Сказка от Владимира Салтыкова

***Про ученых, наученных (ремесленников) и хитрых неучей***


Проснулся в одном государстве Царь. С бодуна. Иначе говоря – с перепою. Вечером меда выдержаного-крепкого-хмельного в большой кампании чуть больше обычного на грудь принял. Перепил, по-научному говоря. От чести-совести рассказчика, и чтобы не слукавить, скажу откровенно - Царь пил часто и помногу. Потому и этим утром не смог сразу вспомнить, где он, с кем проснулся, который теперь час, и вообще – кто он.
Но, привычка и подсознательное беспокойство за царство – как там народ с перепою? (Чем народ Царя хуже, он себе думает). Потому, постепенно, царский ум сознание настигло. И вспомнил он, что по должности он все еще – Царь. Вторая мысль, которая его осенила – Царю можно всё. Вспомнил он, что когда засыпал – была какая то третья мысль. Но вот вспомнить какая, не удавалось.
То ли от поиска ускользающей третьей мысли, то ли от крепости хмельного меда, то ли попросту брагу однократного возгону (дистилляции) вместо фирменного меду кореши по пьяни подсунули, когда казенный мед из гособеспечения закончился, однако голова у правителя зверски болеть не переставала. Просто раскалывалась. А аспирина тогда еще не придумали. И квас с огуречным рассолом из-за границы не завезли по причине ошибочно высоких ввозных мытных ставок, царской свитой установленных на царской таможне. Денег бюджетных царских на растаможку хронически не хватает. И не только на растаможку.
Болит голова, спасу у Царя нет. Ищет ускользающую мысль.
Час искал – нет мысли. Два искал – не нашел. Потом настойчиво стало какое то подобие мысли пробиваться: – опохмелиться надо. Как обычно- качественного медку пару кружек махнуть вовнутрь, и, как рукой снимет. Но что-то тормозит изнутри. Явно – не голова. В голове то кроме “опохмелиться” никаких иныхз мыслей нет. Как бы душа кричит. Но тихо- шопотом. Кажется Царю, что другая была вчера с вечера мысль.
Тут его и осенило. Народ надо счастливым сделать! Вот, что он по пьяни, простите, – при исполнении гособязанностей, своей свите собутыльников обещал. Но весь вопрос в том: – “Как?” Знал бы как, еще вчера вечером народ счастливым сделал. Но “еще не вечер” и сегодня. Сначала хотел свою свиту осчастливить. Чем не народ. Но сразу решил, что это задача слишком простая, не царская. Во-первых – он им и так ежедневно счастье дарит – оклады, пенсии, надбавки за расширенный фронт государственных работ и забот , премии за поддавки в царские игры, а также квоты, лицензии, патенты и должности-награды за бесплатно. К этому сказанному, свита себе сама доплачивает. Сколько не хватает. На жизнь. Иными словами, себя не обижает.
Потому, вернулся Царь вновь к трудной мысли – про народ и всеобщее счастье. И приказал своей свите конкурс на умных в царстве объявить. А не найдутся в его царстве - на заморских мудрецов корнкурс неотложно объявить. Которые совет Царю хороший дать могут про народное счастье.
Тут надо отметить, что царство то было особенным – конституционным. Потому свита имело право нового Царя назначить, если им старый стал неугоден. За то, в отместку, или, как тогда модно было говорить, в силу баланса власти, конценсуса и компромиса, Царь сам себе “конституционную” свиту подбирал. Опасаясь переворотов, или, по-научному – импичмента, подбирал он себе в свиту достойных. Так, что все вместе из свиты, были не умнее его самого. По совокупности. И, чтобы, с образованием его - коридором гимназии, они тягаться не могли. И чтобы ему лично преданны были и от него во всем зависимы. За то ему спокойнее было править в смысле переворотов и интриг.
Сначала свита уперлась – на что нам конкурс. Мы сами – с усами, хитрые. А тайная мысль так и сверлит, вдруг настоящие мудрецы в свите окажутся. Так, глядишь, из конституционной монархии и демократия без них случиться может. Да и своих собутыльников из свиты поразгоняют. Или самим уйти прийдется по несоответствию ученого ценза. Причем, а вдруг ценз не по дипломам купленным, а по знаниям и пригодности к царевой государственной службе определяться тестами будет. Тогда никакая хитрость не поможет.
Но Царь до опохмеловки был необычайно решителен, больная его голова звала к решительным действиям, потому – со скрипом, принялись за дело.
Кликнула свита клич. Собрали лучших ремесленников, специалистов, каждый в своем ремесле. Юрист – из слов витиеватые речи адвокатские составляет. Портной – из ниток–тканей костюмы шьет. Рукодельница их бисером расшивает, сорочки нежным эротическим узором украшает. Художник ей проекты–рисунки опять же эротические из жизни рисует. Сплошное загляденье для каждого шестиклассника. Золотых дел мастер из золотых пластин такие монисто – украшения на шею чеканит, что глаз молодые девицы отрвать не могут. А не старый Царь от тех молодых девиц глаз оторвать не может, – так ему тот художник-ремесленник понравился. Старый еврей мудро договора под займы составляет. Что ни договор, то казне прибуток. Русского по паспорту Илью Муромца местного нашли – узлом кочергу сначала завязывает, потом развязывает. Сдуру, чтобы Царя ублажить, даже крутого разбойника-киллера, с кличкой соловей-разбойник, хитростью на царские смотрины заманили. В номинациях конкурса “лучший и самый дешевый киллер современности”. Много умельцев собрала из царства царская свита. Всех не перечесть. И каждый – мастер в своем ремесле-деле. За Царем свита наблюдает. Видят – Царь сегодня шутить не расположен. Никак не подберут случай, как убедить Царя, что хитрость важнее умения.
Построила свита всех лучших ремесленников царства пред царские очи – выбирай на любой вкус самого мудрого. Начал их Царь расспрашивать. Спрашивает сапожника, – “Как весь народ счастливым сделать?» - «Всем обувь добротную роздать, вот и счастливыми все станут», - отвечает сапожник, -особенно те, кто никогда обуви не имел». Спрашивает другого мастера-ремесленника: – «Ты тоже так думаешь?» А тот другой в ряду умельцев знатным и умелым кулинаром оказался. –«Нет, - говорит, - надо народ моими пирожными кормить, тогда он ни о чем горевать не будет никогда».
Третьего спросил Царь, как тот про счастье народа думает. И вновь тот – по-иному отвечает. - «Я, - говорит, - сладкого вообще не ем, не люблю. Сладкое для меня – как пытка, и зубы болят. А для счастья, надо весь народ в тепле содержать. А для этого в каждой избе, дворце и народном клубе по теплой печке моего фасону надо построить. И от того строительства не отказываюсь».
Тут уж сам Царь понял, что и этот ремесленник весь народ не осчастливит. Хоть радости может многим добавить, потому, как в тепле и кошке приятно. Перебрал достоинства каждого умельца из своего царства, и понял, что ни один из них советами и умением в одиночку народ не осчастливит, и Царю помочь советом не в силах.
Опять, же, для содержания ремесленников всех в своей свите никакой казны не хватит.
Приказал Царь позвать учителей. Да самых умелых, каждый из которых научил не один десяток умелых мастеровых –ремесленников. Уж они, думает, точно все знают. Одного расспросил, другого. Как Царство изменить для всеобщего счастья. Признались ему учителя, что знают дело свое до тонкостей. Могут книжному делу научить, могут из малолетки пекаря умелого сделать, добрую жену воспитать с малолетства, могут даже себе смену – учителя воспитать. Могут записать для правнуков секреты технологий - как стекло варить, телескопы делать, или вражеские секреты разведывать– узнавать. Однако не могут на Царский вопрос ответить. Потому придется Царю самому счастье народу искать.
Позвал Царь архитекторов, конструкторов, технологов и проектировщиков. Те уж точно все знают, все умеют, и секреты свои перед Царем не скрывают. Действительно, научены они, как составить любой проект, любую конструкцию нарисовать и любой прибор создать умеют, лекарство изготовить от любой болезни, найти ответы на любой вопрос. Пусть даже ответы на вопросы к ним всего в одной книге, на краю Земли находятся. Отказали и эти Царю в помощи: – «Нет, - говорят, - ответа на такой вопрос ни в одной книге. Точнее, есть во многих советы, но проверка показала, что ни один книжный совет на все случаи счастья не годен».
Позвал Царь ученых. Те уж, думает, точно все знают. Потому, как у них архитекторы, конструктора, проектировщики и учителя мудрости набираются. Что не знают сами ученые, так узнать могут. И для этого науки разные им в помощь. А где науки не помогают, эксперименты–опыты ставят. Из которых знания свои новые черпают. Для себя и другим на корысть. Книги умные пишут. Из книг тех каждый учитель, кто своих учеников хочет знаниям-умениям научить, сам свое умение-знание черпает.
Подсказали ему ученые, какие науки знать надо для справедливого и умелого управления Царством. Много наук среди списка того оказалось. А каждый ученый список проглядит и новые науки добавляет.
Анализ и синтез, логика и алгебра, физика и химия, медицина и металлургия, горное дело и тайный сыск, ратное искусство и астрономия, ботаника и история, геометрия и черчение, литература и языки, ратное дело и политика, мнемоника и почвоведение, ….. . Длинным список оказался. Запечалился Царь таким большим списком. Спрашивает: - «А наука, как счастливым народ сделать, но такая, что б за ночь освоить можно было, в мире имеется? И, если нет такой, может в соседнем Царстве занять-использовать для скорости обретения счастья в царстве?» В крайнем случае, за ночь-другую, пусть ему ученые такую науку создадут. А не смогут – пусть посоветуют, у кого из заграничных коллег такую науку позаимствовать-купить для блага всех в царстве проживающих. Я весь день меда хмельного в рот ни капли не возьму, лоб себе расшибу, но осилю ту науку.
- «Нет такой одной науки пока ни в нашем царстве, ни в соседних, ни на краю Земли», - ответили ему ученые. – «И нет того одного ученого, ни в нашем, ни в иных царствах-королевствах, кто способен одну такую науку, да, еще такую, чтобы ее результатами-советами можно было за короткое время ощастливить всех в царстве».
– «Что ж, - вздохнул Царь, - непосильную, выходит, задачу, я, перед собой поставил. Хоть и благородную. Впервые». А свита хитро вовсю хвалит Царя: – «Ты у нас один до такого додумался. Ты – такой. Ты – сякой. Ты – самый … умный, и все такое. А уж такой заботливый, аж противно». Это чтоб внимание Царя от его блажи отвлечь. Чтобы, значит, им по-прежнему хорошо жилось. Без перемен. Чтобы свиту не разогнал для реформ. Не совсем поверил Царь свите. Решил проверить. Спрашивает ученых: – «Как быть, как научиться делать людей счастливыми?».
– «Надо, отвечают ученые. Все перечисленные нами науки освоить, и еще много других. Про своих подданных чаще думать, проблемы и заботы их уменьшать. Чиновников не ворующих нанять. Справедливые прогрессивные налоги установить. Ремеслам учить. Учителей и ратных людей привечать и уважать. Кроме учителей ворам и разбойникам.
-«А нет ли, - спрашивает Царь, - более быстрого способа». Сначала у свиты своей спросил. Нет, говорят, мы – самые хитрые, любого обмануть за секунду можем, тебя самого хитрей. Однако, такого способа не знаем. Ты лучше оставь, как оно все есть. Мы – народ, и нам хорошо.
Спросил ученых. - «Можно, - говорят ученые, - если самому некоторые основные науки освоить, а знания мудрецов ученых научиться использовать с пользой для народа. Тогда твое царство не только знаниями всех мудрецов-ученых прирастет, но они и твоих учителей научат. А те, в свою очередь, научат мастеров умельцев. А уж те научат швей-мастериц, ….. каменщиков- плотников и прочих мастеровых людей. Хитрости хороши, когда обмануть, отнять, удивить кого захочешь. Когда нечестно делят блага-богатства. А тебе делить в царстве уже нечего. Все богатства свитой поделены и тебе огрызки от казны остались. А народ с кукишем. Да и тот в кармане держит. Потому, как свита из кармана доставать-показывать не велит. К тому времени и голова у него от хмельного меда болеть перестала. Зато от дум за народ стала болеть. Тут уж не до хмельного меду-браги.
И понял Царь. Не быть царству счастливым, пока в нем ходу нет ремеслам, учителям, научным и торговым людям. И пока свита хитростью, а не от знания-опыта живет. И свои проблемы-заботы решает за счет казны.
Сначала за книги засел, чтобы со знанием дела советы знатоков-ученых правильно сортировать. Разобрался, что одни нужные, другие важные, третьи срочные. А такие, которые срочно-нужно-важные одновременно, те вне всякой очереди, не откладывая на потом, надо рассматривать. И сделал так Царь. Той сортировке много времени ежедневно стал уделять. Мало важные вопросы помощникам решать доверил. Помощников распределил по важности, срочности, и компетентности. Причем компетентного в одном слушает только в области его знаний. А помощников в роли мальчиков-девочек для срочных дел-поручений заслушивать стал только по канцелярским вопросам внимать. Зато без очереди. Главным специалистам по самым важным вопросам звание стратегов присвоил и повелел без доклада пропускать и себя среди ночи по их требованию будить.
Повелел свиту по научному конкурсу отбирать. Налоги прогрессивные установить. На взятки чиновников царских повелел ту свиту проверять. Методом научной провокации. А тех, у кого их вымогали – от ответственности освободить. Каждому в царстве платить по совести-чести повелел. Тем больше, чем дольше его профессии учиться требуется, чтобы, значит, специалистом стать по знаниям, а не по диплому. И за ответственность. В том смысле, что учитывать потери и приобретения царства от должности. Различия в доходах-вознаграждениях царской службы, чтобы больше, чем в пять раз от царской не отличались. (Себе наивысшую ставку установил). Пенсии за лояльность Царю заменил на достойное содержание каждому в старости с премией за вклад в развитие царства-государства.
Дошло до царской головы, что то, что сегодня важно, сегодня решать надо. И того, кто важные ежедневные вопросы решает, нельзя в академики назначать. А академика пожарных наук нельзя заставлять пожар тушить. Для этого достаточно ловких пожарных в царстве-государстве.
И все подданые в царстве-государстве разные. У одного руки – золотые, у другого голова критически устроена, третий проекты чудесные составлять умеет. И лишь очень немногие всеми умениями одновременно владеют.
А неучей в науках и ремеслах учить надо. Принудительно. И место достойное их “звания” определить. В том числе в штатном реестре царства. Возможность учиться у них не отнимать. Однако, уважение-почет к ним поропорционально их умениям-знаниям установить. И тем навсегда руководствоваться.
И еще, каждый день про свое царство самому беспокоиться. И о народе ежесекундно на посту царском не забывать.
А знатоков в хитростях из своей прежней свиты, в генеральный царский военный штаб определил. Кто к передаче систематических знаний годен. Для обучения военным хитростям ратных людей. Чтобы не только знаниями, умением, но и военным хитростям против врагов царства в баталиях те ратники вооружены были. Остальных обманщиков факирами-фокусниками назначил. Чтобы, значит, людей в царстве иллюзиями потешали, разъясняли, как на обман не попасться, и себе на жизнь зарабатывали. Знатного киллера – соловья в личные телохранители определил. Чтобы, значит, реформу государства от завистников из прежней своей свиты уберечь.
И стало прибавляться-богатеть то царство-государство доходами и умением своих граждан. Вот и сказке конец. Кто в знаниях прибавил, тот молодец.

Владимир Салтыков 08.11.04-14.11.04
Ужгород (03122-29069)
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Все права на произведение принадлежат автору.
Размножение и коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100