ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ СТАНОВИТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ В УКРАИНЕ

           

Предпринимателями, говорят, не рождаются. Ими становятся. Про всех и все страны наверняка не знаю. С чем-то автор категорически не согласен, с чем-то согласен условно, если говорить об Украине.

            Некоторые специалисты в мире считают пригодными к предпринимательству, т.е. к  коммерческо-производственной деятельности с риском за свой счет и с целью получения прибыли не более 5 % населения Земли. В Украине занимаются предпринимательством не только по призванию и умению, но и от безисходности больше половины трудоспособного населения страны.

            Не зависимо от наличия свидетельства о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности эта статья не для таких читателей, кому выбирать не приходится. Она для тех, кому в случае разочарований в этом виде социальной жизни общества есть, что терять. Им стоит примерить на себя возможности выхода из некоторых (нижеописанных) типичных в Украине предпринимательских ситуаций. И если они их не пугают – в путь-дорогу.

            Сразу оговорюсь, что выводы этой статьи не бесспорны, т.к. основаны на субъективных выводах анализа автором открытой печатиой экономической, бухгалтерской, аудиторской и юридической информации, личном опыте десятилетней своей «предпринимательской» деятельности с целью жизнеобеспечения семьи и содержания парализованной тещи. Из этого опыта, первая половина десятилетия связана с получением прибыли в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а вторые, затянувшиеся далее пятилетия, - с попыткой в национальных и Европейском суде их вернуть.

Деньги отобраны-взысканы через обязательную картотеку К-2 банка «авторитетной» в узких госкругах, под предлогом финсанкций в конце 1996 года, государственной налоговой инспекцией Ужгорода с участием ГНА Закарпатской области по итогам одной почти годовой налоговой  проверки.

Ниже приведено то, что, на взгляд автора-предпринимателя в государстве не так, как декларируется, и не так делается, как в законах прописано.

-  Сложная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, .вопреки декларациям правительства, президента и парламента и госкомитета содействия предпринимательству ;регистрация не только сложна, но и накладна. Требуется всё больше залогов, справок, пошлин, разрешений..

-  Налоги и санкции в стране начисляют по понятиям и революционному правосознанию инспекторов и начальников налоговой инспекции, в последних бюджетах суммы штрафов и необходимых к доначислению налогов стали закладывать в бюджет миллиардными суммами. От Вас требуют декларативного соблюдения Законов Украины. Причём, зачастую наказывают не те, и не за то, в чём полномочны. Скажем, любимый объект наказания налоговой службы – несоблюдение кассовой дисциплины, наказывать финсанкциями за которое имеет право только Нацбанк Украины. За отсутствие лицензий транспортных перевозок транспорте – не КРУ и не ГНИ, а только уполномоченное лицо Минтранспортастати сказать, уполномоченное из Минтранса, а не любое.

- Суды отказываются принимать иски от предпринимателей, а принятые переадресуют, не пересылая, по судебному кругу, мотивируя, в общей юрисдикции - подведомственностью (подсудностью) хозяйственному суду, а там – суду общей юрисдикции. В одних отказывают по неподсудности госоргана, в другом - неподсудностью должностных и служебных лиц. Ныне появился ещё один, виртуальный суд, - административный, функции которого похожи прежним. Так что круг хождения за законностью предпринимателям всех мастей значительно добавит, а применение законов судьями сделает ещё более разнообразным.

-  Вынесенные в Вашу пользу судебные решения исполняются с вероятностью не более ¼. При не участии госисполнительной службы и прокуратуры Украины, если судебные решения – в Вашу пользу. Правда, если взыскивать будут с Вас, эти службы сработают против Вас исправно. Следует отметить, что в случае Вашего обращения в Генпрокуратуру за помощью-защитой нарушенных прав, можете получить справку (редкий случай), что претензий к Вам держава не имеет. Что некорректно юридически – следует писать «пока», иначе – индульгенция несовершенных грехов получается..         

-  Конституция Украины в стране декларативна, не действует. В судебных решениях даже Высшие суды отдают предпочтения нормоактам меньшей юридической силы. Ещё чаще, решения логически не мотивированы, или противоречат логике, как таковой. В реальности, инструкции, приказы, указы, декреты и незаконные законы стали предпочтительнее Конституции не только для людей в погонах, но и для судей.

-  Право применяется неодинаково, что не позволяет рассчитать момент, когда у Вас отберут полученную прибыль, чтобы её вовремя эвакуировать за границу территориальных вод Украины (Вы ж, читатель, не идиот, чтобы, объявив целью получение прибыли, заниматься вынужденной благотворительностью бюджета в размере всей получаемой прибыли) с риском уголовного преследования, если отдали не сразу, или - не всё в бюджет, или не тому из рабатников с бюджетным окладом..

-  Сложная бухгалтерская и налоговая отчетность предпринимательской деятельности.

-  Частое изменение налогового законодательства, изменчивость права, в том числе незаконными способами, большое количество незаконных нормативных актов. Это десять лет назад любой бухгалтер мог всю жизнь проработать, не заглядывая в бухсправочники. А сейчас,  без полноценного юридического образования (пусть без диплома) бухгалтеру работать опасноак минеру.

-  Де-факто предприниматель считается априорно преступником. Именно так составлены все подзаконные нормоакты и, даже, многие законы, вопреки Конституции её презумпцией невиновности гражданина.

-  Партийные и экономические интересы конкурентов разрешаются с помощью налоговой и иных госслужб, что косвенно подтверждается, в частности, известным стремлением бывшего начальника налоговой службы Украины стать во главе президентской партии. Так что если Вы предприниматель из иной партии, Вам будет трудно с налогами, квотами, патентами, лицензиями.

-  Власть разрешает, запрещая. К примеру, указом президента Украины разрешенную законом без ограничений ускоренную амортизацию основных средств производства, с целью «ускорения  внедрения новой техники», предписано разрешать, но после согласования с двумя министерствами.

-  Налоги предполагается снижать, расширяя налогооблагаемую базу. Чтобы снизить налоговое давление. На кого - не афишируется. Левые социалисты и «объединенные (о)», остальные  социалисты понимают под этим неодинаковые понятия. Равная для всех ставка подоходного налога – верх социальной несправедливости.

-  Возможность решения экономических вопросов с предпринимателем уголовными методами или с помощью уголовного кодекса.

-  Практическая невозможность вести полностью легально прибыльный бизнес, в силу поборов чиновников, больших налогов и отчислений-начислений.

-  Частая перерегистрация деятельности, изменение условий деятельности, часть которой незаконна, другая не вызвана госнеобходимостью.

-  Неотрегулированность пенсионного обеспечения и иного соцстрахования во время и после окончания Вашей предпринимательской деятельности.

-  Беспомощность и нежелание прокуратуры и иных силовых служб защитить Ваш легальный бизнес, если Вы «без крыши». У них своих забот хватает, как не сократиться после уменьшения втрое функций, возложенных Конституцией.

-  Разгул демократии управлений защиты прав потребителей, вопреки желанию клиентов защищают тоже. При отсутствии пострадавших могут назначить виновным. Национальное законодательство надежно защищает права сотрудников этих управлений.

ПОЧЕМУ "СТОИТ" СТАНОВИТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ В УКРАИНЕ

-          Можно «договориться», несмотря на звание, должность, выслугу, название службы-отрасли, относительно недорого;

-          Возможность получить любую, ограниченную лишь собственным воображением прибыль и рентабельность, в силу сохранившейся концентрации власти, если иметь «крышу» исполнительной властной структуры.

-          Легкость размещения прибыли в любой точке мира, не обращая внимания на «фиговые» (в смысле известного листочка на интимном месте) запреты национального законодательства. Прозрачность границ для денег и товара, если – под «крышей».

-          Деятельность вне конкуренции. В связи с легкой расправой с любым конкурентом под прикрытием интересов государства как местными, так и республиканскими органами под лозунгом борьбы с нарушителями налоговых, монопольных, таможенных, милицейских, финансовых, санитарных и прочих законов.

-          Возможность законодательного «прикрытия» как самой предпринимательской деятельности, так и депутатским мандатом самого предпринимателя. Возможность лоббирования выгодных предпринимателю нормоактов.

-          Отсутствие реальных тормозов неограниченного обогащения вне интересов остальных сограждан, исключая избранных - для прикрытия этой деятельности.

-          Возможность занятия любым, без национальных и международных ограничений, видом деятельности, заплатив или поделившись. Любая лицензия, квота, патент доступны за невеликую (относительно) мзду. Причем, важен факт самого разрешения, под которое можно «списать», вывезти из страны-региона много больше.

-          Возможность сведения счетов с конкурентом невоенными способами полусиловыми структурами – налоговой службой, таможенной службой, МВД  и проч.

-          Не существует этических тормозов власти в своей (личной) предпринимательской деятельности.

-          Возможность получать прибыль, не платя налоги с относительно низким риском.

-          Возможность использования в групповых или личных целях бюджетных или внебюджетных

государственных средств финансовых и иных материальных, в крайнем случае, криминального авторитета или гарантий  государства.

-         Ничего иного не остается.

Быть или не быть предпринимателем? –Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь: миллионы, доллары, хлеб, крышу над головой, оплаченные коммунальные услуги и образование детей, свободу и здоровье (оплаченное лечение, роды, достойные похороны). Но о криминальном кодексе и международном Интерполе не забывайте.

 

Салтыков Владимир Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород

 

Сайт управляется системой uCoz