ПРИЗНАКИ ИНСПЕКТОРСКОГО ПРОИЗВОЛА

/некоторые/

Закон у нас не действует, а применяется
И живем мы не по закону, и даже не по понятиям, а как-то по- украински.
/Эпиграф/

Допускаю, что с автором согласятся не все. Впрочем, не бывает в жизни, чтобы каждый с каждым соглашался. Более того, автор считает, что и при несогласии, высказанном вслух, не каждый, высказавшийся против позиции автора, искренне возразит ему по существу "про себя". Или - наедине. Даже, если оппонент - сотрудник налоговой службы, иного смежного силового органа, или сотрудник отечественной юстиции. А причем здесь юстиция, в отношении к налоговому произволу, спросит читатель, которого на мякине не проведешь. А при том, считает автор, что не получив поддержки прямой или косвенной другого госведомства, именно - юстиции, в частности, суда, деятельность пресловутой госслужбы, охватившей своим чутким и цепким участием большую часть населения, ее карательная деятельность быстро бы вошла в незаметные будни, какие она имела до получения своей, столь неограниченной ныне независимости от Закона, оставаясь в правовых рамках, вместо сегодняшних - рамках целесообразности.

Итак, к сути. К Вам пришел инспектор - контролер. Вздохните глубоко и слушайте. Вам должны сказать, а Вам желательно записать на любой доступный носитель информации: бумагу, магнитофон, диктофон, автоответчик, компьютер - через микрофон ответы на Ваши встречные вопросы. В идеале - записать весь разговор. Афишировать запись не стоит преждевременно. Право на запись - Вам дает Конституция, позволяющая неограниченный, кроме гостайны с бор информации.

Кто он - контролер/ревизор/аудитор/инспектор/милиционер/пожарник/ таможенник и проч. Назовем его далее для удобства коротко - контролером. Кем направлен, номер удостоверения, исходящий номер мандата на проверку /письма- направления/, кем составлен, проверяющую организацию, на каком основании, кем подписан, имя -отчество, фамилию проверяющего, данные его служебного удостоверения личности /если он не в служебном кабинете /своем/, объем и точное название объекта проверки. Какие документы и информация им испрашивается.

Первым, случается, признаком незаконного частного любопытства такого контролера, бывает, что от ответов на такие ясные Ваши вопросы он, мягко говоря, уклонится. Например, резко разборчивость дикции ухудшится. Или после такой записи, другие вопросов задавать перестанет.

Однако речь - не о таком простом случае.

Чаще, со ссылкой на свои полномочия, к примеру, на закон Украины "Про державную податкову службу в Україні", Кодекс об административных правонарушений или Закон "О государственной службе" Вам попытаются доказать (или обмануть), что на налоговую службу (случай, наиболее распространенный и близкий опыту автору), а значит на них, контролеров, как ее представителей, возложены функции налоговой проверки, обеспечение правильности начисления и своевременного поступления налогов и иных обязательных платежей, недопускать, предупреждать и выявлять нарушения налогового законодательства, осуществлять проверку денежных документов, бухкниг, отчетов, реестров, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей контрольно-кассовых аппаратов и пр. При этом, карать они (контролеры) могут не за все и не всегда и не всегда за то, что могут проверять. Причем, наказывать можно лишь за нарушения Закона Украины, причем не каждого закона, пусть зарегистрированного Минюстом, а того, который соответствует Конституции, т.е. вступил в действие, не ограничивает права, которые имел гражданин до его введения или внесения в него поправок, должным образом доведен до населения (с задержкой от публикации), после его регистрации. Причем, если закон права расширяет - ответственность снижает, то он действует задним числом, т.е. на период времени, до его вступления в силу, а если ужесточает (такого вообще-то не должно по Конституции), то лишь с даты вступления в силу.

В этом случае очень помогает внимательное прочтение с карандашом статей раздела II Конституции страны налогообложения. Из раздела прав гражданина, т.к. о Ваших обязанностях Вам напомнят, ничего не пропуская.

Каждое утверждение контролера, кончая ссылками на законы, а начиная со ссылок на инструкции и Указы, подлежат сверке с разделом Ваших конституционных, а из прав контролеров действительны лишь те, которые не противоречат правам и свободам гражданина, т.к. Конституция декларировала первенство прав и свобод граждан перед правами государства.

Открою страшную гостайну нашего правительства. Громадное количество (если - не большинство) налоговых и иных инструкций, указов президента, подзаконных актов правительства незаконны. Одни - с даты принятия, регистрации в Минюсте, об отмене других "забыли" сообщить. Третьи отменены судами, включая Конституционный. Иные - не действуют в определенный период, или пока - не действуют, или уже скорректированы. Ряд иных - методические. Т.е. - не обязательные к исполнению. И по всем им НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ! Т.к. наказание возможно согласно Конституции лишь по Закону. Разумеется, нельзя путать со случаем, когда наличие инструкции (например, с коэффициентами амортизации) предусмотрено законом. Однако согласование с двумя министерствами для граждан- предпринимателей - долгие годы была и есть импровизацией ГНИ.

Применение методических документов в качестве нормативных подзаконных актов службами - еще одна, но уже ведомственная налоговая тайна. Для иностранцев.

Внимательно стоит пересмотреть не только права контролеров по закону об одноименной службе (налоговой, милиции и т.п.), но и соотнести с Вашими правами, и, главное, заглянуть в Кодекс об административных правонарушениях, в раздел, какая служба какие решениях о каких нарушениях вправе принимать. Именно там указаны полномочия наказывать.

Таким распространенным примером наказания, без на то прав, служат, к примеру, начисления штрафов налоговой службы за сверхнормативные излишки денег в кассе. Или практика составления акта/решения о санкциях ГНИ, КРУ или ГАИ за отсутствие у водителя лицензии на автоперевозки такси. При наличии действующих налоговых патентов и прав на управления автомашиной необходимой категории. В первом случае - это функция Нацбанка, во втором - Минтранса. И только - их.

Часто случаются и доначисления налогов налоговой службой за завышения затрат предпринимателя, по приобретениям проданного товара/услуг, когда договор оформлен с нарушением законодательства. Но право его признать недействительным - лишь у суда, но не у контролера. Вот после отмены по суду, если сам налогоплательщик не исправил декларацию о доходах - иное дело. Так что, если печати, регистрация и оплата не вызывают сомнений с виду, то беспокоиться, к примеру, о реальном существовании фирмы, которую налоговая служба найти не может (разумеется, если не Вами, не по Вашей инициативе сфабрикована накладная) - головная боль налоговой службы, а не Ваша, т.к. от субъекта предпринимательского права не требуется проведении экспертизы документов при покупках. Разумеется, лучше перестраховаться, и перепроверить партнера. Береженого - бог бережет!

Не забывайте, что доказывать должны Вам. При этом только дозволенным способом. Т.к. Конституция Украины не признает доказательств, собранных незаконным способом. Правда, теоретически. Вы имеете право не свидетельствовать против себя и близких. Поэтому, как только нарушения этих конституционных принципов заметили, а без такого в нашей стране не бывает, будьте внимательны, пора требовать адвоката, и во-время перезаряжать кассеты на диктофоне. Ненавязчиво, не привлекая внимание контролера - надо щадить его нервы, ведь его страховку оплачивает налогоплательщик, т.е. Вы.

При этом внимательно следить за тем, чтобы Ваши ответы на вопросы контролера и предоставляемые документы не выходили за пределы мандата (полномочия) проверки. К примеру, при проверке кассовой дисциплины, проверка налогового кредита по НДС - явный признак личного любопытства контролером, или, более - злоупотребления служебным положением. Правда, с такими любопытными бороться относительно легко - если оставят расписку об изъятии неположенного документа, смело можете писать доклад его начальнику о вымогательстве денег. В прокуратуре Вас смогут понять, т.к. объясниться будет такому контролеру затруднительно.

Описанные признаки не исчерпывают известных предпринимателям Украины средств налоговой "подразверстки". В отношении их. По-иному трудно, да и не надо (однажды ему название дано точно в тридцатых гг.) назвать процесс сбора в нашей стране налогов известными околозаконными средствами и способами при помощи национальной налоговой службы. Это когда собирают по закону 60%, а остальное - "добирают" штрафами. Это когда "собирают" на 120% от рассчитанного. Это когда экономия невозвращенных налогов (ПО НДС, к примеру) национальным налогоплательщикам от предусмотренных законом составляет более 4 млд. национальных единиц.

Владимир Салтыков 8.11.01..25.01.02 факс +38-(03122)-2906
88000 Ужгород, а/я 46 "А"
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100