Границы на замке

/ краткая трагикомедия, или фарс, или пособие в загранпоездке/

«Реальней сновидений..»

/Из песни Владимира Высоцкого/

 

Границы нужны, как и заборы. Они сохраняют и умножают. Менталитет, контингент, обеспечиваю зарплату, выслугу и пенсию. Некоторых, некоторым. Многих и многим. Расскажу историю, в которую попал автор летом 1996.

Родился и полжизни прожил автор на средней Волге в крупном научно – техническом и культурном центре Среднего Поволжья, ранее закрытом для иностранцев.

По техническим вопросам «организовал» себе командировку на Родину, к родственникам. Как говорится, приятное с полезным.

Перед рассказом сделаю отступление. Так сложилось, что у меня оказалось много землячек в Закарпатье. Подчеркиваю, землячек. И мне неудобно и жена ревнует слегка. Разгадка, почему мало земляков, проста. Особо меня поймут военнослужащие: рядом с родным городом ракетное училище готовило офицеров ракетных зенитных систем ПВО. Для земляков моих оно не очень привлекательно на фоне сотни ВУЗов и техникумов в городе, но для землячек выпускники училища – привлекательны. зх

Так в Закарпатье, боевом крайне западном форпосту социализма СССР у меня неожиданно оказалось семь дивизионов привлекательных (какому офицеру нужны не привлекательные!) землячек. В эпоху развитого социализма. Именно это послужило причиной, что мне доверили на правах и с обязанностями временно назначенного отца дочку одной землячки (тоже землячку) доставить в целости на Волгу на летние каникулы, а потом без проблем вернуть обратно.

Получив клятву послушания в дороге названной «дочки», поехал, подготовившись.

Украинскую границу пересекли, не заметив. Два милиционера навеселе её «отметили» символически, пройдя вдоль состава, порывшись в глубине самых больших сумок пассажиров.

Интерес начался в Валуйках. Есть такая граничная российская станция. Ну очень молодой российский пограничник внимательно проверил моей спутницы и мои документы, с которыми неделю назад без замечаний пересекал границы Венгрии, а два месяца назад – России. Я предъявил свой молоткасто-серпастый для загранпоездок паспорт с надпечаткой ГРОМАДЯНИН УКРАЇНИ со сроком действия ещё несколько лет с правом выезда в любую страну мира. Внимание пограничника привлек лишь мой документ. Забрав паспорт, ушел советоваться со старшим – офицером погрангруппы. Тоже молодой, но – лейтенант, в моё000,й м присутствии паспорт изучил досконально, разве что на зуб не пробовал. Но нюхал, уж точно.

Я заволновался, не столько за себя, сколько за возможные разбитые иллюзии летнего отдыха на Волге своей «дочки». Чувство волнения, которое испытывает любой при виде человека в форме, подходящего к гражданину с просьбой предъявить… заставляло предполагать худшее. На меня давило ещё и то, что «дочку», кстати, пора назвать ее своим именем, Машу, я вёз, по безденежью земляков–закарпатцев, в счет своих командировочных, которую должны были встретить её принимающие родственники при «получении ценного груза». Вы понимаете экономическую щекотливость ситуации?

Устремив на меня взгляд, и, видимо, приняв для себя какое то решение, российский офицер-пограничник, твердо глядя в глаза, спросил, нет ли ещё каких документов при мне. Такой вопрос меня не обескуражил и тут же из–под обложки паспорта я вытянул и вручил ему командировочное удостоверение.

Его явно слегка смутило украинское печатное слово «відрядження», но, подготовленный морально, я сумел его находчиво убедить, что именно слово «командировочное» делает его незаконным, т.к. нарушает инструкцию украинского Минфина по применению государственного языка в бухгалтерских документах. С другой стороны, он рискует нарушить межправительственное соглашение, которое «не требует консульской легализации и взаимных переводов на государственные языки в РФ и Украине деловых и юридических документов». Вновь изучив документ, пограничник задумался, но превозмог себя и попросил ему предъявить другой документ, с фото. Я вручил ему документ – пропуск с печатью в банк меня, родного, с родным и идентичным мне лицом, как предпринимателя.

Вновь изучение, и вновь: – "А нет ли еще документа, удостоверявшего личность". Даю другой пропуск в другой банк, ламинированный, с печатями, в качестве сотрудника предприятия. И этого мало. Звучит гипнотизирующая, лишающая способность сопротивляться фраза: - пройдемте. Но у меня – Маша, несовершеннолетняя, без денег и билетов. А до отхода поезда …..минуты.

- «Не волнуйтесь».

И в сопровождении погрангруппы в шортах известной торговой марки … Без Маши! Во главе группы - лейтенант с пачкой моих документов. Проходим мимо группы задержанных для личного досмотра «контрабандистов». Таможенники, с насмешкой: – "Ещё одного «нашего» привели?"

Десять долгих минут, пока начальник погранпоста изучает молча всю мою пачку. И вновь, сакраментальное: - «У Вас ещё есть какой-нибудь документ для подтверждения личности, с фото?» Из глубины набедренного кармана предъявляю права на вождение автомашины. Тщательное изучение молча. Мой вопрос, о том, что случилось – игнорируют. Меж собою – взаимопонимающее молчание с обменом многозначительными взглядами, ничего мне не говорящих. Наконец, - а нет ли еще?.

Предъявляю сразу последних два козыря – служебный пропуск директора на предприятие и общегражданский национальный паспорт нового образца.

Беглый осмотр – и возврат всей кучи без пояснений. До отхода поезда – три минуты, бежать далеко – в хвост состава, но не удерживаюсь от вопроса: - "ПОЧЕМУ? Что - не так?"

Нет ответа. Потом: - « У Вас все в порядке». – «Объясните, что сомнительно, ведь не каждый и не каждый день с такой кучей документов ездит!»

Явно преодолевая инструкции и традицию задавать, а не отвечать на вопросы, сквозь зубы, тихо - пояснение: – «Через полгода на территории России Ваши паспорта не действительны». – «А в других странах?» «Действительны». – «Но почему мы, украинцы, об этом не знаем, почему не действуют, почему такие проблемы пассажирам-гражданам за полгода вперед?»

- «Не знаете Вы, потому что Ваш (Украины) МИД и МВД недорабатывают, их об этом за полгода заранее Россия известила. За полгода вперед мы проверяем документы, чтобы у Вас через полгода серьёзных проблем не возникло. А не действительны документы станут, через полгода потому, что по Конституции РФ каждый владелец такого паспорта мотлоткасто-серпастого стал гражданином России».

Остальные объяснения я слушал на бегу по пути в родной украинский вагон. Присматриваясь, не выпала ли из тронувшегося состава назначенная дочь Маша.

А если б документов было чуть меньше… .

По сей день не знаю, что лучше для легального пассажира - родная пьяная милиция или суровый паспортный контроль россиян.

Возвращались мы уже без неприятных вопросов.

 

Владимир Салтыков. 08.02.01…06.06.01 Ужгород

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz