Долготерпение учителя


Молодым специалистом по распределению автор попал именно на ту работу, о которой мечтал, еще не окончив университет.
Этому способствовали кроме моего желания некоторые обстоятельства - высокий средний учебный университетский балл, позволивший, помнится, в числе первой пятерки своего полукурса иметь преимущества выбора, успешная производственная практика и дипломная тема в этом, по названию непритязательном и не очень многочисленном СКБ, фактически более похожем на НИИ. Разумеется, без пятилетнего терпения учителей родного ВУЗа, этот рассказ бы не состоялся.
Но речь пойдет о своем первом производственном учителе. Именно ему – Макаеву Надыру Абдулаевичу, исключительно опытному, сказал бы - талантливому, инженеру, окончившему небезизвестный в СССР казанский авиационный институт, тогда начальнику исследовательского сектора, активному разработчику радиоэлектронной аппаратуры, обязан тем, что со своих первых дней в Закарпатье, едва закончив период “молодого специалиста”, стал фактически ведущим инженером- разработчиком, а государственную работу завершл в должности начальника филиала НИИ радиоэлектронной аппаратуры.
Но речь – об учителях и “школе”. Разумеется, первым учителем был отец – слесарь по оборудованию трамвайного парка, через руки и школу которого прошли многие его ученики, без которого, вероятно. не было бы ни СКБ, ни университета, ни физико-математической школы.
Начало научно- исследовательской работы было будничным. Шеф рассказал о работе специального устройства – цифрового многоканального специального процессора - АРУ и посетовал, что иногда макет устройства дает нерегулярный сбой раз в неколько миллионов циклов.
Одновременно, предварительно спросив, какой язык изучал в университете, положил четыре тома описания американского аналога, уверив, что если он в нем разобрвался со своим немецким, то мне со свом... не проблема. Разумеется, напомнив, что за любыми вопросами – в любой момент.
Сектор состоял из пятерых инженеров, условно включая меня. Каждый инженер разрабатывал свое. Я не курил, поэтому, подходя к курильщикам для перерыва в работе, чувствовал себя прогульщиком. Такое положение осложнялось тем, что выходили их сектора только с сигаретой или в смежные подразделения, где мне делать было нечего, а начальник отдела отчитывал некурящих возле курилки, как бездельников.
Понимая все про технику, которую мне поручили, рассказать об этом, как собака, не мог. Это сейчас я понимаю, что это был один из этапов познания.
Иногда техника ломалась. Шеф спрашивал, как дела. Я ставил диагноз. Он – спрашивал о методике ремонта. Я – изучал, делал пульт или создавал методику, исправлял дефект, ломал в другом месте. Так шли месяцы. Попутно, не напрягаясь, как то незаметно, разработал несколько опытных, а позднее – для установочной серии, плат этого устройства, пульты и методики для проверки не только каждой платы, но и всего устройства. Разобрался в работе смежных блоках, службах.
С первой мною разработанной платой вышел конфуз. В сектор принесли с опытного производства собранный узел на печатной плате, сконструированной соседним КБ по моей принципиальной схеме. Сдали шефу. Тот позвал меня определить – хороша ли. Взяв осторожно красивую вещь, чтобы не сломать, оглядел со всех сторон, сверил с чертежом, доложил о соответствии. Резким движением шеф скомкал все изделие в кулак, а мне молниеносно стала ясна ошибка в выборе материала конструктора, пусть не моя. Своя согласующая подпись заставляла краснеть. Однако на оставшуюся жизнь остался урок, что разработчик отвечает за ВСЕ ИЗДЕЛИЕ и за своих коллег – конструкторов на всех этапах жизни изделия, включая эксплуатацию, отвечая за технолога, программиста, конструктора, регулировщика, оператора.
Как то так непонятно случилось, что среди ремонтных операций с макетом разработал полный комплект схем для опытного образца сложной специальной ЭВМ, потом установочной серии, потом технические условия, руководство для эксплуатации блока, системы, сложностью и возможностями в несколько персональных ЭВМ, полный комплект пультов для настройки и проверки плат блока, провел полевые, в несколько месяцев, испытания.
Пришлось пережить еще один сложный период. Родился сын, пришлось по полночи не спать, “регулируя” пеленки. Работа, видимого продвижение в которой на тот момент не было, смертельный недосып, тома техописания на английском, невозможность сменить обстановку приводили к тому, что однажды заснул. Шеф за спиной успел поймать меня, перепрыгнув свой стол.
Разработав заметную часть плат сложного блока сейсмостанции, сопровождая производство остальных, разработанных сектором, к серийному выпуску которой сектор инициативно между прочим, разработал высокоскоростное электростатического цифроуправляемое печатающее устройства, которое не могли разработать специализированные КБ и НИИ, я же так не выполнив своего первого производственного задания. Честно говоря, про него даже забыл. На то время оно мне было еще не по зубам. За полгода с хвостиком, шеф терпеливо о нем не напоминал. И вдруг сонливость пропала. Или сын подрос. Сам же себя ощутил ведущим инженером изделия. И авторитет зубров - настройшиков в этом не разубеждал. Напротив.
А историю обучения записал потому, как до сих пор удивляюсь долготерпению своего первого производственного учителя. И незаметности обучения. При этом, в отсутствии характера учителя или нгедостаточности знаний и умений не упрекнешь. Перед ним трепетал не только начальник отдела, но и сам директор. И еще одна особенность. Интеграл его пугал. Но, по сегодняшний день, не ведаю технического процесса, конструкции, которых он не смог бы описать- объяснить арифметикой.
А формулы уважал. Об этом с удивлением узнал, когда при составлении технического описания блока удалось формулой описать то, что американцы сумели описать лишь длинно и словами. Шеф в мои способности не поверил, сначал сказав, что если американцы не смогли, значит это не возможно, но, проверив – приказал формулу вписать, как укрошение научного отчета СКБ с функцией (символами) Кронеккера.
Так, незаметно для себя я стал ведущим разработчиком. При увольнении старшего инженера, он же - автор рассказа, шеф сказал, что приказ о ведущем инженере подпишет за 6 минут у директора задним числом, если увольнения не будет. К сожалению, обстоятельства этому не благоприятствовали. А шляпу перед ним снимаю. По сей день. Всегда. Перед школой. Перед учителем. Перед человеком. Перед профессионалом и специалистом. К полученным знаниям добавились иные, других школ и учителей. Конструкторская школа пополнилась изобретательской, исследовательской, самообразованием. Но имена первых учителей не забываются.
А школу всегда посильно старался передать другим. Уже в Закарпатье. Одна из усвоенных от учителей заповедей – воспитай ученика.

Владимир Салтыков 01.07.01 -.30.07.01 Ужгород


(С) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Вcе права на произведение и его фрагменты принадлежат автору.
Размножение и коммерческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100