Долготерпение учителя

 

                Молодым специалистом по распределению попал я именно на ту работу, о которой мечтал, ещё не окончив университет.

                Этому способствовали кроме моего желания некоторые обстоятельства - высокий средний учебный университетский балл, позволивший, помнится, в числе первой пятерки своего полукурса иметь преимущества выбора, успешная производственная практика и дипломная тема в этом, по названию непритязательном и не очень многочисленном СКБ, фактически более похожем на НИИ. Разумеется, без пятилетнего терпения учителей родного ВУЗа, этот рассказ бы не состоялся.

                Но речь пойдет о своем первом производственном учителе. Именно ему – Макаев Надыр Абдулаевич, исключительно опытному, сказал бы, талантливому, инженеру, окончившему не безизвестный в СССР казанский авиационный институт, тогда - начальник исследовательско-конструкторского сектора, активному разработчику радиоэлектронной аппаратуры, обязан тем, что со своих первых дней в Закарпатье, по завершению периода «молодого специалиста», стал фактически ведущим инженером-разработчиком электронной аппаратуры, а государственную работу (на госпредприятии) завершл в должности начальника филиала НИИ радиоэлектронной аппаратуры.

                Но речь – об учителях и «школе». Разумеется, самым первым учителем был отец – слесарь по оборудованию трамвайного парка, через руки и школу которого прошли многие его ученики, без которого, вероятно, не было бы ни СКБ, ни университета, ни физико-математической школы.

                Начало научно-исследовательской работы в СКБСП - так называлось первое в жизни конструкторское КБ - было будничным. Шеф рассказал о работе специального устройства – цифрового многоканального специального процессора - АРУ и посетовал, что иногда макет устройства дает нерегулярный сбой раз в несколько миллионов циклов.

                Одновременно, предварительно спросив, какой язык изучал в университете, положил четыре тома описания американского аналога, уверив, что если он в нём разобрался со своим немецким, то мне со своим... не проблема.  Разумеется, напомнив, что за любыми вопросами – в любой момент к нему.

                Сектор состоял из пятерых инженеров, условно включая меня. Каждый инженер разрабатывал своё. Я не курил, поэтому, подходя к курильщикам для перерыва в работе, чувствовал себя прогульщиком. Такое положение осложнялось тем, что выходили из сектора только с сигаретой или в смежные подразделения, где мне делать было нечего, а начальник отдела отчитывал некурящих возле курилки, как бездельников.

                Понимая всё про технику, которую мне поручили, рассказать об этом, как собака, не мог. Это сейчас я понимаю, что это был один из этапов познания.

                Иногда техника ломалась. Шеф спрашивал, как дела. Я ставил диагноз. Он – спрашивал о методике ремонта. Я – изучал, делал пульт или создавал методику, исправлял дефект, ломал в другом месте. Так шли месяцы. Попутно, не напрягаясь, как-то незаметно, разработал несколько опытных, а позднее для установочной серии, плат этого устройства, пульты и методики для проверки не только каждой платы, но и всего устройства. Разобрался в работе смежных блоках, службах.

                С первой мною разработанной платой вышел конфуз. В сектор принесли с опытного производства собранный узел на печатной плате, сконструированной соседним КБ  по моей принципиальной схеме. Сдали шефу. Тот позвал меня определить, хороша ли. Взяв осторожно красивую вещь, чтобы не сломать, оглядел со всех сторон, сверил с чертежом, доложил о соответствии. Резким движением шеф скомкал все изделие в кулак, а мне молниеносно стала ясна ошибка в выборе материала конструктора, пусть не моя, а соседей-конструкторов. Своя согласующая подпись заставляла краснеть. Однако на оставшуюся жизнь остался урок, что разработчик отвечает за ВСЁ ИЗДЕЛИЕ и за своих коллег–конструкторов на всех этапах жизни изделия, включая эксплуатацию, отвечая за технолога, программиста, конструктора, регулировщика, оператора.

                 Как-то так непонятно случилось, что среди ремонтных операций на макете разработал полный комплект схем для опытного образца сложной специальной ЭВМ, потом - установочной серии, потом технические условия, руководство для эксплуатации блока, системы, сложностью и возможностями в несколько персональных ЭВМ, полный комплект пультов для настройки и проверки плат блока, провёл полевые, в несколько месяцев, испытания.

                Пришлось пережить еще один сложный период. Родился сын, пришлось по полночи не спать, «регулируя» пеленки. Работа, видимого продвижение в которой на тот момент не было, смертельный недосып, тома техописания на английском, невозможность сменить обстановку приводили к тому, что однажды заснул. Шеф за спиной успел поймать в падении со стула, перепрыгнув свой стол.

                Разработав заметную часть плат сложного блока сейсмостанции, сопровождая производство остальных, разработанных сектором, к серийному выпуску которой сектор инициативно, между прочим, разработал высокоскоростное электростатического цифроуправляемое печатающее устройства, которое не могли разработать специализированные КБ и НИИ, включая специализированные, оборонные. Я же так не выполнив своего первого производственного задания. Честно говоря, про него даже забыл. На то время оно мне было еще не по зубам. За полгода с хвостиком, шеф терпеливо о нем не напоминал. И вдруг сонливость пропала. Или сын подрос. Сам же себя ощутил ведущим инженером изделия. И авторитет зубров-настройщиков радиоаппаратуры в этом не разубеждал. Напротив.

                 А историю обучения записал потому, как до сих пор удивляюсь долготерпению своего первого производственного учителя. И незаметности обучения. При этом, в отсутствии характера учителя или недостаточности знаний и умений не упрекнешь. Перед ним трепетал не только начальник отдела, но и сам директор. И ещё одна особенность. Интеграл его пугал. Но, по сегодняшний день, не припоминаю технического процесса, конструкции, которых он не смог бы описать-объяснить арифметикой.

                А формулы уважал. Об этом с удивлением узнал, когда при составлении технического описания блока удалось формулой описать то, что американцы сумели описать лишь длинно и словами. Шеф в мои способности не поверив, сначала сказав, что если американцы не смогли, значит это не возможно, но, проверив – приказал формулу вписать, как украшение научного отчета СКБ с функцией (символами) Кронеккера. 

                Так, незаметно для себя я стал ведущим разработчиком.  При увольнении с должности старшего инженера шеф сказал, что приказ о ведущем инженере подпишет за 6 минут у директора задним числом, если увольнения не будет. К сожалению, обстоятельства этому не благоприятствовали. А шляпу перед ним снимаю. По сей день. Всегда. Перед школой. Перед учителем. Перед человеком. Перед профессионалом и специалистом. К полученным знаниям добавились иные, других школ и учителей. Конструкторская школа пополнилась изобретательской, исследовательской, самообразованием. Но имена  первых учителей не забываются. Разумеется, первым среди учителей производственных навыков - отец, первым из производственных учителей - непосредственный начальник из  СКБ сейсмического приборостроения Макаев Надыр Абдулаевич.

                А школу всегда посильно старался передать другим. Уже в  Закарпатье. Одна из усвоенных от учителей заповедей – воспитай ученика.

 

Владимир Салтыков  01.07.01 ..28.037.07 Саратов-Ужгород факс +38-(03122)-29069

Сайт управляется системой uCoz