КАК В РАЗВЕДКЕ БОЕМ 

                                       или таможенные нравы   

                                                                      И молодым у нас – в Америку дорога,

                                                                                                А старикам – на кладбище почет.

                                                                                                                                /Из песни Вилли Токарева/

                Эту действительную историю, не только о таможне,  автор пишет от первого лица, хоть в ней участвовал в качестве запасного - активного наблюдателя. Автору удобнее излагать её от своего имени. За эту вольность-условность прошу читателя извинить. Во всем остальном – история подлинная. Юридическая, с аспектами, признаками и элементами войны.

            Начало было обычным и будничным, как у многих современных, периода самостийности, украинцев – оплачиваемая работа в Закарпатье кончилась. Запасы еды – тоже. Так что, как многие  закарпатцы, – за границу. Умножать богатства России своим руками. Срочно. Пока не «остыло» российское письмо близких родственников, взывающих о помощи и предлагающих жильё.

            По сусекам поскребли. И в Россию. На помощь. И за помощью. Выписался в никуда. Не зная наверняка, как примет бывшая родная страна. Перечитал  законодательство о порядке въезда- выезда. Наше, не наше и международное. Посоветовался со знатоками.

            Таможенники и пограничники всех стран и народов – сама любезность. Правда, смущал контртеррористический телеажиотаж в соседней стране.

            Но обошлось. Опасения сбылись не совсем. Прописали. Вернее, зарегистрировали в российской паспортной службе. Как российская, так и наша Конституция - велят. Именно в этом, особом экономическом и таможенном районе России – город-порт Калининград, требуются рабочие руки, в т.ч. украинские, а местная власть стимулирует их приток. Однако антитеррор сказался, и в УМВД потребовали синекожий общегражданский, вместо заграничного для удостоверения личности. Мотивируя `большим доверием. И на свой воинский учёт поставили, хоть и гражданин Украины, вопреки моему удивлению, но объяснили тем, что таков у них, россиян, порядок: наших – «за своих» принимают; во-вторых, - снят с учета в закарпатском военкомате. А вообще-то благодарен за приём всем россиянам.

Поскольку Закон Украины о выезде из страны синепаспортных своих граждан предусматривал сдачу общегражданского паспорта в качестве лишь одного из вариантов выезда на постоянное место проживания (ПМП) с отметкой в загранпаспорте, но с обязательным соблюдением  требований принимающей страны, ничего не оставалось, как устраиваться в России по общегражданскому. Но это далее не обременяло. Напротив. И с работой повезло. Правда, пришлось купить старенькую машину, т.к. без неё с работой не получалось, чтобы хватало содержать закарпатских родственников и расплатиться за накопленные долги российских. Проживание в российской квартире обязывало.

Дальше ситуация стала ухудшаться. Долги россиян–родственников росли. Здоровье родственников ухудшалось. Стал их стеснять. Хоть звали на «постоянно» всю семью. Доля помощи закарпатцам плавно уменьшалась. А тут случилось несчастье – закарпатская бабушка умерла. Квартира завещана мне. И в Закарпатье нашлась ОПЛАЧИВАЕМАЯ работу. Квартира освободилась, что заметно изменило интересы для долговременного проживания в России.

Приехал для достойных похорон бабушки; закарпатцам такое оказалось не по карману. Заодно выяснил, что возможная закарпатская работа подразумевает свою машину. Менять одну на другую было не с руки и накладно, потому пошёл в отдел транспортных средств региональной таможни в Ужгороде выяснять (дело было в середине 2000 г.), посоветоваться с юристами. Меня утешили, что представленные мною документы, действующее международное, национальное право и должностные методические материалы и приказы не позволяют отказать в ввозе моей «автоиностарушки» в Украину. Более того, любезно назвали все основания, распечатали свежие инструктивные письма своего ведомства, часть которых – «скинули на дискету». Я был шокирован бескорыстным профессионализмом, что непривычно стало в Украине вообще и в Закарпатье, в частности..

Чтобы проверить рекомендации и уберечься от «чудес» при въезде с автомашиной в Украину для проживания в бабушкиной квартире, перепроверил информацию о таможне России, Украины и стран по пути, пограничным «обрядам» по свежим файлам управления Минюста в Закарпатской области. Вновь, с любезной бескорыстной помощью профессионалов в юстиции. Опровержений «разрешению» таможне не нашли. При этом, попутно обратил внимание и изучил  Закон о гражданстве в Украине. Отметил в памяти, что в пределах до 7 лет отсутствия в черте национальных границ неприятные последствия потери гражданства мне не грозили, даже, если негласный надзор родного посольства или генконсульства за проживанием вне Украины не осуществлялся, в смысле, то есть даже на консульском  учете за границей не состоял.

Проконсультировался, так представлялось, с каждым компетентным таможенником Мукачево, Ужгорода и Чопа. Исключение – Главный Таможенный областной Генерал (как сейчас модно говорить – региональный, или, точнее - региональной таможни), да и то, потому, что посчитал избыточным (а зря, вероятно – обиделся), разногласий мнений его подчиненных не увидел. Перезвонил для контроля в посольство Украины в Москве и консульский отдел МИД в Киеве.

Самый короткий путь в Закарпатье из российского Калининграда через Словакию, поэтому за транзитной визой – в их ужгородское представительство. Там послали через ВСЮ Польшу в объезд Словакии. Сослались на своего МИДа инструкцию, согласно  которой видеть украинский транзит у себя не хотят. Позднее этот отказ мне стоил многих двусмысленных ухмылок в отношение моего здоровья и недоверия  таможенников и дорожных полицейских по пути следования, - хоть справку от психиатра показывай. 

Далее не просто, но строго логично, по нормативным документам. Тайным и явным, не писанным, до Закарпатья. Снятие с воинского и паспортного учета себя и машины после более чем годового российского учета, наконец, ночью – осенью 2000 года, на таможенном пункте львовской таможни полусонный таможенник взял заполненную таможеным брокером декларацию автостарушки и кратко резанул – «не пущу».

Тут очень пригодилась самоподготовка и консультации: выложил распечатанные ВСЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ВЕДОМСТВЕННЫЕ документы таможенной службы, дискеты, компакт-диски с таможенными законодательством. Таможенник сначала надолго обалдел, потом приувял, потом разбудил, судя по виду, начальника смены или таможенного пункта. Тот очень внимательно, вежливо, я бы сказал, не прерывая, выслушал рассказы сторон и приказал пропустить, т.к. это законно. Направил в чопскую таможню, где обязаны произвести окончательное таможенное льготное оформление.

А где же разведка, или более того, - бой?!

Сейчас начнется. Не возражая по существу таможенного оформления, таможенник чопской таможни, потом его начальник вежливо попросили мукачевскую прописку. В течение двух суток. В подтверждение территориальной подведомственности. Потому, как законные пять дней пути до окончательного таможенного оформления истекали. Вежливо предупредили, что полдня просроченного таможенного оформления потерпят без штрафа. Отсутствие прописки при въезде прощают только военнослужащим. На мое сомнение в скорости прописки, незаконности самой института национальной прописки и конституционного неравноправия с военнослужащими, не приемных днях паспортисток ЖЭКа и паспортной службы  УМВД, неправомерности требования, т.к. прописка таможенными Законами не предусматривалась, и невозможность своевременного исполнения, т.к. до решения вступления в наследство меня прописать никто не вправе – квартира бабушки считается условно бесхозной полгода.

Помог случай – у родителей в Ужгороде прописался за сутки. Чоп, получив новую копию паспорта! с легким выдохом отфутболил в Карпатскую региональную таможню. В Ужгород.

Вежливый ужгородский таможенник вспомнив свою же предварительную консультацию, продиктовал заявление. Проверил машину и документы. Сказал, что без проблем, но нужна «дежурная» виза. Генерала. Ихнего.

Жду, надоело, звоню. Юрист четко профессионально отвечает, что, рассмотрев заявление и документы, оснований для законного отказа не нашел. Решение обсудил. Одобрено начальством.  Ответ поручено дать ему. По личной занятости будет за два дня. Приезжать сразу с машиной. Разговор с таможенником записал на телефонный автоответчик, чтобы семью порадовать.

Через два дня – письменный отказ по всей форме. Т.к. «не выезжал в РФ с отметкой в загранпаспорте – на ПМП (ПМЖ)». И в России не учитывался в Генконсульстве. Мои возражения - что этот порядок, не единственно законный. Кроме того, определение ПМП описано в первом же пункте Законе страны, где мы оба – резиденты, т.е. «живущие по ее законам», о внешнеэкономической деятельности. Для разрешения достаточно прожить за границей без определенных планов на будущее больше года, не иметь обязательств к возвращению перед выездом и всё в этом роде. Представил доказательства.

Без сдвигов.

Жалоба в ужгородский суд. На таможню. Не прошло и полгода и - твёрдый судебный отказ, вежливое извинение судьи за возможную ошибку. Несколько удивлен за извинение, потому, как преамбула Конституции велит отдавать предпочтение гражданину перед интересами госслужбы. Даже, силовой. Как понимаю, в т.ч. при сомнениях. Или не извиняться, если без сомнений. Вероятно это теперь мода такая «в период разгула демократии».

То ли по недосмотру, то ли для себя, законодатель «забыл» полностью отменить в национальном законе свои международные обязательства без всяких временных ограничений, с разрешением для таких, вроде меня , снятых с паспортного учёта своей страны на ввоз а/м, фактически, без пошлины, и, если присмотреться к законодательству, на основе декларативного заявления таможне и паспортной службе УМВД гражданина Украины при въезде в страну для постоянного проживания в ней после более 365 дневного отсутствия, если был зарегистрирован в СНГ перед въездом.

Никакой национальный суд, как я полагал, даже с комплексом зависти, такой судебный прецедент не создаст, в том числе аппеляционный судья в Закарпатье.

Потому, не надеясь и не рассчитывая, но не исключая аппеляционного изменения «судьбоносного» для многих сотен тысяч украинцев и десятков тысяч закарпатцев прецедентного судебного решения, вновь обратился в тот же суд, волею случая - к тому же судье  с заявлением установить в суде один из трёх (или все три) фактов: - въезда на ПМП в Украину из РФ, - пребывания на ПМП в России, выезда на ПМП в Россию перед возвращением. Т.о. прецедент создавался только в отношении себя, любимого. А в подтверждение указал Законом предусмотренное определение въезда на ПМП. Суд дело закрыл, сославшись на то, что последний испрашиваемый факт определен в упомянутом Законе, а, значит, в суде устанавливаться судом не может. Нужно жаловаться на таможню за неисполнение Законов.

Но это уже проходили. Вновь извинения судьи за возможную судейскую ошибку, подтверждение в облсуде законности решения. Нет худа без добра. Даже в этом, для меня в большей части сомнительном судебном отказном решении о неподсудности и неподведомственности ВСЕХ спорных фактов, удалось найти изюминку. Судья, вероятно под душевным порывом, порекомендовал факты установить в органах МВД или МИД своей страны.

Не очень представляя, каким образом  родной МИД, который негласно «пасёт» наших граждан, сможет удостоверить мое пребывание за границей задним числом, если от этого уклонился даже суд, обязанный это делать (процедура была соблюдена и доказательства представлены), обратился в УМВД Закарпатья с судебным решением, т.к. закон и таможенное ведомство требовали условием пропуска а/м лишь «въезд на ПМП», но не подтверждения  фактического постоянного проживания за границей Украины.

Обратился на личном приеме к генералу милиции облУМВД В.В. Максимову, о котором сослуживцы отзывались как о деловом человеке и специалисте. При его глубоком удивлении – зачем нужно дублировать паспортные данные, на свое удивление - молниеносно (за сутки!!!) по его непосредственному приказу получил справку УМВД с указанием даты и цели въезда в Украину на ПМП (ПМЖ) из РФ.

 Немедля в Карпатскую региональную таможню. Учтывая явные признаки заинтересованности НЕПУЩАТЬ, продублировал обращением в таможенную службу страны. Недели ежедневные пожелания спокойно ждать. Неспешный запрос таможни в УМВД. Зато через месяц – письменная рекомендация подождать официального подтверждения – разъяснения от УМВД в адрес таможни по той же справке того же УМВД.

Запрос таможни в УМВД умилял  видимой наивностью при глубочайшем профессионализме чиновного приема футбола при пристальном анализе: «прошу подтвердить, что Ваша справка (УМВД) ...официальная, т.к. испросивший её выехал в нарушение Закона.... В запросе «забыли» указать, что законным по тому же закону является выезд по законам принимающей стороны. Хорошо, хоть, не высказали сомнения в нелояльности ко всем президентам по пути транспортировки автомашины. Иначе совсем труба. Могли затребовать экстрадицию через Интерпол в страны по пути следования.

И ещё одна натяжка: - «Если не выезжал по процедуре, то въехать на ПМП не имеешь права». Выехавшего таможенники сочли  не уезжавшим.  Вроде как «забыв», что такое право можно получить, например, находясь за границей. Или, в полном соответствии прямого методического той же Гостаможслужбы исх. 17.01.97 № 11/6-92 (подробность для знатоков и пострадавших) с разъяснением со ссылкой на Закон Украины, прожив зарегистрированным более года за границей, где такой случай прямо описан и разрешён.

Не предоставив мне копии ответа облУМВД, копии своего им запроса, т.к. ответ привязан к конкретным вопросам, но сославшись на него, вновь с лёгкой натяжкой, ставившей историю с ног на голову, вновь таможенный отказ, теперь, окончательный, без оснований, с признаками нарушения формальной логики, с подтасовкой фактов, доказательства которых не опровергнуты таможней в суде, явно подставляя милицию вместо себя под судебно - арбитражные иски. А их уже немало. Вновь «лёгкое» искажение истины - в ответе таможни мне указано, что мотивом отказа служит мнение облмилиции, что выезжал в Россию на год для работы из Мукачево. Не читал самого разъяснения, потому не знаю, что именно содержит ответ УМВД, но знаю, что нечто иное. А полуложь таможни в том, что при выезде из Украины (Мукачево) знать о продолжительности работы, ее наличии за границы возможности не имел, тем более об этом не мог догадываться паспортный отдел Мукачево, а именно факт ограничений в намерениях пребывания служит пусть спорным, но законным основанием отказа льготной растаможки (таможенного оформления, по-научному)..

Где же разведка? Где бой? Спросит вновь читатель.

Везде. Сначала запутанность законодательсва  Национального, таможенного. В нём незаконными, подзаконными (полежавшми в Минюсте рядом с подзаконными) актами последовательно чиновники не только отобрали большой кусок конституционных прав граждан в части владения своим имуществом, собственностью, но и ограничили этими актами свободу перемещения. Урезав международные обязательства страны в отношении своих граждан. Без миноискаптеля трудно пройти лабиринт. В правовой защите. Конечно, правовая защита ограничена, если милиционер в областное управление юстиции может и не пустить для консультации, но более важно, когда суд «стесняется» установить справедливый прецедент, согласившись, фактически с мотивом юриста таможни, что иначе каждый захочет ввезти такую машину. Да хоть ни одной, или по десять на нос, но, это – закон! Или  отказав в установлении факта, в установлении которого возник спор. И неспешностью. Как говорится, не прошло и девяти месяцев, как кончилось ничем.

И безответственность за рекомендации, давать которые обязана таможенная служба. А за них отвечать?

Неудобно сказать в какое качество превратится фактически инвестиционное, `потом заработанное вложение в виде автомашины гражданина Украины в создание своего рабочего места в Закарпатье (в Украине) после отказа таможни. И сколько недополученных налогов с неполученных доходов. После опресовывания ВТОРЧЕРМЕТом бывшего транспортного средства.

 Не говорю уж о сложности поведения в суде, первой и второй инстанции, надзорных, европейском, жалобах в прокуратуру на действия-бездействия таможни,  Без права на ошибку. Занятости юридического отдела, загрузки компьютеров Ужгорода, Чопа, киевской Гостаможслужбы. Уборщиц, бухгалтеров, охраны, программистов, энергии, телефонов - телетайпов-факсов, евроремонтов и проч.

И всё это против гражданина своей страны – сытые, обутые, одетые за налоги гражданина вооруженные, с неограниченными юридическими возможностями отделами, поддержанные по духу судом (та же власть, при пока декларативной независимости) и экономическими возможностями государства, здоровые со званиями и выслугой люди в форме, с гарантированно повышенной, конституционно равной пенсией.

Вроде как «кормящие бюджетников». Попутно раздевая. «Небюджетников». С перевыполнением плана по наполняемости. Того, чему нет дна.

Пора сказать, что в качестве первого лица выступал 25-летний сын автора. Терпеливый читатель, дочитавший до этих строк, примерь на себя опыт автора. С юридическим опытом пятилетнего на тот момент арбитражного спора с государством. Всего только в размере 100 претензий. Десятка исков к государству.  Не последний физмат в СССР. Зачет по формальной логике (алгебра высказываний) матшколы.

Личный опыт запасного специалиста из артиллерии пересечение нашей границы ассоциирует с разведкой боем. Это, когда, при боевых действиях, через свои порядки пропускают перед наступлением штрафной батальон, за ним разворачивая заградительные отряды, чтобы не задумывались долго по пути, и по выстрелам в упор засекают огневые средства противника. И потери списывают без сожалений. И так не раз. Не оспариваю. Не воевал. Хоть мемуары читаю. И тактике учили.

Но в своей стране, против своих возвращающихся граждан, такое! Возможно, новый государственный принцип испытывается последние десять лет – бей своих, чужие будут бояться. Уже боятся. Судя по инвестициям. О здравом техническом смысле в этой ситуации хотел не говорить. Не удержался как инженер. Объект спора – а/машина 1989 г. вып. была завиднее нового запорожца с заводского конвейера. Получить деньги за неё государство не вправе, только – уничтожить.

Попытался всё списать на психологию. Но как экономист и организатор по роду и опыту работы, не смог устоять. Напрашивается вывод на личную заинтересованность. Действующих лиц. Помните поговорку: - «Хочешь стать миллионером, введи запрет на посещение присутственных мест в синих джинсах по понедельникам».

Невольно у меня получился рассказ о компетентных. Должностных лицах. Но у руля принятия решений, получаются лично преданные. Или заинтересованные? В силу ограниченности газетной полосы и специфики темы автор не охватил ВСЕ интересные аспекты темы, но и история не завершена.

К слову сказать, один из документов, на основании которого писалась официальная справка о том, что официальная справка - неофициальна, удалось спустя значительное время держать в руках - верхнюю строчку листа прибытия в архиве МВД области отрезали ножницами, но вот следы написанного о цели въезда в страну остались - больше резать было невозможно в силу наличия текста на обороте. Как тут не вспомнить слова начальницы в погонах, кто за её заполнение отвечает - а кто ты такой, чтобы ввозить машину не так как все! Некоторые подумают - зависть? А сосед выслушал - говорит коррупция.

 

Владимир Салтыков                07.07.01...10.07.01  Украина     факс (03122)-29069

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz