Признаки инспекторского произвола

/некоторые/

 

                                                            Закон у нас не действует, а применяется.

И живем мы не по закону, и даже не по понятиям,

а как-то по- украински.

                                                                                                                                                /Эпиграф/

                                               

            Допускаю, что с автором согласятся не все. Впрочем, не бывает в жизни, чтобы каждый с каждым соглашался. Более того, автор считает, что и при несогласии, высказанном вслух, не каждый, высказавшийся против позиции автора, искренне возразит ему по существу «про себя». Или наедине. Даже, если оппонент – сотрудник налоговой службы, иного смежного силового органа, или сотрудник отечественной юстиции. А причём здесь юстиция и какое она имеет отношение к налоговому произволу, спросит читатель, которого на мякине не проведешь. А при том, считает автор, что не получив поддержки прямой или косвенной другого госведомства, именно – юстиции, в частности - суда, деятельность пресловутой государственной налоговой службы, охватившей своим чутким и цепким участием `большую часть населения, её карательная деятельность быстро бы вошла в незаметные будни, какие она имела до получения своей, столь неограниченной ныне независимости от Закона. И была бы в правовых рамках вместо сегодняшних рамок целесообразности.

            Итак, к сути. К  Вам пришел инспектор-контролер. Вздохните глубоко и слушайте. Вам должны  сказать, а Вам желательно записать на любой доступный носитель информации: бумагу, магнитофон, диктофон, автоответчик, компьютер, мобильный телефон, факсимильный аппарат - через микрофон ответы на Ваши встречные вопросы. В идеале – записать весь разговор. Афишировать запись преждевременно не стоит. Право на запись Вам гарантирует Конституция, позволяющая неограниченный, кроме гостайны, сбор, регистрацию и распространение информации. Правда, есть моральное ограничение - иногда порочащую честь и достоинство (негативную) информацию о сотруднике законодатель относит к клевете, несмотря на то, что у сотрудника нет ни чести, ни достоинства, но на такой случай имеется Европейский Суд по правам Человека в Страсбурге после формальной регистрации такого доказательства в постановлении аппеляционного суде, не зависимо от мнения национального суда..

Кто он - контролер/ревизор/аудитор/инспектор/милиционер/пожарник/таможенник или прочий, не важно. Назовем его далее для удобства коротко контролёром. Кем направлен, номер удостоверения, исходящий номер мандата на проверку (письма-направления), кем составлен мандат, проверяющую организацию, на каком основании, кем подписано направление, имя –отчество, фамилию проверяющего, данные его служебного удостоверения личности /если он не в своём служебном кабинете, объём и точное название объекта проверки. Какие документы и  информация им испрашиваются.

            Первым, случается, признаком незаконного частного любопытства такого контролера, бывает, что от ответов на такие ясные Ваши вопросы он, мягко говоря, уклонится. Например, резко разборчивость дикции ухудшится. Или после такой записи, другие вопросов задавать перестанет.

            Однако речь – не о таком простом случае.

            Чаще, со ссылкой на свои полномочия, к примеру, на закон Украины «Про державную податкову службу в Україні», Кодекс об административных правонарушений или на Закон «О государственной службе»  Вам попытаются доказать (или обмануть), что на налоговую службу (случай, наиболее распространенный и близкий опыту  автору), а значит на них, контролеров, как её представителей, возложены функции налоговой проверки, обеспечение правильности начисления и своевременного поступления налогов и иных обязательных платежей, не допускать, предупреждать и выявлять нарушения налогового законодательства, осуществлять проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, реестров, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей контрольно-кассовых аппаратов и пр.

Надо понимать при этом, карать они (контролеры) могут не за всё, не всегда и не всегда за то, что могут проверять. Причём, наказывать можно лишь за нарушения Закона Украины, не каждого, кстати говоря, закона, пусть и зарегистрированного Минюстом, а того, который соответствует Конституции, т.е. законен - вступил в действие, не ограничивает права, которые имел гражданин до его  введения или внесения в него поправок, должным образом доведен до населения (с задержкой от публикации), после его регистрации, издан субъектом законодательных полномочий в соответствии с законом (например большинство недействительных, но не отмененных) указов президента Л.Кучмы изданы в период, когда его полномочия от ВРУ издавать экономические указы закончились. Причем, если закон права расширяет - ответственность снижает, то он действует задним числом, т.е. на период времени, до его вступления в силу, а если ужесточает (такого вообще-то не должно по Конституции), то лишь с даты вступления в силу. Тайные приказы, указы, декреты, с которыми Вас не ознакомили, на Вас тоже не распространяются.

            В этом случае очень помогает внимательное прочтение с карандашом статей раздела II Конституции страны налогообложения. Из раздела прав гражданина, т.к. о Ваших обязанностях Вам напомнят, ничего не пропуская.

            Каждое утверждение контролера, кончая ссылками на законы, а начиная со ссылок на инструкции и указы, подлежат обязательной сверке с разделом Ваших конституционных прав а из прав контролеров действительны лишь те, которые не противоречат правам и свободам гражданина, т.к. Конституция декларировала первенство прав и свобод граждан перед правами государства.

            Открою страшную гостайну нашего правительства. Громадное количество (если – не большинство) налоговых и иных инструкций, указов президента, подзаконных актов правительства незаконны. Одни с даты принятия, с даты регистрации в Минюсте, об отмене других «забыли» сообщить. Третьи отменены судами, включая конституционный. Иные не действуют в определенный период, или пока – не действуют, или уже скорректированы. Ряд иных имеют силу методических. Т.е. не обязательны к исполнению. По всем им НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ! Т.к. наказание возможно согласно Конституции лишь за нарушение Закона. Разумеется, нельзя путать со случаем, когда наличие инструкции (например, с коэффициентами амортизации) предусмотрено законом. Однако согласование с двумя министерствами для граждан- предпринимателей – долгие годы  была и есть импровизацией ГНИ, которые мотивировали ссылкой на прецедент - юридические лица, вольно распространяя требование на физических лиц, для которых правительство указать норму забыло.

            Применение методических документов в качестве нормативных подзаконных актов службами  ещё одна, но уже ведомственная налоговая тайна. Для иностранцев. Нерезидентов, по-научному.

            Внимательно стоит пересмотреть не только права контролеров по закону об одноименной  службе (налоговой, милиции и т.п.), но и соотнести с Вашими правами, и, главное, заглянуть в Кодекс об административных правонарушениях, в раздел, какая служба какие решениях о каких нарушениях вправе принимать. Именно там указаны полномочия и перечень лиц, имеющих принимать решения о наказании.

 Таким распространенным примером наказания, без на то прав, служат начисления штрафов налоговой службой за сверхнормативные излишки денег в кассе. Или практика составления акта/решения о санкциях ГНИ, КРУ или ГАИ  за отсутствие у водителя лицензии на автоперевозки такси. При наличии действующих налоговых патентов и прав на управления автомашиной необходимой категории. В первом случае – это функция Нацбанка, во втором – Минтранса. И только – их. Законодательство запрещает делегировать свои функции иной службе.

Часто случаются и доначисления налогов налоговой службой за завышения затрат предпринимателя, по приобретениям проданного товара/услуг, когда договор оформлен с нарушением законодательства. Но право его признать недействительным имеет лишь суд, но не контролер. Вот после отмены по суду, если сам налогоплательщик не исправил декларацию о доходах, иное дело.

Так что, если печати, регистрация и оплата не вызывают сомнений с виду, то беспокоиться, к примеру, о реальном существовании фирмы, которую налоговая служба найти не может сама (разумеется, если не Вами, не по Вашей инициативе сфабрикована накладная) - головная боль налоговой службы, а не Ваша, т.к. от субъекта предпринимательского права не требуется проведении экспертизы документов при покупках. Разумеется, лучше перестраховаться, и перепроверить партнера ДО проверки и до таких ситуаций дела не доводить. Береженого бог бережет!

            Не забывайте, что доказывать должны Вам. При этом только дозволенным способом. Т.к. Конституция Украины не признает доказательств, собранных незаконным способом. Правда, чисто теоретически. Вы имеете право не свидетельствовать против себя и близких согласно Конституции. Поэтому, как только нарушения этих конституционных принципов заметили, а без такого в нашей стране не бывает, будьте внимательны, пора требовать адвоката, и вовремя перезаряжать кассеты на диктофоне. Ненавязчиво, не привлекая внимание контролера. Надо щадить его нервы, ведь его страховку оплачивает налогоплательщик, т.е. Вы.

            При этом внимательно следить за тем, чтобы Ваши ответы на вопросы контролера и предоставляемые документы не выходили за пределы мандата (полномочия) проверки. К примеру, при проверке кассовой дисциплины проверка налогового кредита по НДС – явный признак личного любопытства контролёром, или, более, -  злоупотребление служебным положением. Правда, с такими любопытными бороться относительно легко, если оставят расписку об изъятии неположенного документа, смело можете писать доклад его начальнику о вымогательстве денег. В прокуратуре Вас смогут понять, т.к. объясниться будет такому контролеру затруднительно. Однако именно этот документ и может послужить основание углубленной или расширенной проверки Ваших партнеров с дополнением хлопот для Вас. А потому не рискуйте - лучше недодать, чем дать лишнее.

            Описанные признаки не исчерпывают всех известных предпринимателям Украины средств налоговой «подразвёрстки» и контрмер. По-иному трудно, да и не надо (однажды ему название дано точно в тридцатых  годах.) назвать процесс сбора в нашей стране налогов известными околозаконными средствами и способами при помощи национальной налоговой службы. Это когда собирают по закону 60%, а остальное – «добирают» штрафами. Когда «собирают» на 120% от рассчитанного. Это когда экономия невозвращенных налогов (ПО НДС, к примеру) национальным налогоплательщикам от предусмотренных законом составляет более 4 млд.  национальных единиц. Тенденция плавно дошла до плана по штрафам - в бюджет 2006 года было заложено более 2 млрд. гривен штрафа.

            Так что бдите, господа предприниматели. В смысле - будьте бдительными.

             

Салтыков Владимир Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород

 

Сайт управляется системой uCoz