ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ СТАНОВИТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ В УКРАИНЕ

Предпринимателями, говорят, не рождаются. Ими становятся. Про всех и все страны наверняка не знаю. С чем-то автор категорически не согласен, с чем-то согласен условно, если говорить об Украине.

Многие специалисты в мире считают пригодными к предпринимательству, т.е. к коммерческо-производственной деятельности с риском за свой счёт и с целью получения прибыли, не более 5% населения Земли. В Украине занимаются предпринимательством не только по призванию и умению, но и от безысходности - больше половины трудоспособного населения страны, независимо от наличия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Эта статья не для таких читателей, кому выбирать не приходится. Она для тех, кому, в случае разочарований в этом виде социальной жизни общества, есть, что терять. Им стоит примерить на себя возможности выхода из некоторых (нижеописанных) типичных в Украине предпринимательских ситуаций. И если они их не пугают – в путь-дорогу.

Сразу оговорюсь, что выводы этой статьи не бесспорны, т.к. основаны на субъективных выводах автора, анализа открытой печатной экономической, бухгалтерской, аудиторской, юридической, арбитражной (хозяйственной) информации и личном опыте десятилетней «предпринимательской» деятельности автора с целью жизнеобеспечения своей семьи.

Из личного опыта автора публикации первая половина его предпринимательства» связана с получением прибыли в качестве физического лица. Второе десятилетие связано с попыткой автора в национальных и Европейском Суде вернуть этот доход - отсудить после того, как его отобрало государство. Заработанные деньги были отобраны в виде взыскания авторитетной в узких кругах госструктуры, под предлогом налоговых финсанкций в конце 1996 года - государственной налоговой инспекцией Ужгорода с участием ГНА Закарпатской области по итогам одной почти годовой налоговой проверки. Процесс проверки с последующим спором длился около 10 лет и мог бы длиться дальше, но - надоело.

И так, ниже то, что, на взгляд автора не так выглядит в жизни, как декларируется, и не так как в законах прописано.

- Сложная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Вопреки декларациям правительства, президент, парламента и госкомитета содействия предпринимательству, регистрация не только сложна, но и накладна. Требуется всё больше залогов, справок, пошлин, разрешений.

- Налоги и санкции в стране начисляют по понятиям и революционному правосознанию инспекторов и начальников налоговой инспекции, зачастую даже законодателей, которые налоги назначают законами о бюджете на год, а от Вас требуют декларативного соблюдения Законов Украины. Зачастую наказывают не тех, и не за то, в чём полномочны налоговые служащие. Скажем, любимый объект наказания налоговой службы – соблюдение кассовой дисциплины. Однако наказывать финсанкциями за это имеет право только Нацбанк Украины. За отсутствие лицензий транспортных перевозок транспорте – не КРУ и не ГНИ, а только уполномоченное лицо - Минтранспорта.

- Суды отказываются принимать иски от предпринимателей, а принятые иски переадресуют (не пересылая) по кругу, мотивируя в общей юрисдикции - подведомственностью (подсудностью) хозяйственному суду, а в хозсуде – суду общей юрисдикции. В одних отказывают по неподсудности госоргана, в другом - неподсудностью должностных и служебных лиц. Ныне появилась еще одна судебная инстанция, дополняющая путаницу - административный суд, которому подсудны иски на админорганы, к которым, в ряде случаев, относятся и отношения хозяйствующих субъектов и налоговые вопросы..

- Вынесенные в Вашу пользу судебные решения исполняются с вероятностью не более ¼. При неучастии госисполнительной службы и прокуратуры Украины, если судебные решения – в Вашу пользу. Правда, если взыскивать будут с Вас, эти службы сработают против Вас исправно. Следует отметить, что в случае Вашего обращения в генпрокуратуру за помощью-защитой нарушенных прав можете получить справку (редкий случай), что претензий к Вам держава не имеет. Что некорректно юридически – следует писать «пока», иначе – индульгенция несовершенных грехов получается.

- Конституция Украины в стране декларативна, не действует. В судебных решениях даже Высшие суды страны отдают предпочтения нормоактам меньшей юридической силы и политическим симпатиям. Ещё чаще решения судей логически не мотивированы или противоречат логике как таковой. В реальности инструкции, приказы, указы, декреты и незаконные законы – предпочтительнее Конституции не только для людей в погонах, но и для судей.

- Право применяется неодинаково, что не позволяет рассчитать момент, когда у Вас отберут полученную прибыль, чтобы её вовремя эвакуировать за границу территориальных вод Украины (Вы ж, читатель, не идиот, чтобы, объявив своей предпринимательской целью получение прибыли, заниматься вынужденной благотворительностью государственному бюджету в размере всей получаемой прибыли) с риском уголовного преследования, если отдали не сразу, или - не всё, или не тому.

- Сложна бухгалтерская и налоговая отчетность предпринимательской деятельности.

- Частое изменение налогового законодательства, изменчивость права, в том числе незаконными способами, большое количество незаконных нормативных актов. Это десять лет назад любой бухгалтер мог всю жизнь проработать, не заглядывая в бухгалтерские справочники. А сейчас без полноценного юридического образования (пусть без диплома) бухгалтеру работать опасно, как минёру после прослушивания страшилок на ночь.

- Де-факто предприниматель считается априори преступником. Именно так составлены все подзаконные нормоакты и, даже, многие законы, вопреки Конституции с её декларацией о презумпции невиновности.

- Партийные и экономические интересы конкурентов разрешаются с помощью налоговой и иных госслужб, что косвенно подтверждается, в частности, известным стремлением бывшего начальника налоговой службы Украины стать во главе президентской партии. Так что, если Вы предприниматель из иной партии, Вам будет трудно с налогами, квотами, патентами, лицензиями.

- Власть разрешает, запрещая. К примеру, указом президента Украины, разрешенную законом без ограничений ускоренную амортизацию основных средств производства, с целью «ускорения внедрения новой техники» предписано разрешать, но после согласования с двумя министерствами.

- Налоги предполагается снижать, расширяя налогооблагаемую базу. Чтобы снизить налоговое давление. На кого, не афишируется. Левые социалисты и «объединенные (о)» остальные социалисты понимают под этим неодинаковые понятия. Равная для всех ставка подоходного налога - верх социальной несправедливости.

- Возможность решения экономических вопросов с предпринимателем уголовными методами или с помощью уголовного кодекса.

- Практическая невозможность вести полностью легально прибыльный бизнес в силу поборов чиновников, больших налогов и отчислений-начислений.

- Частая перерегистрация деятельности, изменение условий деятельности, часть которой незаконна, другая не вызвана госнеобходимостью.

- Неотрегулированность пенсионного обеспечения и иного соцстрахования во время и после окончания Вашей предпринимательской деятельности.

- Беспомощность и нежелание прокуратуры и иных силовых служб защитить Ваш легальный бизнес, если Вы «без крыши». У них своих забот хватает, как не сократиться после уменьшения втрое возложенных Конституцией функций.

- Разгул демократии управлений защиты прав потребителей. При отсутствии пострадавших могут назначить виновным. Национальное законодательство надежно защищает права сотрудников этих управлений.

 

ПОЧЕМУ СТОИТ СТАНОВИТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ В УКРАИНЕ

-          Можно «договориться», несмотря на звание, должность, выслугу, название службы-отрасли, относительно недорого.

-          Возможность получить любую, ограниченную лишь собственным воображением, прибыль и рентабельность, в силу сохранившейся концентрации власти, если иметь «крышу» исполнительной властной структуры.

-          Легкость размещения прибыли в любой точке мира, не обращая внимания на «фиговые» (в смысле известного листочка на интимном месте) запреты национального законодательства. Прозрачность границ для денег и товара, если – под «крышей».

-          Деятельность вне конкуренции. В связи с лёгкой расправой с любым конкурентом под прикрытием интересов государства как местными, так и республиканскими органами под прикрытием борьбы с нарушителями налоговых, монопольных, таможенных, милицейских, финансовых, санитарных и прочих законов.

-          Возможность законодательного «прикрытия крышей» как самой предпринимательской деятельности, так и депутатским мандатом самого предпринимателя. Возможность лоббирования выгодных предпринимателю законов.

-          Отсутствие реальных тормозов неограниченного обогащения вне интересов остальных сограждан, исключая избранных..

-          Возможность занятия любым, без национальных и международных ограничений, видом деятельности, заплатив или поделившись. Любая лицензия, квота, патент доступны за невеликую (относительно) мзду. Причем, важен факт самого разрешения, под которое можно «списать», вывезти из страны-региона много больше.

-          Возможность сведения счетов с конкурентом полусиловыми структурами: налоговая служба, таможенная служба, МВД и проч.

-          Не существует этических тормозов власти в своей (личной) предпринимательской деятельности.

-          Возможность получать прибыль, не платя налоги с относительно низким риском наказания.

-          Возможность использования в групповых или личных целях бюджетных или внебюджетных

государственных средств финансовых и иных материальных, в крайнем случае, – авторитета или гарантий государства.

-         Ничего иного не остается в связи с серьезной не занятостью населения в стране.

Быть или не быть предпринимателем? – Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь: миллионы, доллары, хлеб, крышу над головой, оплаченные коммунальные услуги и образование детей, свободу и здоровье (оплаченное лечение, роды, достойные похороны). Но о криминальном кодексе и международном Интерполе не забывайте.

 

Владимир Салтыков 28.10…22.02.07 Ужгород, факс +38-(03122)-29069

 

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz