СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Это не исследование. Пусть
даже малое. Это ответ на вопрос к себе: - «Что дала автору Школа?» С большой
буквы.
Школ в жизни автора было четыре, включая Университет
и исключая в порядке номеров школу
самой жизни.
Начальная школа научила читать, считать, научила
рукоделию, заставила задумываться над чем-нибудь, чего не знают друзья. До
школы я не изучал каллиграфии и обязан в этом отцу больше, чем школе. Отец
доверял мне и не вмешивался в учебу без необходимости настолько, что разрешал
подписывать дневники от имени родителей своим факсимиле.
Требование учителя представить оригинальную
самоделку в период учёбы с первого по третий класс, заставило освоить
технологию резьбы лобзиком по дереву, выжигания, барельефного выпиливания, изготовления
из заготовок шкатулок и игрушек пресспапье под
присмотром и руководством отца.
Школьная библиотекарь с 1 –ого по 3 класс ненавязчиво
привила любовь к чтению. В обмен на освоенную с первого класса технологию
ремонта переплетов книг, которой обучила школьный библиотекарь, получил в 1-ом
классе доступ КО ВСЕМ книгам школьной библиотеки. Написанные
для любого возраста! Этого импульса хватило, чтобы привить любовь к книгам даже
своим родным сестрам. Согласитесь, не каждый ученик в 1-ом классе осилит
несколько книг Жюль Верна.
Школа второй ступени. Пионер – активист. Начальник
пионерской дружины школы – формальный лидер с высокими обязательными
требованиями к форме и соблюдению общественных инструкций. Обязательные в школе
слесарные обязательные школьные работы, одинаковые мальчикам и девочкам. Основы
черчения. Использование инструментов.. Работа на
фрезерном, токарном и сверлильном станках. Обработка дерева, в том числе на
токарном станке по дереву. Сдача изделий каждым учеником. Обучение устройству
пылесоса, холодильника, электроприводу постоянного и переменного тока. Зачёт. И
на всю жизнь приобретенное умение включить трехфазный двигатель с пускателем в
однофазную сеть. Участие в квартирном капитальном ремонте - проводка, штукатурка,
газ, канализация, вода, ванна, душ. Ремонт мебели. Эта часть знаний - от
родителей.
Школа 3-ей ступени. Мне повезло - физико-математическая.
Матанализ. Аналитическая геометрия. Алгебра
высказываний (математическая логика). Для проверки знаний – исправление грамматических ошибок в тексте
на незнакомом африканском наречии, на котором в мире говорят не более 40
человек. Педагоги - доценты университета.
Университет - 4-ая школа. Лабораторные работы.
Семинары. Чуть–чуть: черчения – начертательная геометрия. Теоретическая
механика. Матфизика с её дифференциальными и
интегральными уравнениями и краевыми условиями. Теория вероятности.
Вариационный анализ. Радиоэлектроника и радиотехника. Синтез электронных
нелинейных и линейных электрических цепей.. Вновь
библиография, но уже научных публикаций. Основы обработки информации – курсовые
задания. В основном, та же спецшкола. Учителя убедили, что мир прекрасен и
удивительно красив с научной точки зрения. При этом из педагогов об этом никто
вслух не говорил. Лыжи. Пулевая стрельба: пистолет-винтовка. Гребля на морских
ялах. Биатлон. Кроссы. Диплом - не более тридцати страниц, если претендуешь на
«пять».
Школа дала друзей. Не сломала индивидуальность. Не
унифицировала мышление. Спорт избавил от хронических простудных воспалений. Научился
быть официальным и неофициальным лидером - как тренер по стрельбе у морских
многоборцев, как капитан и наставник стрелковой и по биатлону команд, участник
многих спортивных соревнований и учебных предметных олимпиад. Пришло умение
ставить задачи корректно. Уважать внешние условия и обстоятельства - влияние матфизики. Университет научил ставить эксперимент и
рассчитывать ожидаемый результат - это от теории вероятности. Добиваться в
эксперименте нужного результата - от участие в
командных соревнованиях, где зачёт по последнему
участнику. Руководству и обучению научился как тренер. Выдержке в критических
моментах – от участия в спортивных соревнованиях, особенно по пулевой стрельбе.
Позднее это качество - терпение развивалось в многолетних арбитражно-хозяйственных
(чуть ли не десятилетних) спорах с налоговой инспекцией Ужгорода в качестве
предпринимателя-истца.
Записать эти мысли заставило
отсутствие ответа на вопрос, а зачем нужна и что стоит ждать от проводимой в
стране за деньги Запада очередная, школьная, реформа. Разве чтобы видимость
активности под ширмой очередных «госреформ» создать
при объяснении заграничному дяде, куда проели деньги на очередную перестройку?
Разумеется, переход с пятибальной на двенадцатибальную систему оценок качеству образования не
добавит. И лишь заменой экзаменов тестами трудно побороть коррупцию. Просто
цена взятки за хорошую оценку теста возрастёт.
Владимир Салтыков 12.03.01..05.07.08 тел/факс +38-(031)-(22)-29069