В детский садик ходить не пришлось. Мать считала, что воспитывать детей надо самой, дома. Здоровее будут. На ее карьере это отразилось: наладчица станков, с "дипломом" надсмотрщика паровых котлов, она всю наблюдаемую мною жизнь работала одновременно на нескольких работах уборщицей, вырывая внимание детям.
Искренне благодарен родителям - они не мешали мне становиться тем, кем хочу сам, о чем не сожалею.
В первом классе отец, слесарь по оборудованию, показал основы слесарной разметки, и, попутно, основные понятия черчения: три проекции, разрез, сечение, деталировка и сборочный чертеж. Попутно объяснил технический рисунок: изометрию и диметрию, понятие перспективы и правила художественного рисования карандашом и акварелью. Научил рельефному выпиливанию лобзиком и резьбе по дереву. Было, знаю, у него намерение научить рисовать маслом, но не довелось.
Переход из начальной в иную школу в связи со сменой квартиры не обошелся без кулачного утверждения прав аборигенов. Потому кстати пришелся чемпионат России по дзю-до ЦС "Динамо". С одной стороны навсегда понял принципы этой борьбы, с другой - внушил навсегда уважение соклассникам в ближней драке освоенными приемами, с третьей - приобрел верных и лучших друзей из первых школьных дуэлистов. И уж наверняка, на всю жизнь научился уважать умение и умение управлять своим телом.
Какой пацан не мечтает подержаться за настоящий пистолет, не говоря уж - пострелять. Так желание пострелять привели меня в секцию пулевой стрельбы Дворца пионеров и школьников приволжского закрытого от иностранцев города. Но стрелять из пистолета желающих было слишком много, потому разрешали лишь имеющим 2-ой взрослый разряд по винтовке. Но из малокалиберной винтовки желающих - хоть отбавляй. И записывали в пулевую секцию лишь тех, кто играл в тамошнем струнном оркестре. Слух был необязателен, зато чувство ритма было нужно. Так стал "музыкантом". И стрелком.
Учительница физики неполной средней школы засыпала на уроках, но успела приобщить к лаборатории, где было столько чудесных приборов от электрофорных машин до электроконструкторов, кинопроекторов, КИНАПовских и трансляционных усилителей. Поэтому глубокое уважение перед этим ФИЗИКОМ немеркнет.
А когда пришла пора химии, как-то незаметно фактически стал неоплачиваемым лаборантом школьного химика. Химлаборатории двух объединенных школ были в моем неограниченном распоряжении. Один из лучших химиков неполной средней школы почти миллионного промышленно-университетско города был наставником. Дошло до того, что учитель "пробил" ставку химлаборанта в ГОРОНО мне, ученику школы! Именно ему обязан победами на химических школьных олимпиадах. Разумеется, физические олимпиады не пропускал ни одной.
Пришла пора истории и главный историк, он же директор восьмилетки заинтересовав, приобщил к познавательным лекциям под шефством местного райкома КПСС. Собственно, лекции читал историк, а я ставил опыты, показывал фокусы. Всякие. Физические, химические, логические и прочие надувательства.
Уроки труда восьмилетней школы научили (каждого ученика, включая девчонок, не только автора) устройству пылесоса, стиральной машины и холодильника, как включить асинхронный двигатель звездой и треугольником через магнитный пускатель, а многофазный двигатель в однофазную электросеть, как вырубить из стали дверную защелку, крючок, зубило, выточить на токарном станке отвертку, а на станке по дереву ручку для напильника, отфрезеровать стальной брусок с пазами по чертежу.
Сильно обидев любимого химика, поступил в физический класс физико-математической школы. Поступление на физико-математический факультет университета, не последнего из провинциальных (нестоличных) ВУЗов СССР проблемы не представляло- 98% выпускников поступали, куда хотели - ВУЗовские педагоги в школе учили добротно.
Два курса университета почти повторяли курс школы, и педагоги были из тех же. В секцию борьбы, о которой мечтал, не прошел - толкнуть над своей головой штангу своего веса с непривычки было страшно. Так очутился среди 350 бегающих лыжников секции.
Десятки км трижды в неделю осенних кроссов с 11-тью затяжными подъемами изматывали. Зато первая зачетная прикидка на 5 км. по снегу на лыжах обеспечила 2-ой лыжный разряд. А потом, в течение двух лет - устойчиво первый на 10-ке, пятнашке, двадцатке. И кому, как не мне бежать на 20-ке за университет по биатлону. И кому еще тренировать сборную ВУЗа по пулевой стрельбе (винтовка-пистолет), и команду морских многоборцев по стрельбе, а иногда и стрелять вместо них, пока не видит судья на рубеже.
Просьба классного "папы" группы ВУЗа помочь ему вовремя отчитаться за научный отчет, забытый, вернее не начатый, на всю оставшуюся жизнь сделали исследователем.
Тут уж путь в конструкторско-исследовательское специальное КБ не должен вызывать удивление. И вновь, повезло: учитель оказался - один из лучших разработчиков города. Для характеристики только один штрих - в качестве инициативы, при разработке цифровой сейсмостанции, инициативно, за полгода разработал и создал опытный образец уникального скоростного электростатического печатающего устройства, высокой разрешающей способностью (0,2х0,2 мм), не имеющего аналогов даже в военной технике.
Даже читатель не должен удивляться, что через полгода у такого учителя незаметно для себя стал ведущим по изделию.
Одна двухчасовая лекция на производстве классного юриста СКБ - и на всю оставшуюся жизнь освоил соотношение юридических законов меж собой. А зачеты формальной логики в физико-математической школе по сей день позволяют выявлять ложные суждения не только чиновников-инспекторов, но даже судей. Не говоря уж помощи логики в разработках управляющих, измеряющих и управляемых аппаратов.
Общение с изобретателями высокого уровня, один из которых мечтал о кандидатской на философско-изобретательскую тему, его не сделали изобретателем, зато меня - сделали патентоведом с дипломом и с четырьмя изобретениями. Попутно оформил несколько десятков чужих изобретений и сделал нескольких коллег-инженеров изобретателями.
Привязанность к исследованиям сохранилась надолго. Потому большую часть жизни - в СКБ, НИИ, НИТИ, ГСКБ. Меньше - в КБ серийного завода.
Кстати, именно отцовский курс черчения, отшлифованный пятью уроками опытного педагога ВУЗа (начерталка) позволили менее чем за год, в роли начальника заводского КБ ,заработать квартиру семье, конструируя товары народного потребления.
Изученные в научной библиотеке ВУЗа способы обмана (подмена карт, манипуляции, математические приемы) весьма пригодны при игре в козла (домино). Чтобы видеть приемы надувательства, которые используют соперники.
Вариационный анализ вместе с теорией измерений позволяют не всегда соглашаться с метрологами, а иным предлагать свои методики поверки. А знание стандартов метрологии - возражать в сроках и порядке ведомственной поверки измерительных приборов.
Матфизика навсегда приучила на любой вопрос задавать встречный: - "при каких граничных условиях?" Знаю, что раздражает, но, увы… И когда назначаю время встречи, теория вероятности заставляет оговаривать: - "Вероятнее всего".
Юридическая подготовка СКБ-ского юриста заставила несогласиться и мотивированно возражать на акт и решение по налоговой проверке, когда коллеги предлагали решить противоречия полюбовно взяткой. А последующий восьмилетний судебно-арбитражный спор не мог не наложить отпечаток на характер и отношения с коллегами. Однако нет худа без добра - те, кто публично громче иных смеется над "юридической" чертой характера, втихую от иных приходят на юридические запутанные консультации.
Персональный трехлетний иск к стране в Страсбургский Суд по правам Человека, куда плавно переместился налоговый спор, отчасти проигранный в национальных водах, сделал консультантом по охраняемым основным правам и свободам человека не одного согражданина.
И уж совсем неприлично, разумеется, хвастать перед усидчивым читателем, дочитавшим до сих пор, своими знаниями основ микроэкономики предприятия, налоговому законодательству, знанием законов о труде и основных стандартов бухучета. Это должен знать каждый директор малого предприятия, если он не окончательный авантюрист.
А жизнь идет себе кругами. И вот уже вновь вернулся к связи. От прокладки сотен км. проводов в повожской степи студентом строительного отряда - к инженерному обслуживанию мнгоканальной ведомственной связи.
И непонятно, то ли так предначертано и предрешено, то ли вероятность нами управляет. А может сами выбираем пути из предложенных Судьбой.
Владимир Салтыков 07.03.05 Ужгород (03122-29069) saltykov@westportal.net
Ужгород факс (38)-(03122)-29069 www.saltykov1.narod.ru
E-mail: saltykov@westportal.net
(C) 2005 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Размножение и коммерческое использование без разрешения автора разрешено только для личной налоговой самозащиты и запрещенго в целях коммерческой юридической выгоды!