НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Рискну поделиться своим опытом обучения плавания. Детей. Риск читателя в том, что сам автор научился плавать поздно, самоучкой, не профессионал-педагог. Поэтому читатель вправе обоснованно сомневаться в результативности предложенных способов. Хоть автор и вырос в городе на берегу великой русской реки - Волги, ширина которой в районе родного города превышала три километра. Однако сумел научить плаванию не только своего сына, но и нескольких малых детей своих друзей, что определенное доверие к его "методике" у читателя, должно внушать.

Так сложилось, что плавать научился на малой, одной из красивейших равнинных русских рек - Медведице, притоке Волги. Живя у большой реки. Заставили обстоятельства.

На утро однажды были объявлены соревнования по плаванию на первенство летнего спортивного лагеря старших классов средней школы. С престижными призами. Особенность и обязательность участия в соревнованиях лагеря усугублялась тем, что в составе специальной "ударной" школьной группы автор участвовал в его развертывании, а потому был в особом положении. Когда не отказываются. К "ударникам" предъявлялись повышенные требования. В частности, они не имели морального права (чтобы не уронить честь ударного отряда) отказаться от любого поручения. И от участия в заплыве. Зачет производился по - палаточно. По армейским правилам - зачет по последнему. Из всех моих друзей не умел плавать только я. Это обязывало.

Теорию движения рук и ног я знал. Что тонут, в основном - испугавшись, знал тоже. Воды не боялся. И нырять над глубиной воды до 30 метров не боялся тоже.

За ночь я был просто обязан научиться плавать. Сам. Встал после отбоя, в 24 часа. Крадучись (полагалось - спать), дошел до ровного пляжа. Зная из теории, что тело в воде не утонет, заставил себя, приседая, вставать из воды через равные промежутки. Освоившись, опробовал второе упражнение: вдохнув, подтянув ноги к груди, погрузившись - не дышать в положении поплавка. И, наконец, главное, - лежа на воде, с раскинутыми руками, опустив лицо в воду. Периодически поворачивая голову вбок для вдоха.

После этого я просто поплыл, не спеша, уверенный, что не утону. Сначала - вдоль берега. Для пробы - заставил себя - вглубь. Освоил лежание на воде без движения. На спине. Я был уверен - стартовать в соревнованиях смогу. Плыть - тоже. Утонуть - нет. Если не спешить. НО соревнования…!!!

Хоть к методике обучения это не относится, но, по - моему, эти соревнования достойны внимания читателя.

Дорожка представляла собой глубокий (до 10 метров) участок в 33 метра шириной между двумя оборудованными мостками метровой высоты на берегах с натянутыми канатами без поплавков с восьмью - десятью дорожками. И спасательной лодкой вне дорожек. Скорее - символически, по инструкции.

Мой практический опыт непрерывного плавания не превышал 15 метров. Я рассчитывал, что старт прикроет конфуз поражения, и, как - нибудь, доплыву, или спасут. Поэтому пытался пробиться в крайнюю дорожку к спасательной лодке. Однако устроители руководствовались алфавитом, и мне выпала крайняя - с другого края.

Старт был великолепный. Нырять и выныривать я научился с развязанных плотов на Волге возле деревообрабатывающего комбината. Кстати, именно из-за ныряния с плотов, самостоятельно купаться на Волгу родители нас, пацанов, не пускали. На поездку на пляж среди Волги не хватало времени и денег на троллейбус. А поездка на Волгу для ныряния с бревен снаружи трамвая (без билета) жестоко каралась родителями за риск не вынырнуть под сомкнувшимися бревнами или свалиться с вагона. Контроль матерей был жестокий. И …попадались неопытные друзья, если швы в их трусах оставались мокрые. Поэтому, ныряли в чем мать родила. А плавать меж бревен было негде и некогда - Волга была от дома в 10 км и проезд "съедал" все неконтролируемое матерями время.

Вернусь к соревнованию. Вынырнул почти на трети дорожки и резво поплыл. Хоть и знал, что мои 15 метров умения такой порыв резко уменьшают. Ближе к середине первой дорожки я понял, что с таким порывом могу утонуть. Болельщики это поняли тоже. Правда, о причине так и не догадались. Судья и педагоги заволновались. В рупор мне закричали, что заплыв можно прекратить.

Но, представь, читатель, что делать? До конца, до начала и до спасателей - одно расстояние. И я хладнокровно плыл. Вперед. ВСЕ зрители, поддерживая, кричали, одобряя.

Дистанция и констркуция противоположной части дорожек (высота метр, зацепиться не за что) обязывала вернуться (66 метров).

Соображение работало четко. Дыхалка - отказала. Я знал, что не утону, если передохну на спине, но полежать на воде, отдыхая, в ходе соревнований, на глазах всего лагеря, не позволяла гордость. Сообразив, что, доплыв до края дорожки, придется плыть обратно (в конце дорожки вылезти невозможно), а назад - нельзя - стыдно, повернул к спасательной лодке. Как рассказывали зрители, у каждого из них сложилось впечатление полной безнадежности. Человек тонет у всех на глазах, помочь быстро не может никто - ВСЕ средства спасения равноудалены. Канаты не позволяли спасательной лодке подплыть. А я, не имея сил, вместо ныряния под канаты (мешали лодке приблизиться), вздохнув, просто погружался под них, правда, не забывая загрести рукой.

К старту меня привезли. Качали. И наградили. За волю к победе. Участие палатке - зачли по - предпоследнему участнику. В виде исключения. О том, что это моя вторая в жизни попытка плыть - так и не узнали. Моя палатка ела торт. А лучший кусок определили мне.

С тех пор - плаваю. А описанный способ - первый. Самостоятельный.

Сына начал обучать строго по науке. Но как - то медленно. Он нырял и выныривал вдоль берега, но глубины боялся. Часто бывая в отпуске с сыном на Волге, но к его семи лет на Латорице - плавать не научил. Он плавал, лишь ощущая дно. А я чувствовал, что в чем-то, как отец не состоялся в смысле воспитания сына.

Пришлось воспользоваться третьим способом - народным. Суть его проста. Завозишь на глубину и сталкиваешь. Так я и поступил - столкнул с плота на быстрине с рукава Волги с плота за 30 метров от берега. Сам оставаясь на плоту. Сын начал слегка тонуть. И плот почему- то неожиданно быстро начал удаляться. И сын, почему - то, барахтаясь, поплыл не к берегу, как я ожидал, а к плоту. Пришлось полуодетым прыгать в воду, навстречу сыну, дико закричав на сына, чтобы плыл к берегу. Это чтобы двоим не утонуть. Доплыли. В тот купальный сезон мой сын со мной одновременно в воду уже не входил ни в одну из знакомых рек. Моя попытка вытолкнуть его в то лето с лодки для закрепления урока плавания даже на середине Латорицы не удалась. Оторвать его от борта лодки я не смог. Даже рискуя сломать лодку. Зато, он мне пообещал поплыть с самого начала следующего купального сезона. Я поверил. И он поплыл. Сам.

А где же второй способ, спросит читатель, дочитавший до конца. А второй - согласно опыту профессионального наставника - тренера - по науке.

Больше от классических способов обучения, описанных в литературе, я не отклонялся, и учил детей знакомых - только по опробованным методикам, без импровизации.

Уважаемый читатель - Вам выбирать способ обучения. Для себя или своего ребенка. И риск, и ответственность - на Вас. Но, советую, - по науке.

Владимир Салтыков 22.03.01 - 25.01.02 Ужгород


(С) 2004 г. Салтыков Владимир Николаевич.
Вcе права на произведение принадлежат автору.
Размножение и комменческое использование без разрешения автора запрещено!


Rambler's Top100