Правовая сазащита предпринимателя

Ты не жди, купец подмоги, мы из чащи повылазим,
Да и на большой дороге вволющку побезобразим
/Из песни Владимира Высоцкого/

Часть народной нелюбви к налоговой службе Украины следует заслуженно отнести к законодателю. Правда большую часть этого законодателя представляет Минфин, ответственный за новые предложения налоговых изменений. А Минфин, по контракту, делегировал свои авторитетные полномочия (вместе с авторитетом) - той же налоговой службе. Вместе с оставшейся частью нелюбви. Так что ВСЯ НЕЛЮБОВЬ достается одной службе. А поскольку кнопки в Верховной Раде часто нажимает по доверенности законодателя налогоплательщику неизвестное лицо, то все претензиии - Вы знаете к кому. Правильно - к ГНИ, к ГНА. Правда, есть еще один вариант мнений и претензий - к госказначейству, который хранит налоги. Но, думаю, последний вариант - не лучший.

Налоговая служба упрощать законы объективно не заинтересована, т.к. это резко снизит ее эффективность силовой постсоветской структуры; политический и иной авторитет ее руководителей, оставит без работы и госпенсии десятки тысяч коллег. Они и не подрывают. Других - не подпускают.

У предпринимателя к автору сразу же возникают вопросы. Я бы сказал должны возникнуть.

Стоит ли спорить? В рамках этой статьи рекомендаций на него не ждите. Любой адвокат скажет - стоит. И он прав, потому, как не менее 10-15% Вашего спорного дохода - его, независимо от результата спора, по тарифу. А если с уголовными налоговыми аспектами - тогда платить еще больше.

Любой предприниматель Украины - крепко задумается и может обоснованно возразить адвокату: годы спора, получишь девальвированные деньги (что еще на воде писано), попортишь отношения и нервы ….. Существуют более эффектные пути с договорными ценами. Каждый путь имеет свои плюсы - минусы.

Как спорить? Способов много, материалы статьи отражают неполную часть неоконченного опыта одной налоговой проверки начала 1996 г.- субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица с одной налоговой инспекцией - в г. Ужгороде. Без юридического, но с университетским дипломом физмата добротного ВУЗа. Без иного адвоката.

Судебный спор частного предпринимателя просто обязан начинаться с регистрации самих проверяющих, их мандатов (служебных удостоверений, званий, должностей, имен-фамилий), полномочий (объема, цели, продолжительности, периода и объекта) проверки. Первые нарушения налогового произвола обнаруживаются уже на этапе представлений. Помните, что потом может оказаться поздно. ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ПРИ ВСЕЙ НЕОБЪЯТНОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ и защищенности ПРОВЕРЯЮЩИХ ОНИ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ и действуют РАЗРОЗНЕННО, ЧТО ОСТАВЛЯЕТ ВАМ ШАНСЫ НА ЗАЩИТУ даже в нашей стране с правом того, у кого есть права.

Часть из проверяющих отсеивается на том же первом этапе после записи номеров служебных удостоверений ВСЕХ присутствующих контролеров. Возможно, и сама проверка на этом завершится. Однако чем меньше проверяемых лиц, тем меньше шансов, что среди подшивки квартальных отчетов обнаружится сложенный мини-автомат УЗИ в заводской упаковке или пакеты с кокаином-героином, коноплей и маковой соломкой.

Однако легкие налоговые времена прошли и предприниматель должен быть готов к долговременной налоговой осаде, однако Конституция Украины (далее - в тексте -КУ) действительно очень неплохая. Пожалуй - самое главное приобретение народа Украины. И это сохраняет шансы на защиту.

Не спеши отвечать на любой вопрос. Его задают не Ваш адвокат, а твой прокурор или дознаватель. Вздохни трижды, вспомни, что ты имеешь право говорить только при адвокате, защищаться ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ (КУ), НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ПРОТИВ СЕБЯ и БЛИЗКИХ, ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ(КУ), ИМЕЕШЬ ПРАВО НА ЗАЩИТУ, даже, если нет своих средств, ПРАВО НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ за 10 дней о ПЛАНОВОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ, ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (в т.ч. на досмотр), согласно КУ и ЗУ. Независимые свидетели очень кстати (с адресами и номерами паспортов), а любые дополнения к актам и протоколам не только уместны, но могут статься Вашим единственным спасением.

К рекомендациям проверяющих относись как к провокациям. Тогда не ошибешься. Лучше убедиться в обратном. Дело в том, что твоя подпись под актом (протоколом) о ЗЛОСТНОЙ НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ будет тебе стоить несколько лет за решеткой. А исполненную рекомендацию проверяющего срочно оплатить недоплаченный по мнению проверяющего налог суд квалифицирует как признание вины. Которой уже может не быть по амнистии. Или по незаконности с момента принятия закона. Или пока не вступило в силу.

Колесо налоговой проверки инерционно, коллективной мудрости и инстинкта здравого коллективного смысла не содержит, поэтому готовься испить ВСЮ чашу.
Получив неподписанный акт (лучше - почтой) для рассмотрения, свято храни конверт с почтовыми штемпелями, а при получении не забудь указать дату в почтовой книге регистрации. С даты получения в течении 10 дней в твоих интересах подать возражения или жалобу так, чтобы ее успели получить составители акта. Почтовую квитанцию или роспись на копии храни, как велит АПКУ (арбитражно-процессуальный Кодекс Украины).

Если акт вручают без подписи, укажи в расписки, что получаешь ПРОЕКТ для ознакомления, а замечания предоставишь (вышлешь) после изучения, такое право дает ст. 256 КАП (Кодекса административных правонарушений).

В возражениях опиши и вышли заказным письмом или передай под роспись на копии ВСЕ несоответсвия с законами, которые найдут опытные специалисты и сам.При этом лучшими адвокатами по сути ячвляются опытные бухгалтера, аудиторы, а по процедурным вопросам - адвокаты. претензии к ГНИ (государственной налоговой инспекции или администрации) согласно арбитражно-процессуального Кодекса Украины (АПКУ).

Ответом на возражения должен стать подписанный акт с учетом поправок, которые содержат явные промахи проверяющих, без изменений сути. При этом поступай как при получении проекта акта, только теперь пиши вместо возражений жалобу на проверяющих им, в вышестоящую инспекцию (если есть нарушения ЗУ, помни, что КУ - главный КУ), в Прокуратуру города, если проверяющие городского подчинения и - в облпрокуратуру - если - областного, руководству проверяющих согласно их полного названия. Отметь ВСЕ смягчающие мотивы, для чего перечитай КАП, проси не накладывать админнаказаний никаких на предприятие и должностных лиц, зачесть переплаты налогов, взыскать долги с Ваших должников в счет возможных убытков.

Очень поможет предпринимателю полная магнитофонная запись всего происходящего с упоминанием времени, даты, места и ненавязчивого перечислением действующих лиц. Такую запись сейчас сделать не проблема, а Конституция Украины такое даже приветствует, как право на сбор информации любыми и право на защиту дозволенными средствами.

Опись ВСЕГО ИЗЪЯТОГО С ПОЛНЫМ УКАЗАНИЕМ ПОЛНОГО НАИМЕНОВАНИЯ АДРЕСОВ СТОРОН, ДАТ, КРАТТКОГО СОДЕРЖАНИЯ и предоставления копий обязательна, невзирая на клятвенные обязательства предоставить завтра. Обещанного ждут три года, а клятвы придуманы, чтобы исполнять не то, в чем клялся, а похожее. Надеюсь, Вы понимаете, что контролеру платят не за Вашу защиту.

Не зависимо от дальнейшего своего поведения (тактики), начинайте с жалобы на проверяющих, если они есть. Без нарушений не бывает. Что вызвано тем, что контролер заведомо не уважает проверяемого.

Права сторон описаны в Конституции Украины (КУ - далее), Законах Украины (далее -ЗУ) …. И…

Обычные нарушения : нарушение порядка изъятия (без описи), с нарушением личных прав и свобод, подлоги, фальсификация доказательств, и т.п. Жалобы на этом этапе необходимо адресовать желательно заказными письмами (квитанцию лучше тщательно хранить вместе с копией) в организацию - ответчик, в прокуратуру и в руководящую организацию проверяющих в срок получения до десяти дней.

Затем - жалоба на акт налоговой проверки.

Рискну дать совет тем, у кого денег после проверки осталось мало. Начинайте не с исковых (денежных, материальных претензий), а с жалобы на акт нормативного характера и деятельность ответчика и его должностных лиц в ходе проверки. Госпошлина по нему меньше, спорить по нему легче, потому, как выигрыш в суде, теоретически, внешне не влечет необходимость возврата. Судьи - тоже люди, и ничто человеческое … А выигрыш по жалобе в суде автоматически (если верить Пленуму Высшего арбитражного суда) влечет возврат спорных налоговых сумм. Правда, это, в реальности, скорее - теоретически. К таким актам нормативного характера относится, с некоторым противоречием Конституции Украины или, наоборот, согласно рациональному здравому смыслу ГНА, но в полном соответствии с рекомендациями Пленума Высшего арбитражного суда (ВАСУ) лишь РЕШЕНИЕ ПО ФИНСАНКЦИЯМ… ГНИ (ГНА). Но оспорить его без рассмотрения в суде акта налоговой проверки практически невозможно, а сам акт не признается судом объектом спора. Это, чтобы начальник не отвечал при судебной отмене решения (он акт не подписывал), а исполнитель - за приказ начальника подписать нужный акт (его суд не исправляет) и решение по санкциям (штрафу). Или, как сказал писатель: у начальников чистые руки, у исполнителей - чистая совесть (или наоборот). Поэтому, оспаривая в суде решение ГНИ, ссылайтесь на эпизоды спорного акта.

Итак, Вы решили - спорить. Не стоит тратить время на разговоры с вышестоящими начальниками. Ворон - ворону…. Разве что, - собрав документально их сомнения и противоречия в собственных решениях. Такое право -свободно собирать и использовать собранную информацию Вам дает ст. 34 Конституции Украины (далее - КУ). Разумеется, с риском нарушить интересы национальной безопасности и риском разгласить "гостайну" о том, что налоговая инспекция нарушает КОНСТИТУЦИЮ Украины. Часто, в большинстве статей раздела прав и свобод граждан и в отношении большинства проверенных граждан, включая тех, кто сам нарушил закон, что ее не извиняет, а Вам, читатель дает дополнительный шанс. Правда, за пределами страны, увы. Скажем - в Европейском Суде по основным правам и свободам человека в Страсбурге.

Спор начинается с претензии к ГНИ, пример которой автор приводит отдельно, в случае интереса читателей. Отправлять ее следует подписанной заказным письмом ответчику, почтовая квитанция которой прилагается к заявлению в суд в доказательство соблюдения доарбитражных процедур спора. Подавать заявление в арбитражный суд можно, лишь получив отзыв или выждав месяц с учетом почтовой пересылки. С обязательной уплатой госпошлины, согласно закона о госпошлине, предварительно уточнив в облгосказначействе (отдел доходов бюджета) любой области Украины свежие реквизиты и коды платежей. Целесообразно указать в заявлении просьбу к суду о взыскании с ответчика ВСЕХ арбитражных затрат, включая госпошлину и просьбу восстановить процессуальный срок, если найдет утраченной и право на отстрочку госпошлины, если суд обнаружит ошибки в оформлении платежного документа о ее уплате. Это позволит не платить за арбитражные услуги, в случае выигрыша спора и снизить риск пропуска подачи заявления в суд по формальным основаниям.

С начала спора помните, что ниже приведено мнение автора, а сумеете ли Вы убедить суд, что Ваше мнение более законно и справедливо, чем ответчика, Вам гарантий не даст никто!

Наиболее частые нарушения Конституции (КУ) и международных обязательств Украины, допускаемые по мнению автора, налоговой службой и иными государственными органами приведены ниже. В порядке нумерации статей. С краткими комментариями. АПКУ требует обязательного указания нарушенных законов. Автор рекомендует начинать с нарушенных статей Конституции. Не обходя иных законодательных актов, включая ГКУ, закон о собственности, о предпринимательской деятельности, о госслужбе, Указы, Декреты, нормативные письма, если они защищают Ваши права и право.

Ст.22 КУ - запрещает при принятии новых законов, или внесении изменений сужать перечень или объем действующих прав. Т.к. зачастую, закон ссылается на подзаконные акты, значит любое дополнительное ограничение в нормативном письме, указе - нарушение Конституции. Например: инструкция Национального банка ограничила число счетов на каждое лицо - нарушение КУ, Указ Президента, который ГНА расширенно применяет для физических лиц, потребовал согласования с двумя Министерствами ускоренной амортизации, чего до Указа для физических лиц не было и т.п. Запреты на открытие заграничных счетов и право на расчетные счета в уполномоченных банках (где фискальная система отлажена государством) - весьма сомнительны с точки зрения КУ.

Ст.24 КУ гарантируют равенство прав граждан, однако реально Ваши и права чиновника пока несравнимы. Даже для суда. Презумпция виновности предпринимателя и невиновности госчиновника. И оправдывается тот, у кого меньше прав. Реально. Увы.

Ст.28 КУ гарантирует уважение достоинства предпринимателя. Думаю, что пока действует только одно право в стране: боятся, значит - уважают. По мере накопления опыта автора в зашите своего достоинства обещаю поделиться своими творческими находками с читателем. Сегодняшний опыт говорит, что арбитражный суд пока защитить достоинство не в состоянии. Просто не знает как. Или не хочет. Или категория такая не создана еще в Украине. Включая возможность обеспечить исполнение собственных приказов арбитражного суда. Т.е. обеспечения собственного достоинства. А другие службы государства: прокуратура, госисполнительная служба - не всегда помощники предпринимателю и суду.

Ст.32 - запрещает сбор, хранение, пользование и распространение конфиденциальной информации о физическом лице без его согласия. Однако Нацбанк Украины под натиском спецслужб постоянно пытается заставить "стучать" банки на своих клиентов. Всех. На ВСЕХ. Почитайте его опубликованные инструкции. И редкие банки выстаивают. Натиску. Им есть, что терять.

Ст.40 КУ - гарантирует Вам ответ по существу. Например, данные налоговой сверки. Своевременное получение решения о финсанкциях. Ответственность за них есть, но никто не обязан их Вам давать. Право на письменный отказ в выдаче патента, письменный отказ в возврате Ваших переплаченных или излишне взысканных налогов. А Вам - доказательства, для суда, о том, что Вы давно хотели их иметь и обращались в ГНИ. Перечень выданных лицензий, например.

Ст.42 КУ - каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Поэтому выдача лицензий не на открытом конкурсе, в совокупности со ст. 22 КУ (равные права всем), создает право оспорить ущемление Ваших прав.

В той же ст.42 КУ государство гарантирует защиту права потребителя. Например, законное требование инструкций эксплуатации на украинском языке. Однако, такое одноязычие ущемляет права англоязычных жителей Украины, права на совершенствование "среднего" украинца в английском и других языках (скорее - шутка!).
Ст.46 КУ - право на социальную защиту каждого. Включая предпринимателя. Ведь налоги и сборы с него "дерут" не меньше. А как доходит до больничных, декретных - он изгой. А свободный выбор страховых взносов оборачивается обязательными платежами.

Ст.48 КУ - каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи. К сожалению, пока эта статья КУ, в основном касается лишь членов правительства, Президента и депутатов. И остальных граждан. В развитых странах.

Ст.49 КУ - о бесплатной медицинской помощи реально может быть предпринимателем лишь в случае расстройства здоровья в период сразу после проверки. Тогда есть шанс все лечебные счета на лечение и лекарства предъявить налоговой службе. Если докажете связь болезни с проверкой. Но это несложно, т.к. оспорить, что проверка приводит к стрессу не сможет никто, а стресс приводит ко ЛЮБЫМ болезням. По мнению академиков.

Ст.55 КУ - права на национальную судебную ЗАЩИТУ своих прав и свобод ЛЮБЫМИ, не запрещенными законом способами. Право жалобы. На действия или бездеятельность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Независимо от их вины!!!

Кроме того - фактическое право обоснованного обвинения своей страны в ущемлении своих прав и конституционных свобод, в международном суде. Например, в Страсбурге (Франция). Платит судебные издержки за процесс спора Евросоюз, с последующей оплатой Украиной, в случае проигрыша. Такое право теперь (ИЗМЕНИЛОСЬ!!!) и возникает после обжалования в первой же надзорной инстанции.

Ст.56 КУ - каждому гарантируется право на компенсацию за счет государства или органов самоуправления материальные и моральные убытки ущерба, причиненного гражданину незаконными решениями, деятельностью (включая бездеятельность) органов их служебных и должностных лиц. Так бюджет 2001 года предусматривает компенсацию из бюджетов только за счет ВИНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. К примеру, подоходный налог возвращается из местного бюджета ГОРФО, НДС - из госбюджета местным отделением госказначейства, а индексация незаконно удержанных налогов - со счетов ГНИ. Именно эта статья, а не Гражданский Кодекс (ГКУ) обеспечивает Вам право на компенсации. Т.к. ГКУ на налоговые отношения не распространяется. Точнее, распространяется до тех пор, пока не противоречит КУ и Вашим интересам.

Международная Европейская Конвенция о защите прав и свобод человека (Рим, 1950 г.), к которой Украина присоединилась Протоколами №2 и 11 09.11.95 и Протоколами №1, 4 и 7 - 19.12.97 и ратифицированная Законом Украины 17.07.97, среди прочих прав и свобод гарантирует предпринимателю
- защиту от насилия и унижения чести и достоинства;
-свободу и неприкосновенность личности;
-право на справедливый суд, установление вины только судом, право на защиту и разъяснение своих прав в случае привлечения к ответственности;
-право на эффективную защиту своих прав.

Применительно к национальному праву, это право означает право и возможность жалобы (иска) на Украину в Европейский суд, если национальный суд после первого обжалования не решает спор на основе национальной Конституции. Или откладывает решение.

Напомню, что международное право имеет более высокий приоритет перед национальным.

Ст. 57 КУ -каждому гарантирует право знать свои права и обязанности. Право на обращение в органы юстиции или в ГНИ за информацией. Фактически, это означает незаконность незарегистрированных и не опубликованных открыто ЛЮБЫХ нормативных актов. Причем ЛЮБОЙ акт, даже зарегистрированный Минюстом Украины вступает в силу не сразу а с определенной законом задержкой. Причем, многие из них незаконны - противоречат или сужают Ваши права по Законам или Конституции Украины или отменены, или вообще лишь методические (необязательные). При этом ОНИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Минюстом.

Наказать Вас можно ТОЛЬКО ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА, но не инструкции или указа. Вы имеете право получать от ГНИ не только ту информацию, что им выгодно давать, но любую, включая противоречащую их интересам.

Ст. 58 КУ - гарантирует Вам, что законы, ужесточающие ответственность не действуют в прошедших периодах, а смягчающие ответственность - распространяются на прошедший период. (Имеют обратное действие).

Ст. 59 КУ - дает право на правовую помощь, включая адвоката. В отдельных случаях - бесплатно.

Ст.60 КУ - предусматривает ответственность за выполнения приказов, не основанных на Законе.

Ст.61 КУ - запрещает дважды привлекать за одно и то же к юридической ответственности.

Ст. 62. КУ - предусматривает установление вины лишь судом.

Ст.63 КУ - освобождает от обязанности свидетельствовать и давать объяснения в суде против себя, членов семьи и близких.

Ст.64 КУ - конституционные права может ограничивать только Конституция, а не приказы и письма ведомств, декреты, указы.

Ст. 67 КУ - гарантирует право уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законами (не инструкциями, Декретами, Указами, Приказами). Соответственно - удержание Ваших переплаченных налогов налоговой службой, незаконное их взыскание, начисление - нарушение Конституции, что дает Вам право на их возврат и компенсацию за удержание, не основанной на законе задержке в возврате, незаконное начисление.

Ст. 68 КУ - гарантирует ответственность за несоблюдение Законов и в случае их незнания. Любую из сторон спора. Независимо от приказов и целесообразности.

В случае спора важным является также закон о собственности, о государственной службе, Кодекс об административной ответственности и ряд других, которые рассмотреть в рамках одной статьи невозможно, но которые помогут Вам защититься от "наезда", т.е. от проверки или "проверки". Т.е. законного или законоподобного действия должностного лица или органа по выполнению личных или служебных задач по пополнению, соответственно, личного, местного, или государственного бюджета с использованием принципа революционной целесообразности - надо, или приказано.

Да, у нас очень плохое налоговое законодательство. Любой, не сотрудник ГНА подтвердит. Путаное, сложное, противоречивое, необоснованно академичное. Но у нас хорошая Конституция. Не для Президента - для предпринимателя, налогоплательщика. Так что жить можно. С хорошей головой (или с адвокатом). С большим трудом. Правда, желательно, - в другой стране. Как сейчас модно говорить - в офшоре. Но уже национальные судьи не улыбаются при ссылке на Конституцию Украины. Более того, ссылаются на нее в своих решениях. И ВАСУ больше половины исков предпринимателей удовлетворяет. Так что выживем, братцы, предприниматели, вопреки "поддержке" государства. Украина рождается. Начиная с юстиции. Лишь бы не было выкидышей. Если юстицию поставят на колени.

Автор имеет возможность и передает читателям свой положительный и негативный восьмилетний опыт вне-, до- и судебного спора с ГНИ (Ужгорода) и отечественной юстицией (и налоговой Украиной - в страссбургском ЕвроСуде по основным правам и свободам Человека) в публикациях. Лучше которых опыт - как в такие споры не вступать. Но об этом - в других статьях иных авторов, которым посчастливилось таких споров избежать.

Владимир Салтыков 17.03.01…02.10.03 факс +38-(03122)-29069
88000 Ужгород, а/я 46 "А"
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100