Кодекс
бюрократа
Перед применением
изучи
Конституцию
/Эпиграф/
1. Народная
мудрость гласит: «Начальник всегда прав, когда не прав - читай пункт первый».
2. Чти начальника,
если не можешь, – делай вид.
3. Не решай сразу, если можно подождать. Это повысит
твой деловой рейтинг.
4. Отправь просителя за справкой, подтверждающей его
просьбу, в следующей раз – за другой. Или за той же,
но с другим штампом или цветом печати. Если принесет – за любой другой.
Как говорят на Востоке: «Или ишак умрет или погонщик».
5. Отфутболь к коллеге,
час приема которого не совпадают с твоим, или очередь к которому больше, чем к
тебе. Можно предложить посетителю предварительно записаться на твой
прием. Когда у тебя – выходной.
6. Если справка не зарегистрирована, отправь за
регистрацией, сначала к тому, кто выдал, потом в свою канцелярию. Твои приёмные
часы истекут раньше, чем настырный посетитель вернётся. Тебя же можно
понять - нарушение делопроизводства преследуется по закону!
7. Письмо просителя положи в низ самого нижнего
ящика стола. Читай бумаги по мере того, как нечего будет читать сверху. По мере
движения переписки. Дай документу вылежаться. Также поступай с исходящими. Подробнее
– смотри в рассказах А.П.Чехова.
8. Поддержи коллегу, соседнего столоначальника в конфликте
с просителем. Помни! Он тоже тебя не оставит в поддержке в трудную
минуту.
9. «Придирка по форме » - предоставляет для
должностного лица неограниченные возможности уклониться от решения по
существу /«я бы хотел, но…»/. Дальше должна следовать ссылка на инструкцию, на
строгого начальника, обстоятельства, законодательство, неудачное время – «чуть
бы раньше». Тут уместны усиливающие отказ факторы:
-
представлена заверенная копия, вместо подлинника;
-
нет подписи главного бухгалтера, а подпись директора не раскрыта;
-
штамп организации не содержит кода или адреса предприятия, или, наоборот
содержит запрещенный ныне знак серпа и молота, или иные символы СССР, УССР,
не полностью соответствует название предприятия в печати и угловом штампе
и т.п.
10. Сомневайся, - пусть тебе докажут. Не каждый
проситель – юрист. Даже, если юрист, то не каждый из них - пожарный. В
ограниченное для приема время не каждый справится с твоими возражениями. Мало
кто из посетителей одновременно и пожарный, и юрист. Таким не
отказывай.
11. Форма одежды - обязательно с двумя значками –
общества глухих и общества слепых. Если скажут неприятное – покажи первый,
скажи, что глухой, а если напишут неприятное - покажи второй, скажи, что
слепой.
12. За тобой должны быть плакаты типа: « сделал дело
- уходи», «береги рабочую минуту »… и т.п. Подробнее о тексте
таких плакатов найдешь у классиков, например в « ЗОЛОТОМ ТЕЛЁНКЕ» И.Ильфа и Е.Петрова.
13. Никогда сразу и по своей инициативе не
начинай разговор с просителем. Другие к тебе не ходят. К начальнику вызывают.
Кто ж еще выстоит очередь к тебе длиной в несколько
часов. Пауза в работе придает тебе вес и добавляет моральное право отказать
посетителю. Ведь ты один, а просителей много. Кроме того, ты на работе
даже, если спишь. Она /зарплат / - идёт. И пенсионный стаж. И выслуга.
14. На столе должно быть много бумаг. Перебирай их при
разговоре. Это придаёт вес. И вид занятости. На содержание бумаг не обращай
внимание. Там могут быть даже перевернутые кроссворды. Бумаги рассеивают
внимание и отвлекают просителей от их просьб и жалоб.
15. Обязательны двойные двери в кабинет из
приёмной. Проситель обычно тратит весь свой духовный потенциал на
закрывание за собой изнутри первой двери, а после открывания второй у него
ничего не останется от боевого задора. Если дверь правильно сконструировать,
то, пока посетитель войдет, у него отпадёт охота идти дальше. Тем более –
просить! И исключит запал, чтобы требовать.
16. Обязательна вторая, полутайная, дверь в
кабинет вне приёмной. Это поможет незаметно от посетителей, а если надо, то и
от секретаря, начальника, или подчиненных быть в нужном тебе месте, оставаясь,
как бы на месте. Не привлекая внимания. И избежать бойкотов, демонстраций.
Производит лёгкий стресс на просителя. Позволяет незаметно покинуть рабочее
место. Радиоудлинитель для телефона поможет тебе в этой благородной миссии
маскировать временное отсутствие на рабочем месте пред начальником.
17. Твой секретарь должен понимать, что его главная
работа – фильтровать не тех, кто должен пройти, а тех, кто не должен. Для этого
хорош любой способ. Затягивать паузы. Например - направить к
помощнику или в другой отдел/ведомство, город/. Найти орфографические
ошибки в жалобе и т.п. Можно указать, что жалоба составлена не на
государственном языке.
18. Обещай разобраться лично и ответить почтой
без указания конкретных дат, имен, событий. Это впечатляет. Первые десять раз.
19. Не записывай на календаре ничего, относящегося
к делу. Помни, что даже календарь американского президента исследовался
после Уотергейта.
2. Для подчиненных: чти
Устав организации, иные Кодексы. Не показывай начальнику, что пользуешься
настоящими правилами.
3. Для просителя: уважай
менталитет бюрократа, но добивайся своей цели всеми доступными средствами,
невзирая на перечисленные правила.
4. Правоохранителю и
законодателю: если этот кодекс разделяешь, не рассуждай о справедливости, если
не хочешь показаться двуличным
Салтыков Владимир Николаевич, Украина,
Закарпатье, Ужгород