ИСТОКИ ЗНАНИЙ

 

Мы недооцениваем роль родителей в нашем образовании, преувеличивая роль школы, ВУЗов, а тем не менее….

                Поделюсь с читателями некоторыми соображениями. Однажды задал себе вопрос, в какой мере, какому именно из своих родителей и чему именно обязан в своём образовании. Отдаю себе отчет в сложности вопроса, где профессионалом не являюсь, но постараюсь точнее на него ответить.

                Отец, классный слесарь по оборудованию,  при жизни имел 7 классов и ФЗО- фабрично-заводское образование (позднее они стали ПТУ). Что не помешало  ему, рабочему, всю жизнь иметь учениками и будущих директоров. А мне, его сыну, окончившему физико-математическую школу, с легкость окончить физмат добротного советского Университета. Мать имела образования вдвое меньше, отца - на уровне начальных классов сельской школы, времен голода, в Поволжье - в российской глубинке.

                В первом классе отец объяснил основу технического рисунка (изометрия), черчение (три проекции), разрез/сечение, понятие перспективы и работы с акварелью, разметку металла. До сих пор помню свой «контрольный» рисунок и сборочный чертеж табуретки.

                Этого толчка хватило на то, чтобы не только достойно освоить и сдать курс черчения университета для себя и за друзей половины учебной группы, но и пять лет быть начальником КБ серийного завода. Этому помогли и уроки отца каллиграфии в первом полугодии 1 класса.

                Курить родители не разрешали, поэтому в первом классе классе бросил и до сих пор не курю. Про анашу тогда (в СССР) не знали, но, как сейчас уже знаю, оказывается пыльца и листья конопли, неистребимые поля которой по берегам Волги в том числе в черте города, именно ею и были. Дважды  курил вместе с листьями махорки, винограда и табака «Спорт». Курил тайком, без удовольствия. Кстати, эффект - как от жевания высушенного коровьего помета. Занятия позднее спортом – кросс, гребля  на морских ялах, лыжи, биатлон, пулевая стрельба из винтовки и пистолета - курению не способствовали.

                Мое экономическое образование началось приблизительно в третьем классе. Как передовому рабочему, отцу вручили удостоверение внештатного инспектора БХСС. Со мной за руку, он провел единственную инспекцию, как он сказал, которую помню до сих пор. Большая часть её состоялась в рабочей столовой отца в час пик – рабочий перерыв. Тихо, спокойно он прокомментировал мне то, на что смотрели вместе в ходе контрольной проверки. Напомню, что место действия – Средняя Волга, а времена – пик полного дефицита, наибольший из которого был в наших, богатых продукцией военного назначения краях, при загруженных у всех домашних холодильниках.

                Сняв гирю с малой чашки весов отец, предъявив удостоверение, указал мне на несколько делений стрелки правее нуля, назвал  вслух, сколько копеек это стоит. А затем,  поставив ту же гирю на большую чашку пружинных весов, указал, на сколько делений до номинального веса она не дотягивает  и сколько это, опять же, стоит. Тут же попросил меня посчитать, сколько «куплено» оберточной бумаги по цене тамбовского окорока, т.к. плотной бумаги на противовесе не было. И ещё дал несколько замечаний. Никогда не спрашивал его, зачем он это сделал, однако, прочитанная значительно позднее многолетняя подписка журнала «Следственная практика», мало что добавила к моему (отцовскому) образованию контролера – торгового инспектора. Или к самостоятельному раскрытию фокусов КИО. И ещё, о пересортице и качестве пару слов добавил отец. Точнее, несоответствия качества и ассортимента – прейскуранту. С тех пор я видел то, что под прилавком. Даже, если он непрозрачный. И тут же был впервые свидетелем попытки взятки натурой.

                В пятом классе отец, объяснив двумя словами особенности работы топором, вручил мне первое задание. Необходимо было обтесать в квадратный брус толстые балки из круглого бревна, длиной более двух моих ростов и весом - соответствующим. С большим топором в руке. Справившись - любой себе дом построит. С мебелью. Если он хотя бы табуретку сделал. Табуретку я сделал. И бревно обтесал. Попутно пришлось в том же пятом освоить штукатурку потолка, перестилание пола, перенос канализации, ванны, газовой плиты с техникой безопасности, о которой напомнила мать, имеющая свидетельство газового кочегара, бетонную стяжку, безопасный энерговвод – вплоть до 6 класса. Не сомневаясь,  почему–то, в моих способностях, или так задумав, но, зная, что я занимаюсь в физическом кружке электрическими опытами, отец поручил сделать всю потайную электропроводку и «сдать»  инспектору энергонадзора, правда, подсказал, как обеспечить пожарную безопасность прокладкой асбестового желоба.

                Школа с 5-го по 8 класс научила слесарить: задвижки делали даже девочки. Точить ручки для инструмента из дерева на токарном станке, фрезеровать металл, ремонтировать пылесос, устройству холодильника, включать через магнитный пускатель трехфазный  двигатель в однофазную сеть с расчетом падения его номинальной мощности.

                Несколько советов отца по растворителям привили мне любовь к химии. А пятна с одежды своей семьи и соседям до сих пор вывожу сам. Даже учителя средней школы обращались за советами по выведению из журнала и дневников ошибочно поставленных своих оценок. Курс химии до 8 класса позволил освоить технологию пиротехники. Из веществ, доступных средней школе. В распоряжении были все химикаты двух объединившихся средних школ. Попутно освоил химию в числе лучших учеников города. Кроме фейеверков, освоил химические фокусы. Физику не забывал.

                После этого, желание пойти в физико-математическую школу в класс физики не удивляло никого, кроме учителя химии. Я уже был внештатным лаборантом одного из лучших в городе учителей химии. Для своего любимого ученика, вдумайтесь! он успел «выбить» полставки лаборанта.

                Путь в университет из спецшколы был почти определен автоматически, ведь преподавали в ней профессора и ведущие доценты известного университета. Тем более, что первые два года учебы превратились в два года почти отдыха. Университетские курсы повторяли школьный курс. Теория вероятностей, несколько видов анализа, формальная логика, матфизика, основы библиографии, определили характер в дальнейшем. Правда, с внешними признаками «занудства» в запущенной стадии.

                Когда изучал фокусы в университетской библиотеке, удивился, как немного оригинальных методов обмана, придумало человечество, как оно вписывается в немногие, известные в быту алгоритмы поведения.

                Затем инженер в НИИ, СКБ. Там же  прослушал двухчасовую профессиональную  лекцию юриста предприятия по основам государства и права, в качестве ликбеза. Теперь юридическую лапшу на уши повесить трудно.

                Когда в арбитражном суде судьи или ответчик по многолетнему судебному спору – налоговая инспекция Ужгорода уверяют в чём либо, не все их логические доводы принимаю на веру. Часто приходится сверяться с выводами алгебры высказываний (из курса спецшколы) и индукции (известного с 4-ого  века до н.э.) по курсу математического анализа.

Что же главного из  воспитания умений от родителей? Они не мешали. По-видимому, отец внес несколько ключевых знаний, умений. Именно они позволяют, в совокупности с систематическим знанием школы и ВУЗа, заниматься любой отраслью знаний и умений.  Электроника, измерительная и вычислительная техника, метрология, программирование, экономика, бухгалтерия, конструирование, гражданское, хозяйственное право, торговля и пр. А школа,  университет, работа? Помогли систематизировать знания.  Дали основу, позволяющую их (знания) накапливать.

 

Салтыков Владимир Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород

 

Сайт управляется системой uCoz