НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Не умеешь - научим,

Не хочешь - заставим.

/Неписанная армейская методика/

 

Рискну поделиться опытом обучения детей плаванию. Надо учитывать, что сам автор научился плавать поздно, самоучкой, не профессионал в педагогике. Поэтому читатель вправе сомневаться в результативности предложенных способов. В пользу автора говорит то, что он сумел научить плаванию не только своего сына, но и нескольких малых детей своих друзей, что, должно вызывать некоторое доверие к описанной «методике», по крайней мере, должно внушать.

Нырять между бревен развязанных волжских плотов автор умел еще с дошкольных времен. Так сложилось, что плавать научился на малой, одной из красивейших равнинных русских рек – Медведице, притоке Волги. Живя у большой реки. Заставили обстоятельства.

Вот как это было. На утро, однажды, были объявлены соревнования по плаванию на первенство выездного летнего спортивного лагеря старших классов средней школы. С престижными призами. Особенность и обязательность участия в соревнованиях лагеря усугублялась тем, что в составе специальной «ударной» школьной группы автор участвовал в развёртывании лагеря, а потому был на особом положении. Когда не отказываются. К «ударникам» предъявлялись повышенные требования. В частности, они не имели морального права (чтобы не уронить честь ударного отряда) отказаться от любого поручения. Соответственно, от участия в заплыве. Зачёт производился «по-палаточно», по армейским правилам – зачёт по-последнему. Из всех моих друзей «однопалаточников» не умел плавать только я. Ответственность обязывала.

Теорию движения рук и ног пловца я знал. Что тонут, в основном, испугавшись, знал тоже. Воды не боялся. И нырять при глубине воды до 30 метров не боялся тоже - опыт ныряния между бревен развязанных плотов на Волге закалил.

За ночь я был просто обязан научиться плавать. Сам. Встал задолго после отбоя, в 24 часа. Крадучись (полагалось – спать), дошел до ровного пляжа. Зная из теории, что тело в воде не утонет, заставил себя, приседая, вставать из воды через равные промежутки, погружаясь с головой. Освоившись, опробовал второе упражнение: вдохнув, подтянув ноги к груди, погрузившись – не дышать в положении поплавка. И, наконец, главное, – лежа на воде, с раскинутыми руками, опустив лицо в воду. Периодически поворачивая голову вбок для вдоха.

После этого я просто поплыл, не спеша, уверенный, что не утону. Сначала – вдоль берега. Для пробы заставил себя – вглубь. Освоил лежание на воде без движения. На спине. Я был уверен - стартовать в соревнованиях смогу. Плыть – тоже. Утонуть – нет. Если не спешить. НО соревнования…!!!

Хоть к методике обучения это не относится, но, по-моему, эти соревнования достойны внимания читателя.

Дорожка представляла собой глубокий (до 10 метров) участок в 33 метра шириной между двумя оборудованными мостками метровой высоты на берегах, с натянутыми канатами без поплавков с восьмью – десятью дорожками. И со спасательной лодкой вне дорожек. Лодка присутствовала скорее символически - по инструкции.

Мой практический опыт непрерывного плавания не превышал 15 метров. Я рассчитывал, что старт прикроет конфуз поражения, и, как–нибудь, доплыву, или - спасут. Поэтому, пытался пробиться в крайнюю дорожку, ближе к спасательной лодке. Однако, устроители руководствовались алфавитом, и мне выпала крайняя дорожка с другого края.

Старт был великолепный. Нырять и выныривать я научился с плотов на Волге возле деревообрабатывающего комбината. Там при выныривании всегда были рядом брёвна. Кстати, именно из-за риска такого ныряния, самостоятельно купаться на Волгу родители нас, пацанов, не пускали. На поездку на пляж среди Волги не хватало времени, чтобы вовремя вернуться. И не было денег на троллейбус. А поездка для ныряния с бревен снаружи трамвая (без билета, на "колбасе"-сцепке) жестоко каралась родителями за риск не вынырнуть под сомкнувшимися бревнами или свалиться с вагона. Контроль матерей был жестокий. И …попадались неопытные друзья, если швы в их трусах оставались мокрые. Поэтому ныряли в чём мать родила. А плавать меж бревен было негде и некогда – Волга была от дома в 10 км и проезд «съедал» всё неконтролируемое матерями время. К тому же, бревна могли сойтись в любой момент времени. Так что в воде не задерживались.

Вернусь к соревнованию. Вынырнул почти на трети дорожки и резво поплыл. Хоть и знал, что мои 15 метров «непрерывного» умения такой порыв резко уменьшат. Ближе к середине первого участка плавательной дорожки я понял, что с таким порывом могу и утонуть. Болельщики это поняли тоже. Правда, о причине так и не догадались. Судья и педагоги заволновались. В рупор мне закричали, что заплыв можно прекратить. Но, представь, читатель, что делать? До конца, до начала и до спасателей – одинаковое расстояние. И я хладнокровно плыл. Вперед. ВСЕ зрители, поддерживая, кричали, одобряя. Дистанция и конструкция противоположной части дорожек (высота метр, зацепиться не за что) обязывала вернуться (66 метров туда и обратно).

Соображение работало чёетко. Дыхалка – отказала. Я знал, что не утону, если передохну на спине, но лежать на воде, отдыхая в ходе соревнований, на глазах всего лагеря не позволяла гордость. Сообразив, что, доплыв до края дорожки, придётся плыть обратно (в конце дорожки вылезти невозможно), а назад – нельзя – стыдно, повернул к спасательной лодке. Как рассказывали зрители, у каждого из них сложилось впечатление полной безнадежности. Человек тонет у всех на глазах, помочь быстро не может никто – ВСЕ средства спасения равноудалены. Канаты не позволяли спасательной лодке подплыть. А я, не имея сил, вместо ныряния под канаты (они мешали лодке приблизиться), вздохнув, просто погружался под них, правда, не забывая грести рукой.

К старту меня привезли. Качали. И наградили. За волю к победе. Участие палатке зачли по предпоследнему участнику. В виде исключения. О том, что это моя вторая в жизни попытка плыть так и не узнали. Моя палатка ела призовой торт. А лучший кусок определили мне.

С тех пор я плаваю. А описанный способ – первый. Самостоятельный.

Сына я начал обучать строго по науке. Но как-то медленно. Он нырял и выныривал вдоль берега, но глубины боялся. Часто бывал в отпуске с сыном на Волге, но к его семи лет на закарпатской Латорице – плавать так и не научил. Он плавал, лишь ощущая дно. А я чувствовал, что в чём-то, как отец не состоялся - в смысле воспитания сына.

Пришлось воспользоваться третьим способом – народным. Суть его проста. Завозишь на глубину и сталкиваешь. Так я и поступил, - столкнул, когда вместе отдыхали, на быстрине рукава Волги с плота за 30 метров от берега. Сам остался на плоту. Сын начал слегка тонуть. И плот почему-то неожиданно быстро начал удаляться. И сын, барахтаясь, поплыл не к берегу, как я ожидал, а к плоту. Пришлось полуодетым прыгать в воду навстречу, дико закричав сыну, чтобы плыл к берегу. Это чтобы обоим не утонуть. Доплыли! В тот купальный сезон сын со мной одновременно в воду уже не входил ни в одну из знакомых рек. Моя попытка вытолкнуть его в то лето с лодки узкой закарпатской речки Латорицы для закрепления урока плавания не удалась. Оторвать его от борта лодки я не смог. Даже рискуя сломать лодку. Зато, он мне пообещал поплыть с самого начала следующего купального сезона. Я поверил. И он поплыл. Сам. Через год.

А где же второй способ, спросит читатель, дочитавший до конца. А второй – согласно опыту профессионального наставника - тренера – по науке.

Больше от классических способов обучения, описанных в литературе, я не отклонялся и учил детей знакомых – только по опробованным методикам без импровизации.

Уважаемый читатель – Вам выбирать способ обучения. Для себя или своего ребенка. И риск, и ответственность – на Вас. Но, советую, – по науке.

Владимир Салтыков 22.03.01 …03.07.08 Ужгород факс +38-(031)-(22)-29069

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz