КАК   В    ТРОЕ

                        /заметки на налоговую тему в связи с подготовкой налогового кодекса/

 

                         Бойся данайцев,

                         дары приносящих.

                                                               /Из классики/

 

Перестройка, блестяще и глубоко разработанная и предложенная высшему партийному руководству в СССР Юрием Андроповым, бездарно и продажно проведенная Михаилом Горбачевым, переродила общество. Большинство стали игроками. Вообще-то само по себе это не плохо. Развивает голову. Плохо, если в ущерб желудку. Как сказал классик: вся жизнь - игра. Рождаемся – от любовных игр, или по расчету /что тоже игра/. И умираем, когда колода закончилась, пора сдавать по-новой, выражаясь карточной игровой терминологией.

 А те, кто пользовался теорией игр или её элементами в работе, не всегда даже знали о названии этой теории. К слову сказать, таких немало, они этот переход и не заметили.

В незавидном же положении оказались те, кто по физическому, возрастному, ментальному, интеллектуальному или финансовому положению играть не может или не хочет. Кто не хочет  играть – герои не этого  рассказа.

Разговор о тех кто физически здоров, образован по кр. мере «в СРЕДНЕМ», кто поверил героям перестройки, трудоспособен, не ленив. Их – большинство. Не в парламенте.

Неопытный игрок, НЕ  ШУЛЕР, севший за игровой стол с шулером, совершает обычно лишь одну ошибку-берет карты в руки. Эта истина широко известна. Однако, в отличие от тех, кто даже на чужих ошибках не учится , а играть-таки садится, выбирая риск, большинство сограждан уклониться от ИГРЫ не могут. И за игру сели не добровольно. С ними играют даже против их желания.          

 Именно ассоциации с шулером  возникают при пристальном наблюдении за действиями нашего родного государства, которое бдит о нас.

Вот эти параллели.  Каждый, кто когда-либо играл в карты, знает, что невозможно переиграть, играя честно, противника, передергивающего карты, имеющего "лишний туз в рукаве", или изменяющий правила игры, во время подсчёта очков-выигрыша. При этом, правила диктует он. Причем, нечестно шулера тоже нельзя обыграть.  В случае явного проигрыша, шулер  смешивает карты и бросает игру. Одновременно начиная новую, внеэкономическую, по правилам, описанным Уголовным Кодексом. Без проигрыша. Своего.

Особенность игры гражданина с государством в том,  что шулеров и игровой стол оплачиваем мы, граждане, до игры, во время и после игры. Налогами, льготами для игроков против себя, квотами, ставками, лицензиями, субвенциями.

Сначала, как в любой  шулерской игре – привлекательные, понятные, простые правила, возможность солидного выигрыша и т.п. Так и в нашем случае. Правила, установленные государством разрешили каждому зарабатывать деньги, зарегистрировавшись у государства в качестве предпринимателя. Лицензии ограничили это право для наиболее сложных, опасных или массовых областей предпринимательства, потом – наиболее прибыльных. Акцизы увеличили налоги и сборы для наиболее прибыльных областей бизнеса.

А потом началось!

Простая система налогов с 1996 г. начала плавно перерождаться незаметными поправками в такое, от чего дрожат профессиональные бухгалтера. Под флагом вхождения в Европейскую и мировую экономику и финансы. Для "собираемости" налогов. Но при прежней средне-африканской зарплате. И ментальности. Особенно, ментальности тех, кто налоги назначает, обсчитывает, собирает, проверяет, учитывает, распределяет в виде благ.

Число налогов растет. Их десятки. На одного!  Они сложнее рассчитываются … . А произвол тех кто контролирует не поддается описанию. Он бескраен!!! Размеры штрафов за их нарушения превышают миллиарды национальных денежных знаков, закладываются в бюджет и перевыполняются чиновниками.

Налоги вводят вопреки объявленной системе:

-          Задним  числом, были случаи увеличения ставок подоходного налога задним числом годовой давности. Был введен  значительный налог на оборот нефтепродуктов задним числом. Государство позволило ряду предпринимателей отдохнуть в кельях , отнюдь не монашеских. И не по своей воле. Пока  суд разбирался с законностью/незаконностью этого сбора.

-          Часто. И много. Количество изменений в законе о налоге на добавленную стоимость (пресловутый НДС) неприлично подсчитать и вслух объявить, их около полутысячи. А уследить! Или рассчитать прогноз своей прибыли  (убытка). Да и не только НДС изменяется.

-          Введение налогов и ставок к ним законом о бюджете вопреки бюджетному Кодексу. У нас были случаи, когда бюджет корректировался  спустя  2 года после завершения! Финансового года! Вдумайтесь!

-          Указы надо выполнять всем госслужащим!  Это ясно. Они за то зарплату получают, что верны президенту и правительству. Но не налогоплательщикам, если Указы противоречат Закону. Таков  Закон!!! И тут целина недособранных колосков - поле деятельности органов, служб и их представителей. Одних бить за то, что раньше, других за то, что позже. Одного и того же закона. По тому же месту. Больно.

-          Авторы законодательных актов ни за что не отвечают при полной гражданской и уголовной ответственности исполнителей  Законов! Тех, кто проверяет исполнение законов гражданами.

-          Ответственность налогоплательщиков ВЕЧНА, ДАЖЕ ПОСЛЕ ИНКАРНАЦИИ/ в другой жизни/. Юридически, с их наследников можно взыскать недоплаченное. По мнению инспектора. Налогового. А государство отвечает по своим долгам – чаще всего год. В кр. случае – три. Тут железно: или погонщик умрет, или ишак сдохнет, – совсем по Ходжи-на-Среддину.

-          Двусмысленности в законодательных актах и противоречия по терминологии или дате вступления в силу - на каждом шагу. По тексту – с даты подписания нормативного акта. А в действительности действует после определенного срока от утверждения Закона, регистрации Минюста и после задердки от  последующей публикации в определенных изданиях. Да еще попытки наложить ВЕТО ветвей органов власти!  Да оспаривание в судах: арбитражный, Верховный, , аппеляционный, кассационный, конституционный, судебные прецеденты… .

-          Противоречия в равных по юридической силы законах или даже в Конституции.

-          Поправки и толкования законов подзаконными или незаконными актами, или актами ненормативного характера, или « методическими» документами.

-          Путаная  система поправок и кроссылок /взаимных ссылок/ между Законами. «Корявое», с претензией на академичность изложение. Когда из текста поправки не поймешь, как её выполнять.

-          Лёгкое надувательство, когда название закона и поправки к нему не соответствуют существу  Закона. Так, текст закона «О промысле» говорит о налогах на разовые сделки, и ничего о промысле. А попробуй, ошибись в поиске или применении законодательной нормы!

-          Не соответствие деклараций законодателя о намерениях принятым законам. Иногда они противоположны! Так, вопреки намерениям сделать соцстрах для предпринимателей лишь по их желанию, его ставки за историю украинских налогов и сборов ОБЯЗАТЕЛЬНЫ и растут. Или другой пример. Цель Указа президента об ускоренной амортизации –  обновление устаревшего оборудования  и привлечения инвесторов в сложные производства. Но ПОСЛЕ  ДВУХ  СОГЛАСОВАНИЙ  РАЗНЫХ МИНИСТЕРСТВ!!! Но это же запрет. Фактический. Попробуйте согласовать!!! У нас.  Без крыши! Вкладывая инвестиции не во взятку. Так разрешают, запретя! 

-          Фальсификация. Слегка. Когда новые сборы вводятся неприметной поправкой к Закону. Инструкции, при внешней благочинности изменяют текст закона в сторону сужения прав гражданина. Но это же не Конституционно! А если повторять текст закона, то зачем инструкция? Пусть будут примеры методические. Применяй на свою ответственность, или не применяй. Любая двусмысленность обязана толковаться ТОЛЬКО в пользу предпринимателя в силу римской и конституционной презумпции невиновности. А пока такое понимание закона вызовет лишь улыбку у предпринимателей и судей.

-          А чего стоят предписания в отношении других государств, не понимающих наш национальный юмор. А нам выполнять! Потом, в ответ на наши законы, удивляемся, почему у нас сахар дороже, чем наш, но в России. Мне приходилось читать инструкцию областной налоговой администрации Закарпатской области, в которой её ведущий экономист предписывал российским продавцам форму товарного чека, как основание законности покупки.

-          Подтасовки. Когда принятый законодательный акт даёт права, а другое ведомство тут же их забирает, изменив термин. Или добавляет но налог. Например, Минстат решает, считать ли совместными предприятиями не те, где  иностранный капитал в доле, а со смешанными формами собственности. Например, как быть, если физическое лицо создало предприятие со мной, «любимым», но юридическим лицом. Это - совместное?! А если ещё жена среди учредителей, то уж точно совместное, т.к. не только малое, коллективное, но еще и семейное. Даже без инвестиций. Без иностранцев. И каждый раз регистрация. Перерегистрация. Кодирование. Учет. Печати. Учет в милиции. Справки. Выписки. «Дела» в банке, пенсионном фонде. Нотариусы…. Все при деле! Но где же бизнес, производство, инвестиции?

-          Ликвидированный фонд занятости считать фондом страхования …от   безработицы одноименных сотрудников. И т.д. и т.п. А ведь фондов соцстрахования достаточно.

             Почему налог не один? И делите его сами!!! Пусть делит компьютер. После утверждения бюджета. Пока не утвержден - делите по прошлогодней программе. Без премии и зарплате законодателям. Пока не примут новый бюджет. Налог – при каждой сделке. В тот же день. Через банк, автоматически, по формуле и коду предпринимателя /включая юридических лиц/.

-          А контроль – по тратам. И расчеты – только через банк. Перерасчет –  в апреле-мае следующего года. Налогового. Тогда же возвращать льготы. К примеру. И всё! Схематично. "Собираемость" – в день платежей. Освобожденные сотрудники и те, кто их контролирует, строят качественные дороги! И мы – в Европе. По скорости бизнеса и безопасности передвижения по нашим дорогам. В Европу. К примеру.

            О применении всего выше написанного можно писать тома. Собственно, они уже написаны. Просмотрите переписку Высшего Арбитражного Суда. Переговорите с аудиторами! Налоговый  беспредел расцветает и процветает. Приведу лишь известный мне случай. По одному акту проверки. Своей предпринимательской деятельности - № 04-4/286. На 8 листах. Без учета приложений. Переписка с судом превышает полторы сотни наименований документов. Первые 10  у.е. по искам возвратил более, чем через четыре года спора !!! Первую пятую часть взысканных налоговой инспекцией штрафов и доначисленных вне закона налогов – спустя 5 лет. От начала проверки.  При таких темпах остальное возвратит государство в ином тысячелетии, если ментальность изменится к большей лояльности государства к граданам.

           .Вот эти перлы госчиновника, автора акта /часть – его собратьев по перу/:

-      применение законов задним числом , с ужесточением ответственности проверяемого;

-          применение законов более низкой юридической силы, чем пользовался субъект проверки;

-          применение законов, не относящихся к субъекту или эпизоду проверки;

-          применение двух противоречащих документов, свежего и действующего на период проверки одновременно по одному эпизоду;

-          применение незарегистрированного Минюстом документа;

-          применение не действительного документа, например отмененного или методического в качестве нормативного;

-          наказание при отсутствии  закона по эпизоду налоговой проверки;

-          двойное наказание по одному эпизоду;

-          не применение смягчающих ответственность проверяемого на момент принятия санкций, законов;

-          отнесение собственной нераспорядительности налоговой службы на счет проверяемого субъекта;

-          игнорирование порядка работы с документов, что позволяет сделать из объекта проверки любого биологического объекта;

-          игнорирование аудиторских заключений лицензированных государством аудиторских фирм без приведения иных доводов по существу (заключения сделаны за счет проверяемого, значит  корыстны!!!);

-          заплатил деньги по решению о финсанкций/, а как не заплатить, если действовала принудительная картотека К-2 в банке/, – значит  виновен /помните Крыленко?/;

-          не применение законодательных актов, которые должны быть применены;

применение личных требований к  национальным документам иного государства без согласования с ним, с национальным законом, вопреки здравому смыслу и принятым нормам бухучета;

-          применение неопубликованных нормативных актов в отношении  объекта проверки;

-          выбор фраз из подзаконных актов вне связи с существом дела со ссылкой на смежные службы.

       Сознательно не привожу доказательства. Иначе те же тома получатся. Лишь вольно перефразирую текст  протеста Верховного суда Украины на одно из  промежуточных судебных решений: «аргументы истца заслуживают внимания». Любому исследователю–историку-библиографу налоговой службы или предпринимателям гарантирую доверенность на изучение первичных документов в судебных инстанциях: в горсуде Ужгорода и арбитражном суде Закарпатской области, львовском аппеляционном хозсуде, Высшем хозсуде и Верховном суде Украины.

Переписку без редактирования можно использовать как задачник по налоговым «наездам» или ошибкам при воспитании лучших сотрудников государственной налоговой инспекции (ГНИ) и коммерсантов в любом ВУЗе, техникуме по бухучету, аудиту, контролю!!! В этом есть и позитивное. Чувствую себя соавтором коллективного научного труда совместно с авторами  налоговой проверки. В акте и мой автограф имеется, правда в разделе несогласий.

                Родина должна знать своих героев, кто, наступив на горло собственной песне, собирает налоги в бюджет. Творит за гранью. Дозволенного. Законом. Или незаписанного в Законе. Но по инструкции.  Или по приказу, «творчески»?

Назову  первого  из них. Рядового офицера налоговой инспекции города Ужгорода /на момент проверки/, теперь уже не рядового  - Сарай Юрий Юрьевич.

Меня учили играм. Правилам их составления! Созданию новых игр. Поведения в игре. Сначала в математической школе. Потом в добротном госуниверситете. Как радиоинженер, накапливал опыт по их применению. Умение аттестовано государством: в виде нагрудного знака за внедрение СВОИХ изобретений в СССР.

Даже мне трудно… . Отбиваться, защититься, выжить. Как многим. Когда на жизнь зарабатывать? Но не о том речь. Не это заставило написать статью. Каково тем, кто не может отбиваться! Кто не знает национального путанного законодательства, не может его освоить. Кто без университета!!! Или  не математик. У кого деньги,  даже на взятку, отобрали. Или кто ещё не заработал. Или молод. Или пенсионер. Или ещё в чем–то ограничен. Но хочет! Пока что. Но это же ……Когда народу все меньше….. Выговорить страшно. И это при отличной Конституции страны налогообложения. Раздел ПРАВ. Человека. Но ведь можно имя указать: кому. А в эфире: сократим, расширив. Куда уж больше! Лопнем, как известное резинотехническое изделие № 2.

             Богатые должны быть. Не каждый им может быть. Не каждому это нужно. Они могут быть только за счет небогатых. Это ясно из законов сохранения количества. Денег, в том числе. Но почему богатые – исключение, а нищие - правило. Где тормоза у власти? И почему всё это умножается с помощью тех чиновников, кого нанял народ  для создания и соблюдения честных правил игры. Получаются, что играют они за наши деньги для себя. Чем не шулера?

 

Владимир  Салтыков                       07.02.01...08.03.07   факс +38-(03122)-29069  Ужгород

 

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz