КАК Я ПОБЫВАЛ УКРАИНСКИМ ШПИОНОМ НА РОДИНЕ - В РОССИИ

 

Родился и чуть больше полжизни прожил я на Средней Волге в крупном, закрытом для иностранцев, красивом городе. Так сложилось, уже почти полжизни - житель Закарпатья. Как гласит налоговое законодательство Украины – резидент. Для рассказа, читателю важно знать, что я - громадянин України.

Скопив деньги на подарки любимым племянникам, слегка искривив маршрут служебной командировки в пределах разрешенному бухгалтерией и железными дорогами, приехал в купальный сезон на по-порежнему любимую Волгу. Национальные купоны не котировались, поэтому ехал с “зелеными”. Потому, как российские дензнаки не всегда были желанными деньгами на Украине эпохи “реформ”. Причем фальшивые дензнаки бывали всегда и в любой стране, поэтому использовал закарпатский народный опыт “челноков” – предпринимателей в соседнюю Венгрию с “кравчучками”- тележками– получил командировочные мятыми мелкими купюрами. Их, в Закарпатье считалось, невыгодно подделывать.

Вообще – то, работа моя обязывала знать национальное гражданское, налоговое, гражданско- процессуальное законодательство. А любопытство, и жизненный опыт еще советского радиоинженера, стремление упорядочить имеющую информацию и сравнительное, как хобби, изучение использования худших правительственных находок в экономиках Украины и России, обеспечили к сказанному – добротное знание ряда Законов России. Но соловья именно пение и губит.Потому в клетках часто и “спивает”.

Кошмар начался при подъезду к границе России. В поезде началась тихая паника. Российские темы затмили ВСЕ другие. В России, кто мог бы подумать, курс доллара резко упал. Рублей в продаже в обменных приграничных пунктах не было, спекулянты валюты вдоль поезда ходили королями и предлагали несуразные для командировочного варианты.

С дрожью ехал, в рассчете на родственников и спортивную подготовку – как бывший биатлонист, пробежав на тренировках “вокруг Земли”, в случае чего, надеюсь, вернусь домой пешком, рассуждал я. А брошюра известного самоцелителя Малахова, которую купил в дороге, обещала, что здоровья от “без еды и “бега трусцой” только прибавится, если не волноваться. Без волнения не получалось – за спиной маячил призрак бухгалтера с необходимостью авансового бухотчета.

Красивый ж/д вокзал родного волжского города слегка прогнал черное настроение – доллар продолжал падать на 5% ежедневно. Троллейбус, возле окна место, поднимали настроение с каждым километром пути к родным. Знакомые дома исторического центра. Знакомые …Вот один, однокашник, которого не видел лет десять, скучающим взглядом прорвожает троллейбус. Друзья говорили, что он дослужился до начальника контразведки. Круг почета по друзьям, благо – выходные.

Море знакомых, встреч. Включая и однокашников. Удивился совпадению – всретил того же знакомого, которого после 10 лет из троллейбусного окна на улице увидел. А когда столкнулся с ним еще дважды в тот же день – пошутил, что очень похоже на наружнее наблюдение. За шпионом. Мне бы сплюнуть через плечо! Да не раз.

На следующий, первый рабочий день, моя единственная забота была обеспечить по кр. мере деньги на билет обратно домой. Валюта обесценивалась по прежнему. Выяснилось, что банки, в рассчете на кратковременность кризиса, падения и спекуляцию на курсе, закупили ее столько, что текущие операции не производили – себе убыток. Я умолял тщетно. Редкие обменные пункты, кто менял валюту, установили абсурдные, но логичные для них требования. Они брали ТОЛЬКО НОВЫЕ И КРУПНЫЕ КУПЮРЫ.

На свою беду то – я приехал с мелкими. У меня уже почти половина обесцененных денег. А жить не на что и нет ДЕНЕГ на билет домой. Для неспециалистов в законодательстве РФ замечу, что валютный обмен в России производится по предъявлению общегражданского паспорта с указанием гражданства (важно знать – резидент или нерезидент налогоплательщик для вычисления сбора). Другой Указ Президента РФ обязывал каждого иностранцу зарегистрировать место своего проживания, если срок проживания превышает 3 дня. Эти российские Указы я знал. Также знал, что под угрозой потерять “валютную” лицензию ЦЕНТРОБАНКА, банки РФ и их обменные пункты не вправае отказывать клиенту в конвертации любой купюры.

Дальше вздыхать не было смысла. И я – в холле центрального сбербанка родного центрального района города. Робко прошу поменять. Мне объясняют, что мелкие купюры невыгодно менять, как не имеющие спроса. Объсняю откровенно критическую ситуащию и прошу помочь земляку – иностранцу обменять деньги на обратный билет. Показываю командировку, свой паспорт.

Ответ –нет. Настаиваю. Наконец напоминаю об Указе Президента России и сообщаю адрес ближайшего отделенияя Центрально банка РФ, куда буду жаловаться. Ослепительная улыбка. И вопрос, о наличии паспорта, который я расценил как уступку в решении вопроса. -Есть, отвечаю. Некоторая пауза. Я то грешным делом посчитал, что мне купюры готовят.

Из прохода появляется дежурный миллиционер, как положено, в бронежилете, с автоматом. И молча, сбоку, в трех метрах от меня, вроде случайно. Мне же доходчиво повторяет отказ кассир. Миллиционер вроде случайно спрашивает – а паспорт, то у Вас есть?. Я говорю, что кассиру уже предъявлял. Поправляя автомат, охранник просит предъявить ему паспорт. Не выпуская из рук показываю, листаю страницы. Вторично просит передать ему паспорт. Напоминаю, что паспорт – собственность независимого государства Украины, пытаюсь не давать в руки. Убедительно направив в меня автомат, миллиционер повторяет “просьбу”. Вежливо ее выполняю.

-Зачем Вы здесь? -Меняю деньги на проезд домой поездом, возвращаясь из командировки из России. -А Вы зарегистрировали свое пребывание в России? У нас действует Указ Президента…., Вы в курсе? -Да, но по именно по этому указу подлежат регистрации пребывание иностранца более 3-х дней, а я только вчера с поезда. -А чем Вы можете подтвердить? Командировочным удостоверением, что в кармане и ж/д билетами, что у сестры дома. -А еще?!!! Чем. –Печатью принимающей фирмы, а удостоверить личнось – однокашниками – Вашими коллегами из МВД, называю имя начальника информационного отдела облУВД. - Этого не достаточно без справки о регистрации временного пребывания в нашем городе.

Следует срочный вызов опергруппы захвата из районного отделения. После двух дополнительных сеансов связи и получасового ожидания – людей не хватает, усиленная группа в камуфляже и бронежилетах с десантными автоматами полубегом кнаправляется к нам.

Старший группы, запыхавшись, приложив к шлему кисть руки, докладывает МНЕ ПО СТОЙКЕ СМИРНО, что группа захвата по “моему” срочному вызову для выполнения спецзадания в банк прибыла.

Вежливо дождавшись окончания рапорта, указываю на ошибку – вызов организовал не я, а безусый ефрейтор. Старшего, вероятно смутил галстук при моем костюме.

Снисходительно:- В чем дело? Это уже вопрос старшего вызванной группы, крепкого старшего 35 летнего сержанта к ну очень молодому ефрейтору милиции – охраннику банка. В ответ - протокол задержания и мой паспорт незарегистрипрованного иностранца.

Тут уместно заметить, что, поняв логику защиты валютной лицензии банка с помощью автомата, я попытался через заведующего кассой и филиалом отказаться от своих претензий на обмен валюты по российскому законодательству в обмен на свободу, но они мне объяснили, что у них предусмотрена только односторонняя связь в виде кнопки на этот случай, и отмена АВТОМАТА не предусмотрена, хоть они и СОЖАЛЕЮТ.

А тем временем, старший группы (буду его старшим называть) прочитав протокол, не понимает, зачем его с помощником вызывали, а меня задержали. Пытается об этом узнать у меня. Несколько раз перечитав

мой “молоткастый – серпастый” с надпечаткой ГРОМАДЯНИН УКРАЇНИ, увидев отметку о рождении и выписки с родного того же города, спросил ефрейтора – ты хоть прописку задержанного смотрел, место рождения? -Н…е…т. Он же волжанин по рождению и по прежнему месту жительства, как и ты. –Ну и что, все равно не зарегистрировался. - Но он же только приехал. -Но билетов с собой не носит!!.

Старший попытался перевести ситуацию в шутку: « Ты же задержал земляка, в родном городе как украинского шпиона» только за то, что он живет в дружественной стране! – В ответ: «инструкция!!!» Пытаюсь говорить о европейских конвенциях беспрепятственного посещения родных мест «иностранцами». Не помогает.

Обращаясь ко мне, старший: « Прости земляк, у нас (в милиции) идиотов тоже хватает, но тебя мне сдали под расписку, вместе с протоколом задержания»….

Между двумя стволами выхожу в «канарейку» через двери. И надо же. С однокашницей, которую 18 лет не встречал, сталкиваюсь в дверях банка. От неожиданности путаю ее имя, но прошу подтвердить личность и лояльность к родному городу и «иностранному» государству. Слегка оторопев, подтверждает, провожая испуганным взглядом, в то время, как два автоматчика усаживают меня в зарешетчатую секцию спецавтомашины.

Короткая поездка и дежурный капитан районного отделения милиции, собрав коллег, до слез смеются над ситуацией поимки в волжанина на Волге – как украинского шпиона.

Но мне не до смеха. Я пока – задержанный. Смех – смехом, а пока «докажите документально, что…. » И все- таки капитан вник в комичность ситуации и за билетами не отправил. Проверив по компьютеру, не числюсь ли в розыске по РФ (считаю это – подтверждением его профессионализма) отпустил.

День был испорчен.

Не стал бы вспоминать, но через год, в поездке, в поезде, перед границей РФ с Украиной, возвращаясь домой, услышал рассказ незнакомой бабушки лет за 80, которую, как гражданку Украины (иностранку) ДЕПОРТИРОВАЛ из родной российской деревни воронежской области местный милиционер, вопреки международным конвенциям, порядочности и здравому смыслу. Основания депортации – отсутствие регистрации более 3 –х дней.

Плацкартный вагон, где она ехала, ее рассказу не поверил, и тогда, я рассказал эту историю, которую потом записал. Хотите верьте …

Неожиданное продолжение истории с географией случилось на территории Украины. При подъезде к Львову от пассажиров- земляков узнал, что сначала - во Львовской области, а потом – по всей Украине введена обязательная регистрация с уплатой сбора ВСЕХ прибывших иностранцев. В течении 3-х дней. И тоже со ссылкой на чей то Указ.

Владимир Салтыков 24.01.01

 

Напечатана очень близкая версия в газете РИО г. Ужгорода №7(138) 17.02.01, стр. 6Б, с фото.

24.01.01….05.06.01 Владимир Салтыков, факс 03122-29069

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz