СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Это не исследование. Пусть даже малое. Это ответ на мысленный вопрос к себе: - "Что дала автору Школа" с Большой Буквы".

Школ в жизни автора было четыре, включая Университет и исключая в порядковом номере жизнь.

Начальная школа научила читать, считать, научила рукоделию, заставила задумываться над чем-нибудь, чего не знают друзья. До школы я не изучал каллиграфии, и обязан отцу больше, чем школе. Отец доверял и не вмешивался без необходимости в учебу настолько, что разрешал подписывать дневники от имени родителей своим факсимиле. А требование представить оригинальную самоделку с первого до третий класс заставило освоить технологию резьбы лобзиком по дереву, выжигания, барильефного выпиливания, сборки шкатулок, пресспапье.

Школьная библиотекарь с 1 –ого по 3 класс ненавязчиво привила любовь к чтению. В обмен на освоенную с первого класса технологию ремонта и переплета книг – получил доступ КО ВСЕМ книгам школы. На любой возраст! И курс по основам библиографии. Этого импульса хватило, чтобы привить любовь к книгам даже своим сестрам.

Школа второй ступени. Пионер – активист. Начальник пионерской дружины школы – формальный лидер с высокими обязательными требованию к форме и соблюдению общественных инструкций.. Слесарные обязательные школьные работы. Основы черчения. Инструменты. Работа на фрезерном и токарном станках. Обработка дерева включая станками. Сдача изделий каждым учеником. Устройство пылесоса, холодильника, элекроприводов постоянного и переменного тока. Зачет. И на всю жизнь приобретенное умение включить трехфазный двигатель с пускателем в однофазную сеть. Участие в квартирном капремонте: проводка, штукатурка, газ, канализация, вода, ванна, душ. Ремонт мебели. Это пополнение знаний от родителей.

Школа 3-ей ступени. Мне повезло: физико-математическая. Матанализ. Аналитическая геометрия. Алгебра высказываний (матлогика). Для проверки – исправление грамматических ошибок в незнакомом африканском наречии, на котором в мире говорят не более 40 человек.

Университет. Лабораторные. Семинары. Чуть – чуть: черчение, начерталка. Матфизика с уравнениями и краевыми условиями. Теория вероятности. Вариационный анализ. Специальность. Синтез. Вновь – библиография, но уже научных публикаций. Основы обработки информации – курсовые задания. В основном – та же спецшкола. Убедили, что мир прекрасен и удивительно красив, с научной точки зрения. При этом из педагогов об этом никто вслух не говорил. Лыжи. Пулевая стрельба пистоле-винтовка. Гребля на морских ялах. Биатлон. Кроссы. Диплом - не более тридцати страниц, если претендуешь на “пять”.

Школа дала друзей. Не сломала. Не унифицировала. От спорта - перестал болеть воспалениями. Научился быть официальным и неофициальным лидером. Как тренер по стрельбе у морских многоборцев. Как капитан команды, участник многих соревнований. Умению ставить задачи корректно. Уважать условия (влияние матфизики). Ставить эксперимент, рассчитывать ожидаемый результат (это от теории вероятности). Добиваться в эксперименте результата (участие в командных соревнованиях, где зачет – по последнему). Руководству и обучению – как тренер. Выдержке в критических моментах – от участия в соревнованиях по пулевой стрельбе. Позднее это качество и терпение развивалось в арбитражно - хозяйственных многолетних (почти семилетних) спорах с налоговой инспекцией Ужгорода в качестве предпринимателя.

Записать эти мысли заставило отсутствие ответа на вопрос, а зачем нужна и что тпроводимая в стране за деньги Запада очережна школьная реформа. Разве что видимость активности по ширмой очередных “госреформ” объяснить заграничному дяде, куда проели деньги на очередную перестройку? Разумеется, качеству образования число баллов в оценках не добавит. А переименовав экзамены на тесты качества образования не поднять.

Владимир Салтыков 12.03.01 - 22.02.02 Ужгород
E-mail: saltykov@westportal.net


(C) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич
Все права на произведение принадлежат автору.
Размножение и коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100