/заметки на
налоговую тему в связи с подготовкой налогового кодекса/
Бойся данайцев,
дары приносящих.
/Из классики/
Перестройка, блестяще и глубоко разработанная и предложенная высшему
партийному руководству в СССР Юрием Андроповым, бездарно и продажно проведенная
Михаилом Горбачевым, переродила общество. Большинство стали игроками. Вообще-то
само по себе это не плохо. Развивает голову. Плохо, если в ущерб желудку. Как
сказал классик: вся жизнь - игра. Рождаемся – от любовных игр, или по расчету
/что тоже игра/. И умираем, когда колода закончилась, пора сдавать по-новой, выражаясь карточной игровой терминологией.
А те, кто пользовался теорией
игр или её элементами в работе, не всегда даже знали о названии этой теории. К
слову сказать, таких немало, они этот переход и не заметили.
В незавидном же положении оказались те, кто по физическому,
возрастному, ментальному, интеллектуальному или финансовому положению играть не
может или не хочет. Кто не хочет играть
– герои не этого рассказа.
Разговор о тех кто
физически здоров, образован по кр. мере «в СРЕДНЕМ»,
кто поверил героям перестройки, трудоспособен, не
ленив. Их – большинство. Не в парламенте.
Неопытный игрок,
НЕ ШУЛЕР, севший за игровой стол с
шулером, совершает обычно лишь одну ошибку-берет карты в руки. Эта истина
широко известна. Однако, в отличие от тех, кто даже на чужих ошибках не учится
, а играть-таки садится, выбирая риск, большинство сограждан уклониться от ИГРЫ
не могут. И за игру сели не добровольно. С ними играют даже против их желания.
Именно ассоциации с шулером возникают при пристальном наблюдении за
действиями нашего родного государства, которое бдит о нас.
Вот эти
параллели. Каждый, кто когда-либо играл
в карты, знает, что невозможно переиграть, играя честно, противника,
передергивающего карты, имеющего "лишний туз в рукаве", или
изменяющий правила игры, во время подсчёта очков-выигрыша.
При этом, правила диктует он. Причем, нечестно шулера тоже нельзя
обыграть. В случае явного проигрыша,
шулер смешивает карты и бросает игру.
Одновременно начиная новую, внеэкономическую, по правилам, описанным Уголовным
Кодексом. Без проигрыша. Своего.
Особенность игры
гражданина с государством в том, что
шулеров и игровой стол оплачиваем мы, граждане, до игры, во время и после игры.
Налогами, льготами для игроков против себя, квотами, ставками, лицензиями,
субвенциями.
Сначала, как в любой шулерской
игре – привлекательные, понятные, простые правила, возможность солидного
выигрыша и т.п. Так и в нашем случае. Правила, установленные государством
разрешили каждому зарабатывать деньги, зарегистрировавшись у государства в
качестве предпринимателя. Лицензии ограничили это право для наиболее сложных,
опасных или массовых областей предпринимательства, потом – наиболее прибыльных.
Акцизы увеличили налоги и сборы для наиболее прибыльных областей бизнеса.
А потом началось!
Простая система
налогов с 1996 г. начала плавно перерождаться незаметными поправками в такое,
от чего дрожат профессиональные бухгалтера. Под флагом вхождения в Европейскую
и мировую экономику и финансы. Для "собираемости"
налогов. Но при прежней средне-африканской зарплате.
И ментальности. Особенно, ментальности тех, кто налоги назначает, обсчитывает,
собирает, проверяет, учитывает, распределяет в виде благ.
Число налогов
растет. Их десятки. На одного! Они
сложнее рассчитываются … . А произвол тех кто контролирует не поддается
описанию. Он бескраен!!! Размеры штрафов за их нарушения превышают миллиарды
национальных денежных знаков, закладываются в бюджет и перевыполняются
чиновниками.
Налоги вводят вопреки объявленной системе:
- Задним числом, были случаи увеличения ставок подоходного налога задним числом годовой давности. Был введен значительный налог на оборот нефтепродуктов задним числом. Государство позволило ряду предпринимателей отдохнуть в кельях , отнюдь не монашеских. И не по своей воле. Пока суд разбирался с законностью/незаконностью этого сбора.
- Часто. И много. Количество изменений в законе о налоге на добавленную стоимость (пресловутый НДС) неприлично подсчитать и вслух объявить, их около полутысячи. А уследить! Или рассчитать прогноз своей прибыли (убытка). Да и не только НДС изменяется.
- Введение налогов и ставок к ним законом о бюджете вопреки бюджетному Кодексу. У нас были случаи, когда бюджет корректировался спустя 2 года после завершения! Финансового года! Вдумайтесь!
- Указы надо выполнять всем госслужащим! Это ясно. Они за то зарплату получают, что верны президенту и правительству. Но не налогоплательщикам, если Указы противоречат Закону. Таков Закон!!! И тут целина недособранных колосков - поле деятельности органов, служб и их представителей. Одних бить за то, что раньше, других за то, что позже. Одного и того же закона. По тому же месту. Больно.
- Авторы законодательных актов ни за что не отвечают при полной гражданской и уголовной ответственности исполнителей Законов! Тех, кто проверяет исполнение законов гражданами.
- Ответственность налогоплательщиков ВЕЧНА, ДАЖЕ ПОСЛЕ ИНКАРНАЦИИ/ в другой жизни/. Юридически, с их наследников можно взыскать недоплаченное. По мнению инспектора. Налогового. А государство отвечает по своим долгам – чаще всего год. В кр. случае – три. Тут железно: или погонщик умрет, или ишак сдохнет, – совсем по Ходжи-на-Среддину.
- Двусмысленности в законодательных актах и противоречия по терминологии или дате вступления в силу - на каждом шагу. По тексту – с даты подписания нормативного акта. А в действительности действует после определенного срока от утверждения Закона, регистрации Минюста и после задердки от последующей публикации в определенных изданиях. Да еще попытки наложить ВЕТО ветвей органов власти! Да оспаривание в судах: арбитражный, Верховный, , аппеляционный, кассационный, конституционный, судебные прецеденты… .
- Противоречия в равных по юридической силы законах или даже в Конституции.
- Поправки и толкования законов подзаконными или незаконными актами, или актами ненормативного характера, или « методическими» документами.
- Путаная система поправок и кроссылок /взаимных ссылок/ между Законами. «Корявое», с претензией на академичность изложение. Когда из текста поправки не поймешь, как её выполнять.
- Лёгкое надувательство, когда название закона и поправки к нему не соответствуют существу Закона. Так, текст закона «О промысле» говорит о налогах на разовые сделки, и ничего о промысле. А попробуй, ошибись в поиске или применении законодательной нормы!
-
Не соответствие деклараций законодателя о намерениях
принятым законам. Иногда они противоположны! Так, вопреки намерениям сделать
соцстрах для предпринимателей лишь по их желанию, его ставки за историю
украинских налогов и сборов ОБЯЗАТЕЛЬНЫ и растут. Или другой пример. Цель Указа
президента об ускоренной амортизации – обновление
устаревшего оборудования и привлечения
инвесторов в сложные производства. Но ПОСЛЕ
ДВУХ СОГЛАСОВАНИЙ РАЗНЫХ МИНИСТЕРСТВ!!! Но это же запрет.
Фактический. Попробуйте согласовать!!! У нас.
Без крыши! Вкладывая инвестиции не во взятку. Так разрешают, запретя!
- Фальсификация. Слегка. Когда новые сборы вводятся неприметной поправкой к Закону. Инструкции, при внешней благочинности изменяют текст закона в сторону сужения прав гражданина. Но это же не Конституционно! А если повторять текст закона, то зачем инструкция? Пусть будут примеры методические. Применяй на свою ответственность, или не применяй. Любая двусмысленность обязана толковаться ТОЛЬКО в пользу предпринимателя в силу римской и конституционной презумпции невиновности. А пока такое понимание закона вызовет лишь улыбку у предпринимателей и судей.
- А чего стоят предписания в отношении других государств, не понимающих наш национальный юмор. А нам выполнять! Потом, в ответ на наши законы, удивляемся, почему у нас сахар дороже, чем наш, но в России. Мне приходилось читать инструкцию областной налоговой администрации Закарпатской области, в которой её ведущий экономист предписывал российским продавцам форму товарного чека, как основание законности покупки.
- Подтасовки. Когда принятый законодательный акт даёт права, а другое ведомство тут же их забирает, изменив термин. Или добавляет но налог. Например, Минстат решает, считать ли совместными предприятиями не те, где иностранный капитал в доле, а со смешанными формами собственности. Например, как быть, если физическое лицо создало предприятие со мной, «любимым», но юридическим лицом. Это - совместное?! А если ещё жена среди учредителей, то уж точно совместное, т.к. не только малое, коллективное, но еще и семейное. Даже без инвестиций. Без иностранцев. И каждый раз регистрация. Перерегистрация. Кодирование. Учет. Печати. Учет в милиции. Справки. Выписки. «Дела» в банке, пенсионном фонде. Нотариусы…. Все при деле! Но где же бизнес, производство, инвестиции?
- Ликвидированный фонд занятости считать фондом страхования …от безработицы одноименных сотрудников. И т.д. и т.п. А ведь фондов соцстрахования достаточно.
Почему налог не один? И делите его сами!!! Пусть делит компьютер. После утверждения бюджета. Пока не утвержден - делите по прошлогодней программе. Без премии и зарплате законодателям. Пока не примут новый бюджет. Налог – при каждой сделке. В тот же день. Через банк, автоматически, по формуле и коду предпринимателя /включая юридических лиц/.
- А контроль – по тратам. И расчеты – только через банк. Перерасчет – в апреле-мае следующего года. Налогового. Тогда же возвращать льготы. К примеру. И всё! Схематично. "Собираемость" – в день платежей. Освобожденные сотрудники и те, кто их контролирует, строят качественные дороги! И мы – в Европе. По скорости бизнеса и безопасности передвижения по нашим дорогам. В Европу. К примеру.
О применении всего выше написанного можно писать тома. Собственно, они уже написаны. Просмотрите переписку Высшего Арбитражного Суда. Переговорите с аудиторами! Налоговый беспредел расцветает и процветает. Приведу лишь известный мне случай. По одному акту проверки. Своей предпринимательской деятельности - № 04-4/286. На 8 листах. Без учета приложений. Переписка с судом превышает полторы сотни наименований документов. Первые 10 у.е. по искам возвратил более, чем через четыре года спора !!! Первую пятую часть взысканных налоговой инспекцией штрафов и доначисленных вне закона налогов – спустя 5 лет. От начала проверки. При таких темпах остальное возвратит государство в ином тысячелетии, если ментальность изменится к большей лояльности государства к граданам.
.Вот эти перлы госчиновника, автора акта /часть – его собратьев по перу/:
- применение законов задним числом , с ужесточением ответственности проверяемого;
- применение законов более низкой юридической силы, чем пользовался субъект проверки;
- применение законов, не относящихся к субъекту или эпизоду проверки;
- применение двух противоречащих документов, свежего и действующего на период проверки одновременно по одному эпизоду;
- применение незарегистрированного Минюстом документа;
- применение не действительного документа, например отмененного или методического в качестве нормативного;
- наказание при отсутствии закона по эпизоду налоговой проверки;
- двойное наказание по одному эпизоду;
- не применение смягчающих ответственность проверяемого на момент принятия санкций, законов;
- отнесение собственной нераспорядительности налоговой службы на счет проверяемого субъекта;
- игнорирование порядка работы с документов, что позволяет сделать из объекта проверки любого биологического объекта;
- игнорирование аудиторских заключений лицензированных государством аудиторских фирм без приведения иных доводов по существу (заключения сделаны за счет проверяемого, значит корыстны!!!);
- заплатил деньги по решению о финсанкций/, а как не заплатить, если действовала принудительная картотека К-2 в банке/, – значит виновен /помните Крыленко?/;
- не применение законодательных актов, которые должны быть применены;
применение личных требований к национальным документам иного государства без согласования с ним, с национальным законом, вопреки здравому смыслу и принятым нормам бухучета;
- применение неопубликованных нормативных актов в отношении объекта проверки;
- выбор фраз из подзаконных актов вне связи с существом дела со ссылкой на смежные службы.
Сознательно не привожу доказательства. Иначе те же тома получатся. Лишь вольно перефразирую текст протеста Верховного суда Украины на одно из промежуточных судебных решений: «аргументы истца заслуживают внимания». Любому исследователю–историку-библиографу налоговой службы или предпринимателям гарантирую доверенность на изучение первичных документов в судебных инстанциях: в горсуде Ужгорода и арбитражном суде Закарпатской области, львовском аппеляционном хозсуде, Высшем хозсуде и Верховном суде Украины.
Переписку без редактирования можно использовать как задачник по налоговым «наездам» или ошибкам при воспитании лучших сотрудников государственной налоговой инспекции (ГНИ) и коммерсантов в любом ВУЗе, техникуме по бухучету, аудиту, контролю!!! В этом есть и позитивное. Чувствую себя соавтором коллективного научного труда совместно с авторами налоговой проверки. В акте и мой автограф имеется, правда в разделе несогласий.
Родина должна знать своих героев, кто, наступив на горло собственной песне, собирает налоги в бюджет. Творит за гранью. Дозволенного. Законом. Или незаписанного в Законе. Но по инструкции. Или по приказу, «творчески»?
Назову первого из них. Рядового офицера налоговой инспекции города Ужгорода /на момент проверки/, теперь уже не рядового - Сарай Юрий Юрьевич.
Меня учили играм. Правилам их составления! Созданию новых игр. Поведения в игре. Сначала в математической школе. Потом в добротном госуниверситете. Как радиоинженер, накапливал опыт по их применению. Умение аттестовано государством: в виде нагрудного знака за внедрение СВОИХ изобретений в СССР.
Даже мне трудно… . Отбиваться, защититься, выжить. Как многим. Когда на жизнь зарабатывать? Но не о том речь. Не это заставило написать статью. Каково тем, кто не может отбиваться! Кто не знает национального путанного законодательства, не может его освоить. Кто без университета!!! Или не математик. У кого деньги, даже на взятку, отобрали. Или кто ещё не заработал. Или молод. Или пенсионер. Или ещё в чем–то ограничен. Но хочет! Пока что. Но это же ……Когда народу все меньше….. Выговорить страшно. И это при отличной Конституции страны налогообложения. Раздел ПРАВ. Человека. Но ведь можно имя указать: кому. А в эфире: сократим, расширив. Куда уж больше! Лопнем, как известное резинотехническое изделие № 2.
Богатые должны быть. Не каждый им
может быть. Не каждому это нужно. Они могут быть только за счет небогатых. Это
ясно из законов сохранения количества. Денег, в том числе. Но почему богатые –
исключение, а нищие - правило. Где тормоза у власти? И почему всё это
умножается с помощью тех чиновников, кого нанял народ для создания и соблюдения честных правил
игры. Получаются, что играют они за наши деньги для себя. Чем не шулера?
Владимир Салтыков 07.02.01...08.03.07 факс +38-(03122)-29069 Ужгород