаях - итоговое
выражение истинно.
Если выражение "А =
дуб есть дерево" истинно, а
выражение "В = береза есть
дерево" истина тоже, то
согласно этой таблицы:
выражение "дуб ИЛИ береза, есть
дерево - истинно.
Если "А = мак есть
дерево" ложно, и
"В = береза есть дерево"
истинно,
то "А+В = (мак ИЛИ береза) есть
дерево" истинно.
Задача. Проверьте истинность выражения А+В= (ромашка ИЛИ береза) есть дерево.
Задача. Проверьте истинность выражения А+В= (мак или ромашка есть дерево) = 1
(т.е. истинно). Задача. Проверьте
истинность выражения А+В= (мак или ромашка есть дерево) = 0 (т.е. ложно).
Функция И
Назовём логической функцией И двух аргументов А, В, (логического
умножения, в силу некоторой похожести свойств) для которой справедлива таблица:
А 0 0 1 1
В 0 1 0 1
А* В= 0 0 0 1,
(можно также говорить: А
И В, а также записывать А& В,
где 1 - обозначение
истины, 0- Ложь.
Знак & читается -
Амперсанд
Т.е. итог выражения
истинный лишь для двух истинных аргументов. В остальных случаях - выражение
ложно.
Задача с решением.
Если А = дуб есть дерево Истина,
А=1
В = береза есть дерево Истина, В=1
То, согласно этой
таблице: (дуб И береза) - дерево Истина,
А&В=1
Если А = мак - дерево Ложь, А=0
В = береза есть дерево Истина,
В=1
То А*В = (мак &
береза) - дерево Ложно
А&В=0
Задача. Проверить: А&В= (ромашка И
береза) - дерево = 0 (ложно).
Задача. Проверить: А&В= (ромашка И
береза) - дерево = 1 (истинно).
Задача. Проверить: А&В= (мак И
ромашка) - дерево = 0 (ложно).
Функция НЕ
Назовем логической функцией НЕ (одного) аргумента А, по иному -
отрицанием, инверсией, для которой справедлива таблица:
А 0 1 _
НЕ «А» 1 0, (можно также говорить: Ао, а
также А, а также «А с чертой»),
где 1 - обозначение
истины, 0- Ложь
Т.е. итог выражения
истинный лишь для ложного аргумента и ложный для истинного аргумента.
Задача с решением. Выражение А = (дуб - дерево) = 1, т.е. истинно.
Согласно этой таблице: НЕ А = НЕ (дуб- дерево)=0, т.е. ложно.
Действительно, выражение
"не дуб - дерево" ложно, т.к
авторучка, к примеру, не дуб, но - не дерево.
Задача. Определить чему равно значение выражения (0 или 1, истинно или ложно):
-
"А =
НЕ(мак - дерево)".
Задача. Определить чему равно значение выражения (0 или 1, истинно или ложно):
"А = НЕ (мак -
дерево)=1"
Задача. Определить чему равно значение выражения (0 или 1, истинно или ложно):
"А = (НЕ(НЕ (мак -
дерево)=1)=1.
Эпюры (графическое изображение) функций.
Известно графическое
изображение функций во времени, в декартовой (прямоугольной) системе координат,
где горизонтальная ось Х представляет ВРЕМЯ, а вертикальная, У, значение
функции или аргумента.
Представим ОСЬ ВРЕМЕНИ
так ………………………………………………….. t,
________________________________________
Функцию истинную, т.е.
1, так .…..………………………………………………t,
Соответственно, функцию
ложную, т.е. 0, так
_______________________________________t,
т.е. совпадающую с осью
времени.
С течением времени
функция может становиться ложной или истинной, в зависимости от аргументов.
Такое представление
функций удобно для понимания логических процессов, проверки истинности
логических выражений, анализа и синтеза логических устройств. К примеру в
автоматике и телемеханике, «1», единица,
означает факт ВКЛЮЧЕНО, «О»,ноль, - ВЫКЛЮЧЕНО, может означать наличие
импульса или ИНОГО СИГНАЛА по договоренности тех, кто составлял и читал ЭПЮРЫ
(графики).
Легко проверить, что для функции
ИЛИ справедливо
___
___ ___ _______ _______
________
Если, А= ___:
:________: :________ : :________: :____: :___: :__ t,
0
1 0 1
1
0 0 1
0 1 1 0 1
1
0 1 0
_______________ __________________
В= ________: :__________: :____________________ t, 0
0 0 1 1 1 0 0 0 1
1
1 1 0 0 0 0
___ ________________ ___
_________________________
________
то, А+ В ___:
:__:
:___: :___:
:___: :___t,
0 1
0 1 1 1 0
1 0 1
1
1 1 1 0 1 0
Под эпюрами приведены
состояние функции или аргументов сразу же после ЛЮБОГО изменения, т.к. ЛЮБОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬ ТАБЛИЦУ ИСТИННОСТИ
РЕЗУЛЬТАТА, или, по-другому говоря, - логической функции.
Видно, что функция ПРОПУСКАЕТ ВСЕ ЕДИНЫЦЫ НА ВЫХОД С
ЛЮБОГО из своих ДВУХ ВХОДОВ
Графическое изображение
функций
Вновь обратившись к
таблицам истинности можно сделать вывод ДЛЯ
ФУНКЦИИ & (И)
___ ___ ___
_______ _______
________
Если, А= ___:
:________: :________ : :________: :____: :___: :__ t,
0
1 0 1
1 0
0
1 0 1
1
0 1 1 0
1 0
_______________ __________________
В= ________: :__________: :___________________ t, 0
0 0 1 1 1 0
0 0 1 1 1 1 0
0 0 0
___ _______ __
то, А&В _______________: :_____________________: :___: :___________________ t,
0
0 0 0 1 0
0 0 0 0 1 0 1
0 0 0 0
Под эпюрами приведены
состояние фуyкции или аргументов сразу же после
ЛЮБОГО изменения, т.к. ЛЮБОЕ ИЗМЕНЕНИЕ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬ ТАБЛИЦУ ИСТИННОСТИ
РЕЗУЛЬТАТА, или - по другому говоря -логической. функции.
Видно, что функция ПРОПУСКАЕТ ВСЕ ЕДИНИЦУ НА ВЫХОД С
ЛЮБОГО из своих ДВУХ ВХОДОВ ЛИШЬ ПРИ НАЛИЧИИ ЕДИНИЦЫ НА СВОЕМ ВТОРОМ ВХОДЕ
(второй аргумент тоже единица). Такая функция выполняет роль переключателя,
причем каждый из входов может быть управляющим ВКЛЮЧЕНИЕМ, а второй -
сигнальным, или - энергетическим.
Потому, как, если А=
шлюз с водой
В= затвор шлюза, то
А&В, т.е. вода на выходе шлюза будет лишь
при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЛИЧИИ ВОДЫ НА ВХОДЕ ШЛЮЗА (А=1) и ОТКРЫТОГО ШЛЮЗА (В=1).
Очевидно, что можно
отключить воду на выходе как затвором, так и осушив воду на входе. Причем
затвор можно обозначить через А, а воду на входе шлюза через А.
Потому А& В=В
&А.
Пример из первой пары эпюоров читатель может придумать сам.
А также доказать А ИЛИ
В=В ИЛИ А, иными словами (А&В =
В&А)
Теперь совсем легко изобразить эпюр для функции НЕ
___
___ ___ ________
_______ ________
Если, А=
___: :________: :_________: :________: :___: :___: :__ t,
0
1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1
0
то НЕ «А»____ ________ _________ _________ ____ ___ __ t
:___: :___: :___: :_______: :_______: :________:
? ?
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Расставить значения
функции НЕ А под эпюрой может читатель.
Читатель, в качестве
тренинга может построить эпюр функции НЕ В для ниже приведенного вида сигнала
(аргумента В) функции.
_______________ __________________
Если В= ________: :__________: :___________________ t
0 1 1
0 0
1 1 0
НЕ «В» ? ……………………………………………………………………………………………….. t
ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРЕМЫ
Внимательно вглядевшись
в таблицы истинности функций ИЛИ, И (&), можно заметить, что:
НЕ (А+В)= НЕ А& НЕ
В. По иному можно записать:
________ _
_
А ИЛИ В = А & В
Справедливо также
выражение НЕ (А& В) = НЕА+ НЕ В. По иному можно записать:
____ _
_
А&В= А ИЛИ В
Эти два выражения
известны как теоремы Моргана, основные теоремы математической логики.
Докажем одну из них,
скажем, первую, пользуясь таблицами истинности.
А 0 1 0 1
В 0 0 1 1
А ИЛИ В 0 1 1 1
НЕ А 1 0 1 0
НЕ В 1 1 0 0
НЕ (А ИЛИ В) 1 0 0 0
(НЕ А)&(НЕ В) 1 0 0 0, т.е.
________
_ _
А ИЛИ В = А & В
Читатель имеет возможность самостоятельно доказать вторую теорему
Моргана.
____ _ _
А&В= А ИЛИ В
Их (теорем) важность и
красота в том, что с помощью логического умножения можно представить функцию
или приборы, ее выполняющие можно представить (сконструировать) с помощью
функций (приборов) логического сложения, с применением функции инвертирования.
Полезность теорем в том, что позволяют уменьшить основной
набор устройств, базовых функций, с помощью которых, или - на которые можно
разложить любую логическую функцию, т.е. последовательность логических действий
типа ВКЛЮЧЕНО-ВЫКЛЮЧЕНО. Кстати, такие функции иногда называют релейными,
Булевыми функциями (имеющими только два значения (НОЛЬ-ЕДИНИЦА). На них
выполнено большинство современных ЭВМ.
СООТВЕТСТВИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЛОГИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВАМ
Можно договориться и
обозначать далее функцию ИЛИ так:
функцию
& так:
функцию
НЕ так
Тогда левую часть первой из теорем Моргана можно
изобразить в виде набора черных ящиков, соединенных связями, как показано на
рисунке
А правую часть той же
теоремы можно представить в виде схемы
так:
В силу доказанного выше равенства частей, выходные сигналы обеих схем
одинаковы., хоть и выполнены из разных элементов. Широко распространенное
название «чёрный ящик» подчеркивает, что нас не интересует начинка такого
элемента. Важна лишь выполняемая функция.
Примечание указывают на
порядок логических действий.
Электросхемы (две) для второй теоремы Моргана читатель может
попытаться изобразить сам.
Графическое изображение
функций
В бытовой электрорадиотехнике и автоматике логические функции встречаются
не редко.
К примеру, схема
В
__А________/____С_____
Если считать функцию
нажатия кнопки выключателя входом (аргументом) В, то С= А&В, т.е сигнал на выходе (пройдёт
ток) при условии наличия сигнала на входе на время обязательного нажатия кнопки
выключателя.
А В
Для другой схемы
________/_________________/____ _____
Ток по цепи пройдет
только при одновременном нажатии двух кнопок, т.е. вновь при А&В
А
_____/____
____С_
В
______/____
_____
Взаимная связь функций
7. Устройство государства и основы
права.
Каждый человек обязан ориентироваться в законодательстве той страны, в которой проживает и той, гражданином которой является. Законодательство содержит нормативные акты, обязательные для исполнения в той части, где они законны (те из них, которые законны) и методические, которые помогаю их использовать, разъясняют.
В зависимости от устройства государства, соотношение нормативных актов между собой различно. Там, к примеру, где форма правления - безусловно президентская, там указ президента выше по рангу действия, чем декрет или постановление правительства и даже закон, принятый парламентом без президента.
Ныне в Украине парламентско-президентская республика, с большими правами правительства (КабМина), причём в некоторых вопросах, хоть и немногих, президент имеет преимущество перед парламентом и правительством.
К нормативным актам относятся, в порядке убывания силы действия:
- Конституция – главный закон страны, в котором описано строение государства, …
- международные законы, которые не противоречат Конституции, согласие на применение в стране которых дано Законодателем;
- закон, принятый законодателем, специальный;
- закон, принятый законодателем;
- судебное решение, постановление, приказ, определение;
- декрет правительства (кабинета министров);
- постановление правительства;
- указ президента в пределах его полномочий по Конституции;
- приказ ведомства;
- устав учреждения;
- положение;
- договор, не противоречащий законодательству;
- инструкция;
- должностная инструкция.
Разберём на примерах условной страны законность применения некоторых
законов и особенности национального права.
Пример.
-
Специальный
закон о пенсиях обязывает пенсии начислять только по закону, и для военных
пенсионеров начислять пенсии с включением в расчёт надбавок за службу.
-
Законом о
бюджете 2006 год, которым регулируют расходы страны в течение указанного года,
выплаты пенсий за надбавки запрещены (не предусмотрены).
Задача с решением. Можно ли выплачивать пенсию за надбавку?
Мнение судей (судов), казначейства, пенсионного фонда, - нельзя, т.к. нет денег и закон запрещает.
Ответ правильный - обязательно, т.к. нарушать закон - уголовное преступление, но не в 2006 году, т.к. денег фактически нет, а закон о пенсиях предусмотрел задержки выплат с обязательной индексацией и возмещением утрат от задержки выплаты.
Мнение председателя местного верховного суда - нельзя.
Вывод. Суд, чиновники, говоря часть правды, утаивая истину, лгут, в том числе председатель местного верховного суда, который в своей рекомендации обязан был указать не на отказ в праве на эту пенсию, на обязанность её выплаты по окончании 2006 года с индексацией и компенсацией за задержку.
Полуправда, как известно, есть ложь. Из лжи или преобразованием выражений с нарушением логики следует ложь.
Задача. Закон 2003 года о туберкулёзе установил пенсионную льготу врачам с указанием внести поправку в пенсионный закон, единственно указывающий на порядок пользования льготой со вступлением в силу немедленно.
Пенсионный закон во исполнение предыдущего закона, был изменен законом 2004 года.
Список лиц и должностей для этого закона правительство составило в 2006 году.
Справку о занимаемой должности лечебное учреждение выдало в 2007 году. Через 16 дней она попала в пенсионный фонд, который начислил поправку пенсию через 2 года и три дня, из которых три дня шло письмо со справкой, на два года задержан пер6счёт, т.к. он делается лишь раз в два года, а последний делался накануне без учёта льгот.
Вопрос: с какого числа фонд или иные упомянутые лица и организации обязаны начислить поправку к пенсии врачу и за чей счёт оплатить (компенсировать) задержку в выплате.
Вопрос: перечисли виноватых в нарушении закона согласно здравого смысла.
перечисли виноватых в нарушении закона согласно Конституции своей страны или страны пребывания.
8. Применение логики в
государственном устройстве страны.
Рассмотрим пример применения основных логических действий для устройства
и существования государства.
Для тренировки попытаемся построить самостоятельно парламентско-президентскую
республику со своей Конституцией, для которой заимствуем некоторые действующие
разделы Украины, устройство и особенности существования которой на виду у всего
мира, в том числе у читателей.
Учитывая, что многие её элементы заимствованы из основ римского права,
автор полагает, что ее создатели не будут в обиде за плагиат. В свою очередь,
автор не будет в обиде на законодателей и иных граждан за индивидуальное
использование логических выводов, приведенных ниже в качестве задач.
И так, попытаемся создать республику с элементами демократии.
Примем без обсуждения к сведению, что демократия сама по себе,
противоречива, и позволяет манипулировать обществом в интересах правителей, поочерёдно выбирая и меняя её
каждый раз разные из 5-ти её важных составляющих.
Пусть до нашей реформы, страна имела структуру монархии,
которую народ решил заменить на демократическую республику под влиянием
обделённых чем-нибудь энергичных групп, организаций или государств, используя
недовольство иных чем-нибудь из жителей.
Демократия (хоть и не только демократия) часто обязывает
к проживанию народа по правилам - законам.
Поэтому сразу же после народного референдума (голосования) за новое
устройство монархического государства - за демократическую независимую
республику, с парламентом во главе и президентом с ограниченным правом ВЕТО
(запрета некоторых законов), полномочия которого ограничены
парламентом-органом, принимающим законы, и обязан подписывать законы. Впрочем,
может и не подписывать, что не существенно. Все они в нашей стране-республике
избраны народом представители в парламент, избран Президент.
Парламент постоянно хочет назначать-избирать президента, чтобы иметь
больше прав, а президент хочет добиться роспуска парламента, чтобы влиять на
него и не получать на подпись-утверждение не угодные ему законы.
Т.к. вся страна до реформ знала только нескольких представителей правящей
власти, не удивительно, что выбор парламента и президента свелся к ним же. Ниже
придуманный составителем свод правил и положений об устройстве условного
государства.
Законы, принятые парламентом обязательны для выполнения народом страны.
Именно так гласит выдуманная Конституция:
ВВЕДЕНИЕ.
Страна
представляет собой демократическую парламентско-президентскую республику,
правительство которой предлагает парламент по предложению президента.
Конституция - главный закон страны, поправить, отменить который нельзя ничем,
кроме изменения Конституции в парламенте или единогласным голосованием народа.
Статьи Конституции:
- 1К. Можно ВСЁ, что не запрещено законом.
- 2К. Законы страны и только законы обязательны для исполнения.
- 3К. Наказание возможно только за неисполнение закона.
-
4К. Народ равен в своих правах. (Статья автором введена из уважения к загранице, что помогла совершить
антимонархический переворот в стране).
Чтобы остальной народ (кроме членов парламента) знал, что его президент
занят важными делами, введем ст.5 Конституции:
- 5К. Президент подписывает законы. При не
подписании - возвращает закон Депутату. В таком случае он действует
неподписанным (но с задержкой на
время его рассмотрения Президентом).
Т.к. президент и парламент, можем случиться, не договорятся между собой,
в случае, когда парламенту закон нужен немедля, а президент возражает,
настаивая на отсрочке, то из соображений стабильности в стране, снижения риска переворотов - нужен Судья. И уж совсем
ясно, что без правительства, по крайней мере, налогового министра, не обойтись.
Т.к. занятые важными делами парламент, президент, Судья не могут по занятости
ни собирать налоги, ни начислять и выдавать зарплату, то нужно правительство.
Именно налоговый Министр, далее - просто Министр, пусть будет выполнять эти
функции.
Однако кому-то надо растить хлеб, греть воду для ванной народу, менять
протекающие трубы, разведывать нефть (как сырье), водить и ремонтировать
ведомственные автомашины министра, Судьи, президента, кстати, то пусть будет и
Работник. Разумеется, с него за его работу собирает налоги Министр. Если мало
собрали, то он исправляет закон о
налогах или для него пишет новый закон парламент. Если это не помогает, если
собрали вновь мало, - президент обижается на народ и борется с наполняемостью
бюджета, - издает Указ. Если не помогает даже это - они привлекают Судью для
борьбы с народом.
Попутно народ возникает ряд вспомогательных функций. Министр охраняет
границы, президента, Судью, себя, Работника, чтобы не сбежал в другую
республику с лучшим устройством страны и демократии. Министр выполняет также
роль банкира, милиционера. Если налогов совсем мало, то выполняет роли: начальника
финансовой разведки и экономической контрразведки, БХСС, ОБЕЗ, и прочее. На
Судью возложим роль Прокурора, Прокуратора, Следователя и Палача. Все они
вместе - народ. И заняты. Министр выдает
зарплату себе, президенту, парламенту, Работнику. Народ всех лечит, тушит
пожары, воюет за их стабильность и независимость в случае войны и прочее.
Президент, он же Главный Генерал, обидевшись на Народ за то, что
республика парламентская, а не президентская, и его функций для минимально
прожиточного минимума его Семьи не хватает, сразу просит на основании 1К себе
дополнительных полномочий для баланса и стабильности в стране. Иначе пригрозил
все законы не подписывать, что приведёт к их задержке. Парламент, рассчитывая
первым же законом, по-быстрее, установить себе
повышенную зарплату и пенсию за вредность от президента, с которым приходится
работать без права его выбора, должен пойти ему навстречу и разрешил президенту
издавать Указы, которые выполнять не обязательно. Кроме случаев, когда
парламент их назовет законом. А Министру и самому себе - парламенту разрешил
регистрировать законы и Указы, чтобы все их читали, и выполняли, если они
законны. Судье разрешил себя считать народом или нет - по желанию и для
независимости. Работнику разрешил работать по желанию, но налоги платить всегда
согласно ст. 4К и ст.5К соответственно.
Так что наша виртуальная Конституция пополнилась и стала выглядеть так.
- 6К. Президент
может издавать Указы, выполнять которые Министр обязан из уважения к
Президенту, а народ - по своему желанию.
- 7К. Президент подписывает законы, принятые Депутатом, которые действуют
с даты подписания или, не подписывая,
возвращает Депутату, тогда они действуют с даты возврата.
Чтобы была гарантированная зарплата у народа, появилась необходимость
пополнить Конституцию новыми статьями.
- 8К. Работник может работать. Судья может
судить за неисполнение Законов, Указов, Декретов.
- 9К. Работник обязан платить налоги вне
зависимости от работы для существования народа.
Министр попросил для сохранения баланса интересов народа
и выполнения широких обязанностей дополнительных полномочий. Потому Депутат
разрешил ему издавать Декреты, выполнять которые можно по желанию - народу и
иногда - Министру. Судить за неисполнением которых разрешил Судье, но -
неофициально, что была зарплата. Соответственно, И вести реестр законам,
Декретам, Указам, регистрируя, какие из них законны, какие - нет.
- 10К Министр регистрирует законы и Указы и издает Декреты, выполнять
которые народу - пожеланию, а Судье - желательно из уважения к тому, кто
начисляет ему зарплату.
- 11К. Министр может предлагать Депутату Декрет переименовать в Закон.
- 12К. Права, однажды полученные народом, нельзя уменьшить принятием
нового или изменения старого Закона.
Первый важнейший Указ для Президента Указ - У1, о назначении своей
зарплаты и будущей пенсии. Секретный, разумеется, т.к. открытая публикация
подрывает обороноспособность страны, вводит ненужное брожение в умах остального
народа от зависти. Тем более, что право собирать информацию, в т.ч. о зарплате, у остального народа, любыми средствами
сохраняет статья 4К.
Первый Декрет Министра - Д1, также о своей зарплате-пенсии. Тоже
секретный. По той же законной причине - что не запрещено, то - ему разрешено.
Чтобы государственная обороноспособность была выше, Президент своим Указом
предписывает Министру наказания предусмотреть за неразглашение секретов и
службу охраны секретов и секретоносителей,
покупки сейфов, специальных счетных
машин, спецсобак для охраны и специнструкторов
вывести
Автор полагает, что пора переходить к анализу и контрольным вопросам.
Анализировать саму конституцию автору с читателем без
Депутата не позволительно, хоть и НЕ ЗАПРЕЩЕНО, потому на некоторое
несовершенство укажем.
Не надо думать, что этот Указ единственный, и самый
неважный. Однако и следующие не менее
важны.
- У2. Дополнить 2К словами: «Работником, остальным народом - по желанию».
- У3. Совершенно секретный, о котором, кроме Президента не знает
никто.
- У4. Дополнить 4К словами: «По понедельникам».
Страну мы уже построили, Конституцию заложили европейско-демократическую,
строить продолжим, одновременно проводя логический и правовой анализ
законодательства.
АНАЛИЗ. Фактически, дополнение Конституции, внесённое Президентом, выполняет
логическую функцию ИЛИ (&) прежней редакции Конституции и дополнения из
Декретов, т.е.
2К (новая, первая) = 2К
ИЛИ У2.
4К (новая, первая) = 4К
ИЛИ У4.
ВОПРОС. Права народа увеличились по 2К новой, в первой редакции поправок
Президента?
Да. Если он - Судья.
Т.к. именно Судья в республике определяет по своему понятию нарушение Законов,
Декретов и Указов, тогда как часть их можно не исполнять. Он может наказать
Да. Если он - Министр.
Такая Конституция позволяет ему собрать столько налогов, сколь он захочет,
чтобы хватило всем, кому определил парламент по предложению президента и
Министра.
Будут ли они
исполняться?
Да. Если народ -
Министр, т.к. его назначает президент, которого Министр уважает.
Да. Если народ- Судья.
Т.к. ему определяет зарплату президент и Министр, который не любит ссориться с
президентом.
Указы законные?
Нет. Потому, как не
закон, т.к. не переименованы парламентом.
Нет. Потому, что
отсутствуют в Конституции.
Сразу же Министр издал Декрет Д1, который в интересах
народа обязывает собирать налоги больше, - чуть больше заработка, чтобы
Работнику было не обидно. А чтобы заработок потратить не успел, - платил
ежедневно, но много, чтобы не платить ещё больше, но редко.
9. Основы
бухгалтерии.
Бухгалтерия должна давать на главный вопрос - откуда взял
(ДЕБЕТ) и куда дел (КРЕДИТ).
Для этого придуманы две
колонки Д-т и К-т , а также колонки, указывающие, на сколько они изменились:
Сальдо, по иному - разность или прирост, убыль.
В них записывают по
каждой операции, или ежемесячно, и/или раз в квартал, или за год.
Для самоконтроля, для контроля собственников и
контролёров и бухгалтеров первым признаком правильности записей служит
сходимость баланса, т.е. равенство дебета кредиту.
В балансе отражены затраты предприятия, нахождения и
перемещения любых материальных ценностей.
Государство в помощь руководителю разработало стандарт,
которым обязывает учитывать расходы предпринимателя, расходы, которые признаёт
затратами на основную производственную деятельность, доходы по видам
деятельности, финансовую активность, капитальные средства.
Подобная разбивка позволяет и обязывает вычислить чистый
доход по разным видам деятельности отдельно для того, как разницу доходов от
них и затрат по ним, чтобы по ним можно было вычислить налогооблагаемый чистый
доход с разными ставками налогов. И чистую прибыль, которая остаётся от чистого
дохода после уплаты всех налогов.
Не полностью доверяя предпринимателям, государство вводит
ряд дополнительных учётных граф, которые позволяют перепроверить
предпринимателя косвенно или собрать с него дополнительное количество налогов.
Они определяются стандартами, имеющих силу закона.
Одни стандарты определяют отражение движения наличных
денег в кассе, другие - на чековых книжках, и проч.
Задача с решением.
10. Ценообразование. Важнейшей задачей экономики предприятия является
определить цену услуги или товара, в зависимости от действующих ограничений,
налоговых законов и сборов, от экономических задач перед экономистом.
Главной задачей является формула цены.
Она определяется так:
11. Оценка информации. Специалисты, чтобы не запутаться в информации,
научились её сортировать. Стоит воспользоваться мнением профессионалов по сортитировке и использованию информации. Наиболее ценной
информация – в разведке, которая собирает сама, покупает у других, сортирует,
хранит, продаёт или передает для использования. Для этого разработана простая в
использовании шкала. Каждой информации присваивается три оценки: по срочности,
по важности, по достоверности.
Ясно, что начинать
обработку информацию следует с информации, имеющей высшие оценки по всем этим
трём категориям. Т.к. через короткое время эта информация обесценивается. В
свою очередь, среди срочной, в первую
очередь анализируется важная информация, которая предельно достоверна. И лишь в
последнюю очередь – недостоверная. С другой стороны, недостоверная информация
может оказаться важной и, потому, пренебрегать ей нельзя. Сортировки важны,
чтобы в потоке информации, которую не хватает ресурсов обработать, не
пропустить исключительно нужную. Так, именно поток ошибочных сообщений
советского разведчика Рихарда Зорге
о датах нападения Германии на СССР обесценил его сообщение с точной датой
нападения, т.к. его отнесли к недостоверным в силу маскировочных операций Абвера
(немецкой разведкой). Зато именно его сообщение о нападении Японии на американскую
морскую базу Пёрл-Харбон вместо советского Дальнего
Востока с неотразимыми доказательствами позволило снять большинство восточных
дивизий для защиты Москвы в 1942 г.
12. Извлечение информации.
Обычно перед любым пользователем информации стоит задача собрать
необходимую информацию, в должном объеме и качества. Исследователи научились
извлекать тонкую иформацию экспериментами. А для
сужения числа экспериментов теоретики им создают теории, когда смогут, чтобы
знать, где их искать.
13. Тактика и стратегия. Стратегия – концентрация
всех усилий и ресурсов на одном выбранном решающем направлении действий.
Тактика – совокупность действий для достижения локального результата.
Примеры:
14. Наука, научность, ненаучность.
Наукой последних свыше
300 лет считают такие исследования (теории), которые могут быть повторены вне
зависимости от места исследования и личности квалифицированным исследователем.
Они должны объяснять наблюдаемые раньше и новые явления.
15. Диагностика отказов.
Чтобы поставить диагноз устройству, аппарату и
прибору, надо, по крайней мере, в общих чертах понимать его функциональную и
блок-схему.
16. Технический рисунок.
Изометрический рисунок, три оси
которого: высота, ширина, длина изображены в одинаковом масштабе вдоль
соответствующих трёх осей, которые сдвинуты на 1200, причём высота –
вдоль вертикальной оси, ориентированной вниз, длина – вид сбоку – справа вверх.
Еще
одной разновидностью текхрисунка
является диметрия, в котором, в отличие от изометрии,
вид сбоку изображается в масштабе, вдвое меньше остальных осей, а угол наклона
этой оси – 45 от горизонтали.
Ниже
приведены примеры таких изображений, в которых для наглядности штрихами покрыты
плоскости детали.
Задача. Нарусуйте куб в
диметрии.
Задача. Нарисуйте цилиндр в изометрии.
Задача. Может ли существовать деталь, изображения
в изометрии и диметрии совпадут? Если да, то какая.
17. Рисунок не всегда даёт представление о
детали, если в ней есть закрытые от наблюдения полости, или у неё ненаблюдаемые
плоскости.
Чтобы
увидеть ненаблюдаемуб сторону детали, придумали
чертеж, в котором три проекции – основные, и могут быть дополнительные виды –
вид справа, сзади и т.п.
Чтобы
В перспективе написать разделы:
1. Техническая литература и библиография.
2. Шахматы
3. Химчистка
4. Спорт
5. Замки
6. Перспектива.
7. Технический рисунок.
Изометрия. Диметрия.
8. Сечение и разрез.
Допуски и посадки.
9. Деталировка. Сборка.
10. Магнитный пускатель.
Трёхфазный двигатель. Однофазный.
11. Предел.
12. Дифференциальное
исчисление.
13. Погрешность.
14. Равновесие.
15. Обратный, обратимый
16. Полная система. Избыточная система.
17. Доказательность.
18. Фокусы.
19. Демагогия.
20. Дурь.
21. Вероятность алгебраическая, геометрическая.
22. Сочетания, перестановки
23. Анализ. Виды. Матанализ. Индукция.
24. Последовательные приближения.
25. Вычислительная математика.
26. Скоростной счёт.
27. Память.
28. Геометрия, основы.
29. Начертательная геометрия, аналитическая геометрия, тензор, матрица
30. Устройства вычислительные и управляющие.
34. Трёхполюсники.
35. Физика
36. Химия.
37. Табуретка, дом, трубы
38. Кредит, займ, процент.
43. Безопасность личная, в технике и техника безопасности.
44. Обратные связи.
45. Операционные усилители, стабилизаторы
46. Моделирование, модели, инвариантность
46. Смысл формулы.
47. Разметка, бытовая геометрия.
48. Табуретка.
49. Комплименты. Демагогия.
50. Мы выбираем, нас выбирают.
51. Сказка
52. Декомпозиция в технике
53. Шифрование и дешифровка
54. Моделирование
55. Устройство РС
56. Теория эксперимента
57. Безопасность.
58. Манипулирование.
59. Основы бытовой технологии обработки материалов.
61. Алгоритмы: самообучение.
62. Библиография
63. Настройка, диагностика.
64. Тестирование
65. Любимые книги
66. Маскировка
67. Контрразведка
68. Нормирование (формул), процессов.
69. Нониус, шкалы, считывание со шкал, изготовление шкал.
70. Решающие шкалы.
От Владимира Салтыкова 11-19.04.07 Ужгород, +38-(03122)-29069