КОМПЛЕКСЫ
Все мы живем со своими
привычками, как правило, в согласии. Иногда в состоянии вооруженного
нейтралитета, т.е. терпим. Это в случае, если наверняка знаем, что характер наш
далеко не золотой. Или, не для всех (не все окружающие так считают), или не в
отношении всех. Есть, правда, категория таких, кто свой
характер считает нормальным, зато весь остальной мир неправильным, придирчивым
без на то оснований. Но каждый из большинства к своему характеру
вынужден приспосабливаться. Иначе он будет иметь немало неприятностей.
Но, каждому хорош не будешь. Или – не всегда.
Поэтому, отчаиваться не стоит НИКОГДА. Для облегчения жизни негативные черты
характера маскируют, или нейтрализуют, или компенсируют. Словами, поступками.
Много бывает оттенков такого не золотого характера. Впрочем, ведь не всё, что
золотого цвета – золото. Или, словами народной поговорки: не все золото, что
блестит.
К примеру, бережливость имеет многие признаки
скупости. Но даже к такой, своей, не популярной у большинства других, чаще всего
неудобной черте характера, можно приспособиться, к примеру, делая неожиданные
экспромты–подарки, с виду случайные, на виду других, тщательно выбрав время и
место.
Уже из вступления автора понятно, что вариантов характеров нас окружающих людей, так и ситуаций и периодов времени, где эти характеры могут проявиться в своём многообразии, немало. Тем более, что и зрителей, со своими особенностями восприятия и своими слабостями (а у кого их нет), не меряно.
Однако, другой стороной медали, - характера, нумизматы (коллекционеры) эту сторону монеты аверсом называют, служат неприятности и (не)способность
ужиться с родными, родственниками, друзьями, сослуживцами и т.п., что отравляет жизнь. С теми, избежать общения с кем невозможно по разным причинам. Тем более, что родных мы не выбираем, родственники пополняются редко, друзей с возрастом легче потерять, чем приобрести. А потеря нормальных отношений с сослуживцами, даже если это подчиненные, а тем более – начальники, чревато…. А когда на это накладываются материальные или организационные, психологические или ситуационные трудности, то жизнь представляется в черных тонах и красках.
Еще в детстве в России, на Волге, наблюдал, как
авторитетный, на государственной службе, при большой звезде на погоне, отец
друга, считая, что сын, неумеха, не может ничего с
толком сделать, обращался к окружающим
за помощью по пустяковым вопросам, с которыми его сын, несомненно,
справился бы сам. Причем, это продолжалось и с рождением второго сына у моего
друга, когда сам отец стал уже дважды дедом. Так оно продолжалось вплоть до
разговора между сыном и отцом в состоянии, когда по болезни сам отец не был в
состоянии сделать ничего. Считаю, что неоправданно долго. И всё от однажды укоренившихся, пусть и с некоторым основанием, но неоправданно
долгим заблуждением отца друга. И по неумению сторон разделить ответственность,
нетерпению к промахам друг друга, долгому нежеланию к пересмотру отношений. И
подходящего заинтересованного опытного посредника между сторонами не оказалось.
Возможно,
это педагогическая тактика советского офицера, считал я
и исключение из правил. Однако, сравнительно недавно, с подобной гражданской
тактикой столкнулся в Закарпатье.
Несколько лет тому ко мне обратилась
землячка с просьбой, чем-нибудь занять своего младшего сына, который после
того, как провалил один из экзаменов второго курса в
украинском ВУЗе, обиделся на всех. И на родных, которые не
имеют денег на первоклассное обучение в выбранном им по вкусу иногороднем ВУЗе,
на родных, которые не могут спонсировать его поездку в соседнюю страну для
более качественного образования, на сестру и брата, которые подсмеиваются над
его постоянными неудачами, на отца, который уверяет, что сын НИЧЕГО полезного
качественно делать не умеет, и ему не помогает, на педагогов, которые его недопонимают.
Опыт, профессиональным педагогам,
вероятно, не новый, автору удался, что и заставило автора записать этот случай
на бумагу.
В качестве введения, не могу не
вспомнить позитивно-психологический опыт совместного в общей квартире с тещей
семейного проживания в Закарпатье. Не раз теща, в настойчивых попытках (при не
сопротивлении автора) установить лидерство, которое автор не оспаривал, пока
жил в примаках, ставила бытовые конструкторско-технологические задачи для
решения. Т.к. опыт и образование автора позволяли, как правило, их решить,
проблем в основном по этому поводу не возникало. Однако, именно стремление тёщи
к лидерству, порождало критику: не так, не тем, не с тем, не туда. Возможно,
что в этом что-то было. Но каждый придерживается своего умения, т.к. каждый
процесс можно повторить неодинаково. Начиная с третьего раза, получив очередную
новую задачу, автор спросил: куда именно, на какую глубину, каким молотком, за
сколько его ударов, какого цвета гвоздем, в какое время суток и как долго
забивать… То, что надо было. Сначала тёща обиделась.
Но после объяснения и ссылки на прецедентные её советы в похожих случаях, далее
укоры по технологии прекратились. Тем более, что
однажды починенный зятем-автором выключатель (не подлежащий ремонту по
техусловиям), вопреки мнению авторитетов тёщи, окончательно исключил возникшую
было проблему.
Именно вспоминание вышеописанного
случая с родной тёщей, заставило отнестись к земляку с упреждением. Вместо
указаний КАК, ставил ему подробное описание ЧТО надо
сделать, с известными вариантами решений, насколько ему хватало терпения
слушать.
Часто прерывая указанием о
понятности вначале, со временем, ученик стал слушать некоторые варианты. Так,
ненавязчиво он освоил умение разговора с руководством и бухгалтерами смежных
фирм, решение отдельных бухгалтерских операций. Научился шить чехлы при обшивке
мебели (перетяжка), укладывать кафельную плитку, штукатурить. Производить
побелку, декоративный ремонт бытовой столярки, укладку линолиума на пол,
простые сантехнические работы. За короткое время. В его возможности родные не
верили. Даже, когда автор показал сделаное их сыном (братом) в натуре.
Молодой человек поверил, что иногда
у него получается. Это очень непросто, воспользоваться таким опытом. Потому,
как работает и ошибается один, а расплачивается другой. Деликатным моментом
здесь служит та грань контроля, при которой самостоятельность сохраняется,
инициатива не сковывается, но возможность вмешаться и не допустить провала,
аварии или больших материальных потерь сохраняется у учителя-наставника.
Дальше больше.
Воспользовавшись рекламой и советом родных и наставника, герой рассказа поступил и успешно окончил ПТУ. С уклоном в
бухгалтерию. Пользуясь преимуществом возраста и опыта
неоконченных на то время двух курсов университета, приобрел серьёзный авторитет
по жизни и учебе у однокашников, сначала, решая за них контрольные задачи. И
при этом, ему уже как то не мешали то, что не курит, не пьет, наркотики не
употребляет, с девушками не очень разговорчив.
Поэтому, для него незаметно, без
особых (видимых) затруднений, с уверенностью, пусть и не сразу, поступил вновь
в университет, на желаемый факультет, где учиться стал с интересом и успешно.
Многие
проблемы отпали у него и дома, в отношениях с родственниками. Сегодня уже
гитару хочет освоить. Для общения. Думаю, освоит. Так что и девушек смущаться
перестанет вовсе. И мир, для него уже не черный, а цветной, сказал бы,
красочный стал. Кстати, и фотографией увлекся.
Салтыков Владимир
Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород