Кодекс бюрократа 

Перед применением 

изучи  Конституцию                                                                      /Эпиграф/

 

1. Народная мудрость гласит: «Начальник всегда прав, когда не прав - читай пункт первый».

2. Чти начальника, если не можешь, – делай вид.

3. Не решай сразу, если можно подождать. Это повысит твой деловой рейтинг.

4. Отправь просителя за справкой, подтверждающей его просьбу, в следующей раз – за другой. Или за той же, но с другим штампом  или цветом печати. Если принесет – за любой другой. Как говорят на Востоке: «Или ишак умрет или погонщик».

5. Отфутболь к коллеге, час приема которого не совпадают с твоим, или очередь к которому больше, чем к тебе. Можно  предложить посетителю предварительно записаться на твой прием. Когда у тебя – выходной.

6. Если справка не зарегистрирована, отправь за регистрацией, сначала к тому, кто выдал, потом в свою канцелярию. Твои приёмные часы  истекут раньше, чем настырный посетитель вернётся. Тебя же можно понять - нарушение делопроизводства  преследуется по закону!

7. Письмо просителя положи в низ самого нижнего ящика стола. Читай бумаги по мере того, как нечего будет читать сверху. По мере движения переписки. Дай документу вылежаться. Также поступай с исходящими. Подробнее – смотри  в рассказах  А.П.Чехова.

8. Поддержи коллегу, соседнего столоначальника в конфликте с просителем. Помни! Он тоже тебя не оставит в поддержке в трудную минуту.

9.  «Придирка по форме » - предоставляет для должностного лица неограниченные возможности уклониться от решения по существу /«я бы хотел, но…»/. Дальше должна следовать ссылка на инструкцию, на строгого начальника, обстоятельства, законодательство, неудачное время – «чуть бы раньше». Тут уместны усиливающие отказ факторы:

-          представлена заверенная копия, вместо подлинника;

-          нет подписи главного бухгалтера, а подпись директора не раскрыта;

-          штамп организации не содержит кода или адреса предприятия, или, наоборот содержит запрещенный ныне знак серпа и молота, или иные символы СССР, УССР, не  полностью соответствует название предприятия в печати и угловом штампе и т.п.

10. Сомневайся, - пусть тебе докажут. Не каждый проситель – юрист. Даже, если юрист, то не каждый из них - пожарный. В ограниченное для приема время не каждый справится с твоими возражениями. Мало кто из посетителей одновременно и пожарный, и юрист. Таким не отказывай.

11. Форма одежды - обязательно с двумя значками – общества глухих и общества слепых. Если скажут неприятное – покажи первый, скажи, что глухой, а если напишут неприятное - покажи второй, скажи, что слепой.

12. За тобой должны быть плакаты типа: « сделал дело - уходи», «береги  рабочую минуту »… и  т.п. Подробнее о тексте таких плакатов найдешь у классиков, например в « ЗОЛОТОМ ТЕЛЁНКЕ» И.Ильфа и Е.Петрова.

13. Никогда сразу и по своей инициативе не начинай разговор с просителем. Другие к тебе не ходят. К начальнику вызывают. Кто ж еще выстоит очередь к тебе длиной в несколько часов. Пауза в работе придает тебе вес и добавляет моральное право отказать посетителю. Ведь ты один, а просителей много. Кроме того, ты на работе даже, если спишь. Она /зарплат / - идёт. И пенсионный стаж. И выслуга.

14. На столе должно быть много бумаг. Перебирай их при разговоре. Это придаёт вес. И вид занятости. На содержание бумаг не обращай внимание. Там  могут быть даже перевернутые кроссворды. Бумаги рассеивают внимание и отвлекают просителей от их просьб и жалоб.

15. Обязательны двойные двери в кабинет из приёмной. Проситель обычно тратит весь свой духовный потенциал на закрывание за собой изнутри первой двери, а после открывания второй у него ничего не останется от боевого задора. Если дверь правильно сконструировать, то, пока посетитель войдет, у него отпадёт охота идти дальше. Тем более – просить! И исключит запал, чтобы требовать.

16. Обязательна вторая, полутайная, дверь в кабинет вне приёмной. Это поможет незаметно от посетителей, а если надо, то и от секретаря, начальника, или подчиненных быть в нужном тебе месте, оставаясь, как бы на месте. Не привлекая внимания. И  избежать бойкотов, демонстраций. Производит лёгкий стресс на просителя. Позволяет незаметно покинуть рабочее место. Радиоудлинитель для телефона поможет тебе в этой благородной миссии маскировать временное отсутствие на рабочем месте пред начальником.

17. Твой секретарь должен понимать, что его главная работа – фильтровать не тех, кто должен пройти, а тех, кто не должен. Для этого хорош любой способ. Затягивать паузы. Например - направить к  помощнику  или в другой отдел/ведомство, город/. Найти орфографические ошибки в жалобе  и т.п. Можно указать, что жалоба составлена не на государственном языке.

18. Обещай разобраться лично и ответить почтой без указания конкретных дат, имен, событий. Это впечатляет. Первые десять раз.

19. Не записывай на календаре ничего, относящегося к делу. Помни, что даже календарь американского президента исследовался  после Уотергейта.

 

P.S. 

1.  Для начальников: постоянно помни, что следование этому Кодексу твоим подчиненным  может подставить под удар тебя. Промолчал,  значит согласился!

2.  Для подчиненных: чти  Устав организации, иные Кодексы. Не показывай начальнику, что пользуешься настоящими правилами.

3.  Для просителя: уважай менталитет бюрократа, но добивайся своей цели всеми доступными средствами, невзирая на перечисленные правила.

4. Правоохранителю и законодателю: если этот кодекс разделяешь, не рассуждай о справедливости, если не хочешь показаться двуличным

 

Салтыков Владимир Николаевич, Украина, Закарпатье, Ужгород

 

Сайт управляется системой uCoz