Предпринимателями, говорят, не рождаются. Ими становятся. Про всех и все
страны наверняка не знаю. С чем-то автор категорически не согласен, с чем-то
согласен условно, если говорить об Украине.
Некоторые специалисты в мире считают
пригодными к предпринимательству, т.е. к
коммерческо-производственной деятельности с риском за свой счет и с
целью получения прибыли не более 5 % населения Земли. В Украине занимаются
предпринимательством не только по призванию и умению, но и от безисходности
больше половины трудоспособного населения страны.
Не зависимо от наличия свидетельства
о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности эта статья не для
таких читателей, кому выбирать не приходится. Она для тех, кому в случае
разочарований в этом виде социальной жизни общества есть, что терять. Им стоит
примерить на себя возможности выхода из некоторых (нижеописанных) типичных в
Украине предпринимательских ситуаций. И если они их не пугают – в путь-дорогу.
Сразу оговорюсь,
что выводы этой статьи не бесспорны, т.к. основаны на субъективных выводах
анализа автором открытой печатиой экономической, бухгалтерской, аудиторской и
юридической информации, личном опыте десятилетней своей «предпринимательской»
деятельности с целью жизнеобеспечения семьи и содержания парализованной тещи.
Из этого опыта, первая половина десятилетия связана с
получением прибыли в качестве предпринимателя без образования юридического
лица, а вторые, затянувшиеся далее пятилетия, - с попыткой в национальных и
Европейском суде их вернуть.
Деньги отобраны-взысканы через обязательную картотеку
К-2 банка «авторитетной» в узких госкругах, под предлогом финсанкций в конце
1996 года, государственной налоговой инспекцией Ужгорода с участием ГНА Закарпатской
области по итогам одной почти годовой налоговой
проверки.
Ниже приведено то, что, на взгляд автора-предпринимателя в государстве не
так, как декларируется, и не так делается, как в законах прописано.
- Сложная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, .вопреки декларациям правительства, президента и парламента и госкомитета содействия предпринимательству ;регистрация не только сложна, но и накладна. Требуется всё больше залогов, справок, пошлин, разрешений..
-
Налоги и санкции в стране начисляют по понятиям и революционному
правосознанию инспекторов и начальников налоговой инспекции, в последних
бюджетах суммы штрафов и необходимых к доначислению налогов стали закладывать в
бюджет миллиардными суммами. От Вас требуют декларативного соблюдения Законов
Украины. Причём, зачастую наказывают не те, и не за то, в чём полномочны.
Скажем, любимый объект наказания налоговой службы – несоблюдение кассовой
дисциплины, наказывать финсанкциями за которое имеет право только Нацбанк
Украины. За отсутствие лицензий транспортных перевозок транспорте – не КРУ и не
ГНИ, а только уполномоченное лицо Минтранспорта.Кстати
сказать, уполномоченное из Минтранса, а не любое.
- Суды отказываются принимать
иски от предпринимателей, а принятые переадресуют, не пересылая, по судебному
кругу, мотивируя, в общей юрисдикции - подведомственностью (подсудностью)
хозяйственному суду, а там – суду общей юрисдикции. В одних отказывают по неподсудности госоргана, в другом - неподсудностью
должностных и служебных лиц. Ныне появился ещё один, виртуальный суд, -
административный, функции которого похожи прежним. Так что круг хождения за
законностью предпринимателям всех мастей значительно добавит, а применение
законов судьями сделает ещё более разнообразным.
-
Вынесенные в Вашу пользу судебные решения исполняются с вероятностью не
более ¼. При не участии госисполнительной службы и прокуратуры Украины,
если судебные решения – в Вашу пользу. Правда, если взыскивать будут с Вас, эти
службы сработают против Вас исправно. Следует отметить, что в случае Вашего
обращения в Генпрокуратуру за помощью-защитой нарушенных прав, можете получить
справку (редкий случай), что претензий к Вам держава не имеет. Что некорректно
юридически – следует писать «пока», иначе – индульгенция несовершенных грехов
получается..
-
Конституция Украины в стране декларативна, не действует. В судебных
решениях даже Высшие суды отдают предпочтения нормоактам меньшей юридической
силы. Ещё чаще, решения логически не мотивированы, или противоречат логике, как
таковой. В реальности, инструкции, приказы, указы, декреты и незаконные законы
стали предпочтительнее Конституции не только для людей в погонах, но и для
судей.
-
Право применяется неодинаково, что не позволяет рассчитать момент, когда
у Вас отберут полученную прибыль, чтобы её вовремя эвакуировать за границу
территориальных вод Украины (Вы ж, читатель, не идиот, чтобы, объявив целью получение прибыли, заниматься вынужденной
благотворительностью бюджета в размере всей получаемой прибыли) с риском
уголовного преследования, если отдали не сразу, или - не всё в бюджет, или не
тому из рабатников с бюджетным окладом..
-
Сложная бухгалтерская и налоговая отчетность предпринимательской
деятельности.
-
Частое изменение налогового законодательства, изменчивость права, в том
числе незаконными способами, большое количество незаконных нормативных актов.
Это десять лет назад любой бухгалтер мог всю жизнь проработать, не заглядывая в
бухсправочники. А сейчас, без
полноценного юридического образования (пусть без диплома) бухгалтеру работать
опасно,как минеру.
-
Де-факто предприниматель считается априорно преступником. Именно так
составлены все подзаконные нормоакты и, даже, многие законы, вопреки
Конституции.с её презумпцией невиновности гражданина.
- Партийные и экономические интересы
конкурентов разрешаются с помощью налоговой и иных госслужб, что косвенно
подтверждается, в частности, известным стремлением бывшего начальника налоговой
службы Украины стать во главе президентской партии. Так что если Вы
предприниматель из иной партии, Вам будет трудно с налогами, квотами,
патентами, лицензиями.
-
Власть разрешает, запрещая. К примеру, указом президента Украины
разрешенную законом без ограничений ускоренную амортизацию основных средств производства, с целью «ускорения внедрения новой техники», предписано
разрешать, но после согласования с двумя министерствами.
-
Налоги предполагается снижать, расширяя налогооблагаемую базу. Чтобы
снизить налоговое давление. На кого - не афишируется. Левые социалисты и
«объединенные (о)», остальные социалисты
понимают под этим неодинаковые понятия. Равная для всех ставка подоходного
налога – верх социальной несправедливости.
-
Возможность решения экономических вопросов с предпринимателем уголовными
методами или с помощью уголовного кодекса.
-
Практическая невозможность вести полностью легально прибыльный бизнес, в
силу поборов чиновников, больших налогов и отчислений-начислений.
- Частая перерегистрация деятельности,
изменение условий деятельности, часть которой незаконна, другая не вызвана
госнеобходимостью.
- Неотрегулированность пенсионного обеспечения
и иного соцстрахования во время и после окончания Вашей предпринимательской
деятельности.
- Беспомощность и нежелание прокуратуры и иных
силовых служб защитить Ваш легальный бизнес, если Вы «без крыши». У них своих
забот хватает, как не сократиться после уменьшения втрое функций, возложенных
Конституцией.
- Разгул демократии управлений защиты прав
потребителей, вопреки желанию клиентов защищают тоже. При отсутствии
пострадавших могут назначить виновным. Национальное законодательство надежно
защищает права сотрудников этих управлений.
-
Можно
«договориться», несмотря на звание, должность, выслугу, название
службы-отрасли, относительно недорого;
-
Возможность получить любую,
ограниченную лишь собственным воображением прибыль и рентабельность, в силу
сохранившейся концентрации власти, если иметь «крышу» исполнительной властной
структуры.
-
Легкость размещения прибыли в
любой точке мира, не обращая внимания на «фиговые» (в смысле известного
листочка на интимном месте) запреты национального законодательства.
Прозрачность границ для денег и товара, если – под «крышей».
-
Деятельность вне конкуренции.
В связи с легкой расправой с любым конкурентом под прикрытием интересов
государства как местными, так и республиканскими органами под лозунгом борьбы с
нарушителями налоговых, монопольных, таможенных, милицейских, финансовых,
санитарных и прочих законов.
-
Возможность законодательного
«прикрытия» как самой предпринимательской деятельности, так и депутатским
мандатом самого предпринимателя. Возможность лоббирования выгодных
предпринимателю нормоактов.
-
Отсутствие реальных тормозов
неограниченного обогащения вне интересов остальных сограждан, исключая избранных
- для прикрытия этой деятельности.
-
Возможность занятия любым, без
национальных и международных ограничений, видом деятельности, заплатив или
поделившись. Любая лицензия, квота, патент доступны за
невеликую (относительно) мзду. Причем, важен факт самого разрешения, под
которое можно «списать», вывезти из страны-региона много больше.
-
Возможность сведения счетов с
конкурентом невоенными способами полусиловыми структурами – налоговой службой,
таможенной службой, МВД и проч.
-
Не существует этических
тормозов власти в своей (личной) предпринимательской деятельности.
-
Возможность получать прибыль,
не платя налоги с относительно низким риском.
-
Возможность использования в
групповых или личных целях бюджетных или внебюджетных
государственных
средств финансовых и иных материальных, в крайнем случае, криминального
авторитета или гарантий государства.
-
Ничего иного не остается.
Быть или не быть предпринимателем? –Думайте
сами, решайте сами, иметь или не иметь: миллионы, доллары, хлеб, крышу над
головой, оплаченные коммунальные услуги и образование детей, свободу и здоровье
(оплаченное лечение, роды, достойные похороны). Но о криминальном кодексе и
международном Интерполе не забывайте.
Салтыков Владимир Николаевич,
Украина, Закарпатье, Ужгород