БИЗЕС ПО-УКРАИНСКИ

 

С особенностями современного национального бизнеса знаком каждый, живущий в черте национальных безбрежно-налоговых границ. В той или иной мере. Или в налоговом безразмерном беспределе, для краткости. Беспредел, это когда налогов собирают с заметным суммарным перевыполнением плана, но объявляют, что с малой части национального контингента. Или, когда сокращают, уменьшают, снижают (налоги), одновременно увеличивая их сбор (налогооблагаемую базу), или, в крайнем случае, свои налогособирательные штаты. Или когда налоги назначают (увеличивают) задним числом более года назад. Проще говоря, когда правила бизнеса (налоговой игры) изменяет в одностороннем порядке один из партнеров (правительство, законодатель), когда игра сыграна. Причем, правила (законы, инструкции) государство устанавливает, контролирует и следит за собой сама, чтобы не собрали лишних налогов - в лице одного и того же учреждения. И сами законы составлены таким образом, признаваясь одновременно, не стесняясь мировой общественности и сограждан, чтобы при их исполнении не только на питание "предпринимателю" не оставалось от такого бизнеса, но и на саван, чтобы прикрыть в скорбный час.

Причём, даже такие, написанные в собственной ведомственной канцелярии инструкции-законы, выполнять госчиновники считают для себя не обязательным вместе с Конституцией страны, руководствуясь не законом, а целесообразностью. Попросту, - приказом, или - сколько надо. А может, живя по понятиям, как говорят в некоторых кругах?

Раньше было принято говорить - "лагерь", выражаясь политико-советским языком. А сбор денег в бюджет: прод- или иной разверсткой. Сохраняя революционно-советскую стилистику, назвал бы налоговым лагерем нашу страну, в силу похожести способов наполнения бюджета и способов сохранения, приумножения отобранного отечественной юстицией у нищих ("жебраков" - по-закарпатски) при недоступности системе налогообложения состоятельных лиц в нашем "независимом географическом образовании", именуемом в официальных кругах демократической республикой - когда выпрашиваем международные кредиты по низким ставкам, и - развивающейся страной, - когда их возвращаем (реструктуризируем, не возвращаем). Короткая статья не заменяет и не претендует на научное исследование. Скорее, это зарисовка, этюд на заданную автором тему. Эта тема ещё ждет своих исследований.

Одна, каждодневно ежечасно прилюдно наблюдаемая сторона национального бизнеса - бабушки-старушки и пожилые женщины с семечками и подакцизными сигаретами возле витрин магазинов, на улице, «налогообложенными» по бартеру патрульными нарядами милиции.

Бизнесом назвать этот род деятельность старушек можно назвать весьма условно, с натяжкой. Лишь в определенном смысле известного анекдота про славянский (русский) бизнес: - "Хорошо живешь, даже на водку хватает". - "А я бутылки сдаю"..- "А бутылки откуда?" - "А от купленной водки". - "А водка откуда?" - "Из магазина, за сданые водочные бутылки".

К ним же, в смысле видимой стороны уличного "бизнеса" можно отнести "менял", или незарегистрированных, оборотистых молодых, коротко стриженых, круглолицых, как правило, "банкиров" возле легальных обменных пунктов и вокзалов с их классическим полушопотом "меняю", под другой, уже более надежной, чем патрульные и участковые милиционеры, "госкрышей", точнее крышей "госчиновников". Потому, что без силовой структуры, родимой, в четыре часа по всей стране бы закончился этот не лицензированный "бизнес", едва начавшись.

Многочисленная, пожалуй, группа предпринимателей, тех, кому удалось в нее попасть несколько лет назад, раскрутиться, не окончательно прогорев с первого раза, или, прогорев не раз, но установившую постоянную сеть клиентов и поставщиков, вставшая на ноги, с "крышей" или информаторами в фискальных (и т.н. силовых) органах. Они имеют лотки на базаре, арендованные секции магазинов и т.п. Именно эта группа в силу многочисленности, и полулегальности существования в системе налогообложения, своей предпринимательской деятельности пока обеспечивает свою семью, "крышу" и госстатистику достаточно высоким средним уровнем минимального прожиточного уровня.

Более того, именно эта многочисленная группа даёт работу нанятым работникам, в своем большинстве – профессиям, связанным с торговлей, реже - рабочим с неквалифицированными специальностями, которых возможность существовать пытается лишить правительство. "Уменьшая налоги, расширяя базу налогообложения", правительство попутно сокращает число субъектов налогообложения способами, не совместимыми с физическим существованием. Не леча и не уча без денег, без лекарств, дорогими и растущими в цене коммунальными услугами и энергоресурсами, дорогими кредитами, деньги за которые само отобрало у многих, не кормя пенсионеров, усложняя предпринимательскую деятельность лицензиями, квотами, конкурсами на род занятий, многочисленными однообразными фондами и трудно неразличимыми и непонятными для большинства предпринимателей налогами, не совпадающими сроками сложной отчётности, и санкциями за всё, от которых бледнеют профессионалы - бухгалтера и юристы (если только они не профессиональные аудиторы, адвокаты и судебные эксперты, которых сложность кормит).

Другая группа, - те, кто присвоив бывшую гос- или иную собственность, разумеется с согласия (или видимости) закона, "имеет" (не засвечиваясь) с его аренды или делает иной "гешефт" от её использования, чаше - торгую на ней или ею, делясь и пряча доходы. Скажем, обменяв должность на контрольный пакет акций. К ним относятся средней руки чиновники, судьи, прокуроры, члены правительства, администрации, чиновники контролирующих служб и подобные госслужащие у "госкормушки".

Нельзя не сказать о группе Предпринимателей, с большой буквы, которые делают то, что выше описано с присвоением значительной по величине национальной собственностью, или на глазах у всей нации, но в ОСОБО КРУПНОМ РАЗМЕРЕ. К примеру, получив в доверительное управление заводы, рудники, фабрики, энерго- и сырьевые ресурсы. Коротко - "трубу" с краном, счетчик в которой - в сейфе швейцарского банка (непрямо говоря).

Мало того, что в трубу не заглянешь, так в швейцарский сейф - тем более. Налоги нация платит им! Как так? Очень запросто. В виде возврата налога на добавленную стоимость (НДС), к примеру, металлолома, вывезенного через Прибалтику на Запад, "купленного" вроде как с НДС дома. Или в виде "вложений-инвестиций" в национальную экономику невыплаченных нации раньше же ими налогов. Или - освобождений от налогов и льгот, особых зон, квот, и т.п. Или в порядке налогонеоблагаемой многомесячной закачки "технологического газа (бензина) в тысяча километровую экспортную трубу "для испытаний" с последующим списаним затрат на его выпуск за границей с "утилизацией" после "испытания" там же, к примеру. Пример условный. Можно списывать затраты на окраску облаков над Средиземным морем над офисом филиала украинской тамошней фирмы. Здесь уже госчиновник должен иметь ранг не меньше замначальника главка. Лучше - Министр.

Такой группе особо сложно. Но Законодатель бдит о них, потому налоги тем, кто минеральные воды качает, скажем, уменьшает, по просьбе тех, кто такую "минералку" пьет.

Разумеется, "труба" - это образно. С не меньшим эффектом можно перепродавать энергию, недоданную в национальные квартиры в часы пик, за границу, втридорога. Принимая оплату национального клиента по средней мировой цене. Или потребовать оплату вперед, с наказанием в виде пени за "превышение лимитов", установленными владельцем трубы. Можно, к примеру, за поверку счетчиков взыскивать по полугодовому тарифу, как за сожженную энергию, и никто не пикнет, - монополия. Можно отапливать улицу, а деньги взыскивать с жильцов, как бы за отопление квартир. Можно субсидии сначала законодательно"выбивать", а потом себе (в акционерное-частное предприятие) в доход зачислять. Чем больше тепла на ветер, тем больше "услуг" оказано неимущим, у которых отобрали сначала госчиновники в виде налогов, потом забрали остаток пенсии-дохода высоким коммунальным тарифом из-за потерь и отдали бывшим госчиновникам - владельцам этой "трубы". Принудив заплатить за тепло налогами неимущих.

Можно закрыть ядерный блок энергостанции, построив на занятые под проценты тепловую на угле во много раз с более дорогой электроэнергией, менее экологически чистой, для которой нужно покупать польский или русский уголь (в своём - много шлаков и с большой глубины залегания). Одни богатеют на угле, другие на закрытии действующей (реформа инфраструктуры, гуманитарная помощь) электростанции, третьи - на строительстве, четвёртые - владельцы новой станции, - на продаже услуг (ядерную пока приватизировать труднее) и т.п.

Еще одна разновидность национальных предпринимателей из власти - бизнес на государственных обязательствах, операции с или целевыми бюджетными госфондами (многомесячное использование в личных целях), липовое страхование, присвоение целевых денег, включая гуманитарную, торговля госдолгами, перевод частных долгов в государственные.

А также - передача госсобственности в частное владение, - так называемые смешанные предприятия (когда владельцев больше одного и они разной формы собственности). Но это большая тема отдельного исследования.

Удобно менять принадлежность госденег, присваивая, пользуясь чрезвычайными событиями - гололед, снегопад, наводнение, смена руководства, перевыборы, неурожай или наоборот слишком большой урожай, списывая в затраты личных фирм, к примеру, общественные деньги.

Присвоение земли запрещенной к приватизации за счет перепродажи сначала арендованной за взятку, а позднее приватизованной и перепроданной земли - один из выгоднейших сегодня видов коммерческих афер.

Семейный бизнес президента и его семьи не освещаю, в силу относительной малочисленности "семьи" в сравнении с населением Украины, семьи, невозможности повторения опыта каждым рядовым читателем, в силу специфичности и в силу общеизвестности опыта, описанного многими масс-медиа, что, впрочем, не сильно снижает его доходность и влияние на оставшихся в живых от минимальной зарплаты сограждан.

Патриотический вклад семьи президента принижать не надо. В силу доходности полноценной легальной части семейного бизнеса, средний доход украинца достаточно высок - примерно треть официального минимального прожиточного. Разумеется, в силу меркантильности, попросту - завистливости остальных украинцев к президенту, это их почему-то не радует.

Торговые санкции к президенту со стороны ближайших партнеров с Запада и Востока в последнее время стала уменьшать доходы "семьи". Поэтому, естественно, "семья" возражает. А назначения иными влиятельными структурами неподконтрольных "семье" "на все 100%" губернаторов или чиновников, уменьшают иные семейные поступления, вредя налаженному бизнесу. В последнее время к этим неприятностям добавились трубные и иные скандалы, которые увеличили накладные семейные расходы.

Личный бизнес министров и приближенных к Кабмину не портит вышеописанной палитры. Нефтяной (или иной) министр вполне может стать директором нефтяного концерна. Или организовать за границей фирму (фирмы). Начальник налоговой инспекции – стать главой партии с далеко идущими экономическими задачами (помните: политика есть концентрированная экономика). Но это еще не беда

Главная, по влиянию на жизнь рядового украинца, как считает автор, особенность национального бизнеса, которую, иначе, как бедой страны, точнее - граждан страны, не назовешь, страны, официально названная лидером и даже мировым рекордсменом по продажности госчиновников, есть то, что судьи, прокуроры, генералы милиции и таможни, начальники сгосслужб тоже приватизируют свои должности.

За деньги налогоплательщиков каждому из них государство вручает меч "правосудия" вместо скальпеля с правом не отвечать за последствия. Тогда людям становится просто очень плохо. И это не только точка зрения автора.

Нельзя умолчать о достаточной распространенной ещё одной особенности национального бизнеса. Когда продают воздух в коробках по цене импортных компьютеров. Или одно и тоже исхитряются продать не раз. Или пообещав гарантию, которая оканчивается при продаже или вместе с исчезнувшей фирмой. Но это - отдельная тема.

Владимир Салтыков 11.01.02 - 03.07.08 Ужгород

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz