Похожих историй может добрую дюжину рассказать каждый бывший студент. Однако рискну. Племя бывших студентов, которые еще не забыли про своё самое светлое время - студенческую жизнь, не перевелось, к счастью, на Украине и пополняется со временем. Немало среди них и физиков. Тем не менее, рискуя повториться, расскажу.
У физиков не забывается неувядающая в поколениях студентов и преподавателей история, когда на вопрос экзаменатора о том, как работает электрический трансформатор, студент 2..3 курса отвечает: - «У…..у!»
Этот анекдот – почти поговорку слышал и я, когда был студентом-физиком госуниверситета.
Это прелюдия, а история такова. Один из моих однокашников-физиков был человеком неординарным. Во многом, кроме физики. С любовью к физическому совершенству. В частности, к женскому. Но, главная речь - о физике.
Имел он исключительную память, позволяющую дословно запомнить полный курс лекций по любому предмету, непонятного научного текста. Причем, запоминал быстро, по записям первого сдавшего необходимый ему зачет–экзамен. Особенность его памяти такова, что для повторения запомненного, ему нужно было указать лишь страницу, абзац, или ключевое слово. Словом, как в ассоциативной памяти ЭВМ. И вовремя остановить. Обычно останавливал педагог – экзаменатор или его молодой ассистент – аспирант, удивленный дословным выражением мыслей преподавателя. Частое незнание предмета, но возможность списать (ловкость рук), позволяло ему переходить с курса в курс.
Другой особенностью моего товарища было исключительное умение играть в азартные карточные игры, знание психологии карточных игр, позволяющая ему жить без стипендии в общежитии.
Эти два свойства помогли ему сохраниться студентом до выпускного пятого курса университета.
Казус случился на одной из последних практических работ курса университета - по синтезу нелинейных электронных схем.
Педагог, не сомневаясь еще в способностях студента, не ставя целью поймать его на конкретном незнании, попросил студента перенести с лабораторно-демонстрационного стола, на котором тот только что успешно «сделал» лабораторную работу, радиодеталь на другой стенд, где работал другой студент. Наблюдая над засуетившимся вдруг студентом, не понимая ещё истинных причин задержки в исполнении своей просьбы, педагог сосредоточил внимание на нерасторопным студенте, даже отложив его зачетку. По сути, уже приняв зачёт. Уточнил просьбу, указав положение детали относительно другой (которое ничего не уточняло нерадивому к физике студенту). Другое уточнение, третье… и до преподавателя начинает доходить, что для студента его пояснения – неизвестный китайский язык. Посмотрел недоверчиво на зачётку, сличил фото с оригиналом. И с тоской попросил выбрать ЛЮБУЮ ДЕТАЛЬ и ПРАВИЛЬНО НАЗВАТЬ ЕЁ (среди них – индуктивности, ёмкости, трансформаторы, переключатели и т.п.)
И тут ВСЁ понял! И спросил студента: «А что–нибудь из электро-радиотехники ты знаешь? Хоть про один элемент рассказать можешь? Или про свойства. И выждав …многозначительную паузу, тяжко вздохнув, попросил присесть рядом. Я уверен, сказал педагог, что, дойдя до моего теоретического курса и преддипломной практики, учась на 5 курсе, диплом ты получишь, даже, если я тебя не аттестую. Для этого, судя по твоей зачётке и учёбе уже на 5-ом курсе, у тебя находчивости достаточно. Но не прощу себе, что бывший (со временем, после скорого окончания) студент-физик моего ВУЗа может не отличить между собой радиоэлементы. Потому – слушай! И, в течение полутора часов, отложив приём работ у других студентов (вы что, не видите, я занят), он не только показывал их внешний вид, рассказывал об их работе, но, и, разломав запасные, с помощью лаборанта, показал их внутреннее устройство.
История получила продолжение при контрольной тренировке дипломной защиты. Тему мой знакомый выбрал оригинальную: взаимоотношения человека с ЭВМ. На предварительной защите диплома в течение 20 минут! (больше не дозволялось) он докладывал научному руководству профильной кафедры, используя только два технико-научных термина: «человек, ЭВМ». Провалился. Предварительно. Диплом он получил.
Проявил он себя, как читатель возможно догадался, не в физике. Сегодня он крупный шоу-организатор конкурсов красоты и модельных показов нижней женской одежды. Заметный в своей республике. Не зря его учили в университете. Вкус к красоте в работе, к физическим телам и процессам, крайнюю собранность в достижении целей (его протеже есть в числе лидеров республики по ногам, бюстам и чего-то там еще …) педагоги, как выясняется, ему привили! Не заметив. Попутно.