Я  ЧТО-ТО  НЕ  ПОНИМАЮ

                            /крик души/

 

                                                «Твои уста медовые …»

                                                              /Слова красивой  украинской песни, ставшей народной/

 

                Именно эта песня звучит в ушах рефреном, когда слышу проекты очередных реформ. Экономика Украины больна тяжело. Такое не скроешь. Идешь на базар, а там дороже. Чем вчера. Или дешевле, но меньше денег в кошельке. Такое не вылечишь заклинаниями: "СОЗДАДИМ БОЛЬШИНСТВО, ПРИМЕМ БЮДЖЕТ, РАСШИРИМ БАЗУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПУТЕМ СОКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ, УТВЕРДИМ ПРОГРАММУ ПРАВИТЕЛЬСТВА, УЛУЧШИМ  КОНСТИТУЦИЮ, ВОПЛОТИМ В ЗАКОН РЕШЕНИЯ НАРОДНОГО РЕФЕРЕНДУМА". Это бред при воспаленном, не важно по какой причине, мозге или состояние прострации правительства-власти. Такое складывается впечатление. Откройте справочник по медицине, сами убедитесь.

Глубину реформ на себе прочувствовал, начиная с 1996 г. После «плановой» проверки предпринимательской деятельности органами. Точнее органами от имени государства. До этого, интереса к экономике у меня не возникало. Это как в организме.  Если про орган не вспоминаешь, значит он здоровый и незаметный, хоть в важности никто не сомневается, но, если болит - полезешь на стену.

Именно в 1996 г. государство у меня отобрало дважды, сколько дало заработать за время "независимости". Если верить заключению арбитража, – не основываясь на законы, но законообразно. Попросту – революционно. По принципу целесообразности. Ему, государству, дескать, нужнее. И не отдает все назад. Но речь не о том.

Почему же вспомнил 1996 год? Потому,  как  государству платил в несколько раз больше, чем оно у меня отобрало, и содержал свою семью. Собственно, семья сама себя содержала, а то, что я зарабатывал - фактически инвестировал в экономику Украины. По существу. Называются такие инвестиции – оборотные деньги. Сегодня не получается ни содержать ни семью, ни государство. Ни – себя. Вынужден был побираться у государства. Называется этот процесс красиво – субсидия коммунальных платежей. Не только я. Для моих многих друзей именно 1996 г., почему-то, переломным оказался. Резко к худшему.

Если назад просить отобранное у государства – это патриотизм, или нет? А перед семьей? А у Европейского Суда требовать у Украины возврата отобранного назад, доказывая некомпетентность и предвзятость налоговых и судейских чиновников?

И много других вопросов встает. Кто виноват?  Что делать? Это из риторических вопросов. Такие вопросы приводят к революции. Мы это проходили. Революционный эффект меня не устраивает, т.к. всегда результаты революций не соответствуют объявленным целям и плодами пользуются не революционеры, а идеологи или проходимцы. Я сторонник эволюции. Поэтому вопросы задаю себе вслух и помягче. Почему?

-           Содействие государства предпринимательству ведёт к усложнению его регистрации и налоговых расчетов, стоимости регистрации, увеличения и числа и сумм налогов.

-       Налоговая система путана, непонятна, противоречива, сложна, бесполезна для главной цели – пополнения бюджета каждым  жителем страны, т.к. попутно разрушает созданное её гражданами, по итогам воздействия  противоречит объявленной в ней же цели.

-           На откупе чиновников разрешения, квоты, патенты, лицензии. А где конкурс? Они /лицензии /должны быть мимо рук. Как составление шифров. Заплатил, получи и пользуйся по анонимному конкурсу.

-           Никаких инструкций и методик от государства по налогам – только закон, понятный как молитва.

-           Простота, малая частота налоговых отчетов для малых предприятий. Статотчетность извлекается Минстатистики матметодами из налоговых отчетов. Иная информация покупается у предприятий по добровольному договору с Минстатистики.

-           Единое таможенное поле СНГ с предельно простыми таможенными процедурами.

-           Равенство наличных и безналичных расчетов в любой валюте на едином расчетном счету.

-       Любая информация, кроме декларации /по простой по форме /должна покупаться государством по желанию продавца. От выбора /случайного/ её качество не пострадает. А правильно выбрать помогут уцелевшие национальные академики. Один раз. Называется представительная выборка.

-           Налогов платить раз в один, предельно редкий период и редко изменяемыми ставками, и, потом, пусть себе делит бюджет, внебюджет, небюджет, околобюджет, начальник с замом в бюджете. Доли дележа устанавливает пусть законодатель без предпринимателя по бюджетному Кодексу, например. А пока не примут нового, известное дело, старым бюджетом можно пользоваться. Ещё лучше вообще налоги не менять. Но это слишком благое пожелание.

-           Собираемость и отчетность по налогам можно «мгновенную» обеспечить на 100%, государство это знает, – например, одной дополнительной строчкой  в каждом платежном документе, включая кассовый чек, платежное поручение, при платеже на единый расчетный счет в тот же кассовый день. А долю платежей обеспечивать в виде коэффициентов, в зависимости от продавца, товара, и, если надо, покупателя. Коэффициенты те – в коде предприятия скрыты, которые открыты банку, партнерам, контролёрам. Если ошибка, или не предъявил свидетельства, патента – они максимальны. А все налоги входят в цену.

-       Применять  бухдокументы высокой степени защиты /доверенности, путевые листы и т.п./ лишь на значительные суммы, а возможно, совсем отменить. Т.к. кроме возможного обеспечения заработка издателей и продавцов бланков они никого не защищают. А подлог, он и естьподлог, что с водяными знаками, что без.

-       Всякие перерегистрации – за счет государства, причем без участия предпринимателя. Как говорится, не выходя из дома. И в тот же день. А для проверки физического существования этих предпринимателей служб у государства достаточно и квалификация имеется!

-       Налог для большинства – раз в квартал. Отчисления в соцстрах - по желанию в обмен на реальное социальное страхование. В числе того же налога-сбора.

-       И убрать эту насмешку над психикой нашего предпринимателя. Все мы покупатели. И все платим НДС /налог на добавленную стоимость/ при покупках. Но одни больше плательщики – со свидетельством, другие – меньше. Хоть Конституция всех уравняла. Зачем эти хитрости с госрегистрацией плательщиков. Говорят, что иначе пуст бюджет, но может потому и пуст.

-       Историю налоговую поручить собирать государству /она и сейчас ведется партнерами, спецслужбами, банками/ с целью регулировать частоту и глубину проверок, причём рассчитывая ожидаемую эффективность проверки: а стоит ли её проводить, на какую глубину и какой ценой. И скидки налоговые после положительных проверок установить по примеру  личного клейма ОТК.

-       Конкурс открытый каждые два – три года объявлять на замещение вакансий ВСЕХ  налоговых чиновников, а выбор производить, например, как народных заседателей, или, по примеру учёного совета независимыми экспертами и оклады устанавливать советом тем же советом, независимым, аттестационным.

-       Ответственность контролера /инспектора ГНИ/ перед обиженным полную личную имущественную предусмотреть в случае личного иска с налоговым залогом до завершения судебного спора по ней. И его судебную защиту за счет его зарплаты. А в качестве защиты от злоупотреблений – предусмотреть предельную ответственность чиновника при иске к нему лично и право одновременного иска к государству, причём с полным погашением имущественного или нематериального иска имуществом инспектора, до тех пор, пока его не погасит держава.

-       Документирование переговоров инспектора с налогоплательщиком обязательное. Причем помнить должны как налогоплательщик, так и инспектор, что наказывается нарушение за сделанное /сказанного/ равно с несделанным /недосказанным/. По закону.

 -      Освободившихся чиновников заменить мощным компьютером. Научить их вводить и обрабатывать данные, программировать. Облагать налогом имущество примерно по ставке 5-10% рыночной стоимости в год с однозначной оценкой ВСЕХ. Налоги взымать от расходов. Скидки тем налогоплательщикам, кто дискетами информацию предоставляет. О себе. Безналичным расчетам - скидки по налогам в конце года в виде возвратов части сумм.

        Честно говоря, ответы на многие вопросы есть. Не только у меня. Да и от вопросов я незаметно для себя к ответам перешел. Но сомнения остаются. Уж больно незавидная роль наших руководителей государства в тех ответах видна.

         И новые риторические вопросы возникают. Многое могли бы предложить национальные предприниматели. Но кому их советы нужны. Не для того вся система задумана. Не для Человека. Для чиновника. Чтобы управлять. Наполнять. Карать. Не пускать. И работой обеспечить. Тех, кто управляет, проверяет, карает, охраняет, контролирует. И даже о бюджете никто не задумался всерьёз, вопреки декларациям о намерениях и целях. Нельзя от курицы одновременно и мясо и яйца получить. Или – или. Даже теоретически. Но у нас - ищут варианты. Сначала нож, потом яйца. Потом - инкубатор. Когда куриц уже нет.

                Почему бы не уравнять государственных с негосударственными пенсионерами. Льготы по выслуге и категориям вредности условий труда возможны, но в равных условиях коммерческих негосударственных и некоммерческих госпредприятий, как велит национальная Конституция.

                Лишить льгот, заменив их окладными тарифными сетками и доплатами за вредность. Перепроверить квалификацию льготников не для того, чтобы их снять, а чтобы проверить "липовых" льготников с уголовным преследованием за липу.

                Написать статью меня заставила весть о работе законодателя над национальным налоговым  Кодексом. И перед реформой пенсионной системы. Вдруг что-то учтут. Найдут ответы? Прислушаются к знающим живым предпринимателям! Думаю,  что такие ещё есть на Украине. Вопреки нынешнему законодательству. Налоговому. И ментальности законодателя и населения.

               

Салтыков Владимир Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz