БИЗЕС
ПО-УКРАИНСКИ
С особенностями
современного национального бизнеса знаком каждый, живущий в черте национальных
безбрежно-налоговых границ. В той или иной мере. Или в налоговом безразмерном беспределе, для краткости. Беспредел,
это когда налогов собирают с заметным суммарным перевыполнением плана, но
объявляют, что с малой части национального контингента. Или,
когда сокращают, уменьшают, снижают (налоги), одновременно увеличивая их сбор
(налогооблагаемую базу), или, в крайнем случае, свои налогособирательные
штаты. Или когда налоги назначают (увеличивают) задним числом более года
назад. Проще говоря, когда правила бизнеса (налоговой игры) изменяет в
одностороннем порядке один из партнеров (правительство, законодатель), когда
игра сыграна. Причем, правила (законы, инструкции) государство устанавливает,
контролирует и следит за собой сама, чтобы не собрали лишних налогов - в лице
одного и того же учреждения. И сами законы составлены таким образом,
признаваясь одновременно, не стесняясь мировой общественности и сограждан,
чтобы при их исполнении не только на питание "предпринимателю" не
оставалось от такого бизнеса, но и на саван, чтобы прикрыть в скорбный час.
Причём, даже такие,
написанные в собственной ведомственной канцелярии инструкции-законы, выполнять
госчиновники считают для себя не обязательным вместе с Конституцией страны,
руководствуясь не законом, а целесообразностью. Попросту, - приказом, или -
сколько надо. А может, живя по понятиям, как говорят в некоторых кругах?
Раньше было принято
говорить - "лагерь", выражаясь политико-советским языком. А сбор
денег в бюджет: прод- или иной разверсткой. Сохраняя революционно-советскую стилистику, назвал бы налоговым
лагерем нашу страну, в силу похожести способов наполнения бюджета и способов
сохранения, приумножения отобранного отечественной юстицией у нищих ("жебраков" - по-закарпатски)
при недоступности системе налогообложения состоятельных лиц в нашем
"независимом географическом образовании", именуемом в официальных
кругах демократической республикой - когда выпрашиваем международные кредиты по
низким ставкам, и - развивающейся страной, - когда их возвращаем
(реструктуризируем, не возвращаем). Короткая статья не заменяет и не
претендует на научное исследование. Скорее, это зарисовка, этюд на заданную автором
тему. Эта тема ещё ждет своих исследований.
Одна,
каждодневно ежечасно прилюдно наблюдаемая сторона национального бизнеса -
бабушки-старушки и пожилые женщины с семечками и подакцизными сигаретами возле
витрин магазинов, на улице, «налогообложенными» по
бартеру патрульными нарядами милиции.
Бизнесом назвать этот род деятельность старушек можно
назвать весьма условно, с натяжкой. Лишь в определенном смысле известного
анекдота про славянский (русский) бизнес: - "Хорошо живешь, даже на водку
хватает". - "А я бутылки сдаю"..- "А
бутылки откуда?" - "А от купленной водки". - "А водка
откуда?" - "Из магазина, за сданые водочные
бутылки".
К
ним же, в смысле видимой стороны уличного "бизнеса" можно отнести
"менял", или незарегистрированных, оборотистых молодых, коротко
стриженых, круглолицых, как правило, "банкиров" возле легальных
обменных пунктов и вокзалов с их классическим полушопотом
"меняю", под другой, уже более надежной, чем патрульные и участковые
милиционеры, "госкрышей", точнее крышей
"госчиновников". Потому, что без силовой
структуры, родимой, в четыре часа по всей стране бы закончился этот не
лицензированный "бизнес", едва начавшись.
Многочисленная, пожалуй, группа предпринимателей, тех, кому удалось
в нее попасть несколько лет назад, раскрутиться, не окончательно прогорев с
первого раза, или, прогорев не раз, но установившую постоянную сеть клиентов и
поставщиков, вставшая на ноги, с "крышей" или информаторами в
фискальных (и т.н. силовых) органах. Они имеют лотки на базаре,
арендованные секции магазинов и т.п. Именно эта группа в силу многочисленности,
и полулегальности существования в системе
налогообложения, своей предпринимательской деятельности пока обеспечивает свою
семью, "крышу" и госстатистику достаточно
высоким средним уровнем минимального прожиточного уровня.
Более того, именно
эта многочисленная группа даёт работу нанятым работникам, в своем большинстве –
профессиям, связанным с торговлей, реже - рабочим с неквалифицированными
специальностями, которых возможность существовать пытается лишить
правительство. "Уменьшая налоги, расширяя базу налогообложения",
правительство попутно сокращает число субъектов налогообложения способами, не
совместимыми с физическим существованием. Не леча и не уча
без денег, без лекарств, дорогими и растущими в цене коммунальными услугами и
энергоресурсами, дорогими кредитами, деньги за которые само отобрало у многих,
не кормя пенсионеров, усложняя предпринимательскую деятельность лицензиями,
квотами, конкурсами на род занятий, многочисленными однообразными фондами и
трудно неразличимыми и непонятными для большинства предпринимателей налогами,
не совпадающими сроками сложной отчётности, и санкциями за всё, от
которых бледнеют профессионалы - бухгалтера и юристы (если только они не
профессиональные аудиторы, адвокаты и судебные
эксперты, которых сложность кормит).
Другая
группа, - те, кто присвоив бывшую гос- или иную собственность, разумеется с согласия (или
видимости) закона, "имеет" (не засвечиваясь) с его аренды или делает
иной "гешефт" от её использования, чаше - торгую на ней или ею,
делясь и пряча доходы. Скажем, обменяв должность на контрольный пакет акций. К
ним относятся средней руки чиновники, судьи, прокуроры, члены правительства,
администрации, чиновники контролирующих служб и подобные госслужащие у "госкормушки".
Нельзя
не сказать о группе Предпринимателей, с большой буквы, которые делают то, что
выше описано с присвоением значительной по величине национальной
собственностью, или на глазах у всей нации, но в ОСОБО КРУПНОМ РАЗМЕРЕ. К
примеру, получив в доверительное управление заводы, рудники, фабрики, энерго- и
сырьевые ресурсы. Коротко - "трубу" с краном, счетчик в которой - в
сейфе швейцарского банка (непрямо говоря).
Мало того, что в
трубу не заглянешь, так в швейцарский сейф - тем более. Налоги нация платит им!
Как так? Очень запросто. В виде возврата налога на добавленную стоимость (НДС),
к примеру, металлолома, вывезенного через Прибалтику на Запад,
"купленного" вроде как с НДС дома. Или в виде "вложений-инвестиций"
в национальную экономику невыплаченных нации раньше же ими налогов. Или -
освобождений от налогов и льгот, особых зон, квот, и т.п. Или в порядке налогонеоблагаемой многомесячной закачки
"технологического газа (бензина) в тысяча километровую экспортную трубу "для
испытаний" с последующим списаним затрат на его
выпуск за границей с "утилизацией" после "испытания" там
же, к примеру. Пример условный. Можно списывать затраты на окраску облаков над
Средиземным морем над офисом филиала украинской тамошней фирмы. Здесь уже
госчиновник должен иметь ранг не меньше замначальника
главка. Лучше - Министр.
Такой группе особо
сложно. Но Законодатель бдит о них, потому налоги тем, кто минеральные воды
качает, скажем, уменьшает, по просьбе тех, кто такую "минералку"
пьет.
Разумеется,
"труба" - это образно. С не меньшим эффектом можно перепродавать
энергию, недоданную в национальные квартиры в часы пик, за границу, втридорога.
Принимая оплату национального клиента по средней мировой цене. Или потребовать оплату вперед, с наказанием в виде пени за
"превышение лимитов", установленными владельцем трубы. Можно,
к примеру, за поверку счетчиков взыскивать по полугодовому тарифу, как за
сожженную энергию, и никто не пикнет, - монополия. Можно отапливать улицу, а
деньги взыскивать с жильцов, как бы за отопление квартир. Можно субсидии
сначала законодательно"выбивать", а потом
себе (в акционерное-частное предприятие) в доход
зачислять. Чем больше тепла на ветер, тем больше "услуг" оказано
неимущим, у которых отобрали сначала госчиновники в виде налогов, потом забрали
остаток пенсии-дохода высоким коммунальным тарифом из-за потерь и отдали бывшим
госчиновникам - владельцам этой "трубы". Принудив заплатить за тепло
налогами неимущих.
Можно закрыть ядерный блок энергостанции,
построив на занятые под проценты тепловую на угле во много раз с более дорогой
электроэнергией, менее экологически чистой, для которой нужно покупать польский
или русский уголь (в своём - много шлаков и с большой глубины залегания).
Одни богатеют на угле, другие на закрытии действующей
(реформа инфраструктуры, гуманитарная помощь) электростанции, третьи - на
строительстве, четвёртые - владельцы новой станции, - на продаже услуг (ядерную
пока приватизировать труднее) и т.п.
Еще
одна разновидность национальных предпринимателей из власти - бизнес на
государственных обязательствах, операции с или целевыми
бюджетными госфондами (многомесячное использование в
личных целях), липовое страхование, присвоение целевых денег, включая
гуманитарную, торговля госдолгами, перевод частных долгов в государственные.
А также - передача
госсобственности в частное владение, - так называемые смешанные предприятия
(когда владельцев больше одного и они разной формы собственности). Но это
большая тема отдельного исследования.
Удобно менять
принадлежность госденег, присваивая, пользуясь
чрезвычайными событиями - гололед, снегопад, наводнение, смена руководства,
перевыборы, неурожай или наоборот слишком большой урожай, списывая в затраты
личных фирм, к примеру, общественные деньги.
Присвоение
земли запрещенной к приватизации за счет перепродажи сначала арендованной за
взятку, а позднее приватизованной и перепроданной
земли - один из выгоднейших сегодня
видов коммерческих афер.
Семейный
бизнес президента и его семьи не освещаю, в силу относительной малочисленности
"семьи" в сравнении с населением Украины, семьи, невозможности
повторения опыта каждым рядовым читателем, в силу специфичности и в силу
общеизвестности опыта, описанного многими масс-медиа,
что, впрочем, не сильно снижает его доходность и влияние на оставшихся в живых
от минимальной зарплаты сограждан.
Патриотический
вклад семьи президента принижать не надо. В силу доходности полноценной
легальной части семейного бизнеса, средний доход украинца достаточно высок -
примерно треть официального минимального прожиточного. Разумеется, в силу
меркантильности, попросту - завистливости остальных украинцев к президенту, это
их почему-то не радует.
Торговые санкции к
президенту со стороны ближайших партнеров с Запада и Востока в последнее время
стала уменьшать доходы "семьи". Поэтому, естественно,
"семья" возражает. А назначения иными влиятельными структурами
неподконтрольных "семье" "на все 100%" губернаторов или
чиновников, уменьшают иные семейные поступления, вредя налаженному бизнесу. В
последнее время к этим неприятностям добавились трубные и иные скандалы,
которые увеличили накладные семейные расходы.
Личный бизнес
министров и приближенных к Кабмину не портит
вышеописанной палитры. Нефтяной (или иной) министр вполне
может стать директором нефтяного концерна. Или организовать за границей фирму
(фирмы). Начальник налоговой инспекции – стать главой партии с далеко идущими
экономическими задачами (помните: политика есть концентрированная экономика).
Но это еще не беда
Главная, по влиянию
на жизнь рядового украинца, как считает автор, особенность национального
бизнеса, которую, иначе, как бедой страны, точнее - граждан страны, не
назовешь, страны, официально названная лидером и даже мировым рекордсменом по
продажности госчиновников, есть то, что судьи, прокуроры, генералы милиции и
таможни, начальники сгосслужб тоже приватизируют свои
должности.
За деньги
налогоплательщиков каждому из них государство вручает меч
"правосудия" вместо скальпеля с правом не отвечать за последствия.
Тогда людям становится просто очень плохо. И это не только точка зрения автора.
Нельзя умолчать о
достаточной распространенной ещё одной особенности национального бизнеса. Когда
продают воздух в коробках по цене импортных компьютеров. Или одно и тоже
исхитряются продать не раз. Или пообещав гарантию, которая оканчивается при
продаже или вместе с исчезнувшей фирмой. Но это - отдельная тема.
Владимир Салтыков 11.01.02 - 03.07.08 Ужгород