НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЮ
Не умеешь - научим,
Не
хочешь - заставим.
/Неписанная
армейская методика/
Рискну поделиться опытом обучения
детей плаванию. Надо учитывать, что сам автор научился плавать поздно,
самоучкой, не профессионал в педагогике. Поэтому читатель вправе сомневаться в
результативности предложенных способов. В пользу автора говорит то, что он сумел
научить плаванию не только своего сына, но и нескольких малых детей своих
друзей, что, должно вызывать некоторое доверие к описанной «методике», по
крайней мере, должно внушать.
Нырять между бревен развязанных
волжских плотов автор умел еще с дошкольных времен. Так сложилось, что плавать
научился на малой, одной из красивейших
равнинных русских рек –
Медведице, притоке Волги. Живя у большой реки. Заставили обстоятельства.
Вот как это было. На утро, однажды, были объявлены
соревнования по плаванию на первенство выездного летнего спортивного лагеря
старших классов средней школы. С престижными призами. Особенность и
обязательность участия в соревнованиях лагеря усугублялась тем, что в составе
специальной «ударной» школьной группы автор участвовал в развёртывании лагеря,
а потому был на особом положении. Когда не отказываются. К «ударникам»
предъявлялись повышенные требования. В частности, они не имели морального права (чтобы не уронить
честь ударного отряда) отказаться от любого поручения. Соответственно, от
участия в заплыве. Зачёт производился «по-палаточно», по армейским правилам – зачёт по-последнему. Из всех моих
друзей «однопалаточников» не умел плавать
только я. Ответственность обязывала.
Теорию движения рук и ног пловца я знал. Что тонут,
в основном, испугавшись, знал тоже. Воды не боялся. И нырять при глубине воды
до
За ночь я был просто обязан
научиться плавать. Сам. Встал задолго после отбоя, в 24 часа. Крадучись
(полагалось – спать), дошел до ровного пляжа. Зная из теории, что тело в воде не утонет, заставил себя,
приседая, вставать из воды через равные промежутки, погружаясь с головой.
Освоившись, опробовал второе упражнение: вдохнув, подтянув ноги к груди,
погрузившись – не дышать в положении поплавка. И, наконец, главное, – лежа на
воде, с раскинутыми руками, опустив лицо в воду. Периодически поворачивая
голову вбок для вдоха.
После этого я просто поплыл, не
спеша, уверенный, что не утону. Сначала – вдоль берега. Для пробы заставил себя
– вглубь. Освоил лежание на воде без движения. На спине. Я был уверен - стартовать
в соревнованиях смогу. Плыть – тоже. Утонуть – нет. Если не спешить. НО
соревнования…!!!
Хоть к методике обучения это не
относится, но, по-моему, эти соревнования достойны внимания читателя.
Дорожка представляла собой глубокий
(до
Мой практический опыт непрерывного
плавания не превышал
Старт был великолепный. Нырять и
выныривать я научился с плотов на Волге возле деревообрабатывающего комбината. Там
при выныривании всегда были рядом брёвна. Кстати, именно из-за риска такого ныряния,
самостоятельно купаться на Волгу родители нас, пацанов, не пускали. На поездку
на пляж среди Волги не хватало времени, чтобы вовремя вернуться. И не было денег
на троллейбус. А поездка для ныряния с бревен снаружи трамвая (без билета, на
"колбасе"-сцепке) жестоко каралась родителями за риск не вынырнуть
под сомкнувшимися бревнами или свалиться с вагона. Контроль матерей был жестокий.
И …попадались неопытные друзья, если швы
в их трусах оставались мокрые. Поэтому ныряли в чём мать родила. А плавать меж
бревен было негде и некогда – Волга была от дома в
Вернусь к соревнованию. Вынырнул почти
на трети дорожки и резво поплыл. Хоть и знал, что мои
Соображение работало чёетко.
Дыхалка – отказала. Я знал, что не утону, если
передохну на спине, но лежать на воде, отдыхая в ходе соревнований, на глазах
всего лагеря не позволяла гордость. Сообразив, что, доплыв до края дорожки,
придётся плыть обратно (в конце дорожки вылезти невозможно), а назад – нельзя –
стыдно, повернул к спасательной лодке. Как рассказывали зрители, у каждого из
них сложилось впечатление полной безнадежности. Человек тонет у всех на глазах,
помочь быстро не может никто – ВСЕ средства спасения равноудалены. Канаты не
позволяли спасательной лодке подплыть. А я, не имея сил, вместо ныряния под
канаты (они мешали лодке приблизиться), вздохнув, просто погружался под них,
правда, не забывая грести рукой.
К старту меня привезли. Качали. И наградили. За волю
к победе. Участие палатке зачли по
предпоследнему участнику. В виде исключения. О том, что это моя вторая в жизни
попытка плыть так и не узнали. Моя палатка ела призовой торт. А лучший кусок
определили мне.
С тех пор я плаваю. А описанный способ – первый.
Самостоятельный.
Сына я начал обучать строго по науке. Но как-то медленно.
Он нырял и выныривал вдоль берега, но глубины боялся. Часто бывал в отпуске с
сыном на Волге, но к его семи лет на
закарпатской Латорице – плавать так и не
научил. Он плавал, лишь ощущая дно. А я чувствовал, что в чём-то, как отец не
состоялся - в смысле воспитания сына.
Пришлось воспользоваться третьим способом –
народным. Суть его проста. Завозишь на глубину и сталкиваешь. Так я и поступил,
- столкнул, когда вместе отдыхали, на быстрине рукава Волги с плота за
А где же второй способ, спросит читатель,
дочитавший до конца. А второй –
согласно опыту профессионального
наставника - тренера – по науке.
Больше от классических способов обучения, описанных
в литературе, я не отклонялся и учил детей знакомых – только по опробованным
методикам без импровизации.
Уважаемый читатель – Вам выбирать способ обучения. Для
себя или своего ребенка. И риск, и ответственность – на Вас. Но, советую, – по
науке.
Владимир Салтыков 22.03.01
…03.07.08 Ужгород факс +38-(031)-(22)-29069