СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Это не исследование. Пусть даже малое. Это ответ на вопрос к себе: - «Что дала автору Школа?» С большой буквы.

Школ в жизни автора было четыре, включая Университет и исключая в порядке номеров школу самой жизни.

Начальная школа научила читать, считать, научила рукоделию, заставила задумываться над чем-нибудь, чего не знают друзья. До школы я не изучал каллиграфии и обязан в этом отцу больше, чем школе. Отец доверял мне и не вмешивался в учебу без необходимости настолько, что разрешал подписывать дневники от имени родителей своим факсимиле.

Требование учителя представить оригинальную самоделку в период учёбы с первого по третий класс, заставило освоить технологию резьбы лобзиком по дереву, выжигания, барельефного выпиливания, изготовления из заготовок шкатулок и игрушек пресспапье под присмотром и руководством отца.

Школьная библиотекарь с 1 –ого по 3 класс ненавязчиво привила любовь к чтению. В обмен на освоенную с первого класса технологию ремонта переплетов книг, которой обучила школьный библиотекарь, получил в 1-ом классе доступ КО ВСЕМ книгам школьной библиотеки. Написанные для любого возраста! Этого импульса хватило, чтобы привить любовь к книгам даже своим родным сестрам. Согласитесь, не каждый ученик в 1-ом классе осилит несколько книг Жюль Верна.

Школа второй ступени. Пионер – активист. Начальник пионерской дружины школы – формальный лидер с высокими обязательными требованиями к форме и соблюдению общественных инструкций. Обязательные в школе слесарные обязательные школьные работы, одинаковые мальчикам и девочкам. Основы черчения. Использование инструментов.. Работа на фрезерном, токарном и сверлильном станках. Обработка дерева, в том числе на токарном станке по дереву. Сдача изделий каждым учеником. Обучение устройству пылесоса, холодильника, электроприводу постоянного и переменного тока. Зачёт. И на всю жизнь приобретенное умение включить трехфазный двигатель с пускателем в однофазную сеть. Участие в квартирном капитальном ремонте - проводка, штукатурка, газ, канализация, вода, ванна, душ. Ремонт мебели. Эта часть знаний - от родителей.

Школа 3-ей ступени. Мне повезло - физико-математическая. Матанализ. Аналитическая геометрия. Алгебра высказываний (математическая логика). Для проверки знаний – исправление грамматических ошибок в тексте на незнакомом африканском наречии, на котором в мире говорят не более 40 человек. Педагоги - доценты университета.

Университет - 4-ая школа. Лабораторные работы. Семинары. Чуть–чуть: черчения – начертательная геометрия. Теоретическая механика. Матфизика с её дифференциальными и интегральными уравнениями и краевыми условиями. Теория вероятности. Вариационный анализ. Радиоэлектроника и радиотехника. Синтез электронных нелинейных и линейных электрических цепей.. Вновь библиография, но уже научных публикаций. Основы обработки информации – курсовые задания. В основном, та же спецшкола. Учителя убедили, что мир прекрасен и удивительно красив с научной точки зрения. При этом из педагогов об этом никто вслух не говорил. Лыжи. Пулевая стрельба: пистолет-винтовка. Гребля на морских ялах. Биатлон. Кроссы. Диплом - не более тридцати страниц, если претендуешь на «пять».

Школа дала друзей. Не сломала индивидуальность. Не унифицировала мышление. Спорт избавил от хронических простудных воспалений. Научился быть официальным и неофициальным лидером - как тренер по стрельбе у морских многоборцев, как капитан и наставник стрелковой и по биатлону команд, участник многих спортивных соревнований и учебных предметных олимпиад. Пришло умение ставить задачи корректно. Уважать внешние условия и обстоятельства - влияние матфизики. Университет научил ставить эксперимент и рассчитывать ожидаемый результат - это от теории вероятности. Добиваться в эксперименте нужного результата - от участие в командных соревнованиях, где зачёт по последнему участнику. Руководству и обучению научился как тренер. Выдержке в критических моментах – от участия в спортивных соревнованиях, особенно по пулевой стрельбе. Позднее это качество - терпение развивалось в многолетних арбитражно-хозяйственных (чуть ли не десятилетних) спорах с налоговой инспекцией Ужгорода в качестве предпринимателя-истца.

Записать эти мысли заставило отсутствие ответа на вопрос, а зачем нужна и что стоит ждать от проводимой в стране за деньги Запада очередная, школьная, реформа. Разве чтобы видимость активности под ширмой очередных «госреформ» создать при объяснении заграничному дяде, куда проели деньги на очередную перестройку? Разумеется, переход с пятибальной на двенадцатибальную систему оценок качеству образования не добавит. И лишь заменой экзаменов тестами трудно побороть коррупцию. Просто цена взятки за хорошую оценку теста возрастёт.

 

Владимир Салтыков 12.03.01..05.07.08 тел/факс +38-(031)-(22)-29069

 

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz