Предпринимателями, говорят, не рождаются. Ими становятся. Про всех и все
страны наверняка не знаю. С чем-то автор категорически не согласен, с чем-то
согласен условно, если говорить об Украине.
Многие специалисты в мире считают
пригодными к предпринимательству, т.е. к
коммерческо-производственной деятельности с риском за свой счёт и с
целью получения прибыли, не более 5% населения Земли. В Украине занимаются
предпринимательством не только по призванию и умению, но и от безысходности - больше
половины трудоспособного населения страны, независимо от наличия свидетельства
о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Эта статья не для таких читателей, кому выбирать не приходится. Она для
тех, кому, в случае разочарований в этом виде социальной жизни общества, есть,
что терять. Им стоит примерить на себя возможности выхода из некоторых
(нижеописанных) типичных в Украине предпринимательских ситуаций. И если они их
не пугают – в путь-дорогу.
Сразу оговорюсь,
что выводы этой статьи не бесспорны, т.к. основаны на субъективных выводах
автора, анализа открытой печатной экономической, бухгалтерской, аудиторской,
юридической, арбитражной (хозяйственной) информации и личном опыте десятилетней
«предпринимательской» деятельности автора с целью жизнеобеспечения своей семьи.
Из личного опыта автора публикации первая половина его
предпринимательства» связана с получением прибыли в качестве физического лица.
Второе десятилетие связано с попыткой автора в национальных
и Европейском Суде вернуть этот доход - отсудить после того, как его отобрало
государство. Заработанные деньги были
отобраны в виде взыскания авторитетной в узких кругах госструктуры, под
предлогом налоговых финсанкций в конце 1996 года -
государственной налоговой инспекцией Ужгорода с участием ГНА Закарпатской
области по итогам одной почти годовой налоговой проверки. Процесс проверки с
последующим спором длился около 10 лет и мог бы длиться дальше, но - надоело.
И так, ниже то, что, на взгляд автора не так выглядит в жизни, как
декларируется, и не так как в законах прописано.
- Сложная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Вопреки декларациям правительства, президент, парламента и госкомитета содействия предпринимательству, регистрация не только сложна, но и накладна. Требуется всё больше залогов, справок, пошлин, разрешений.
- Налоги и санкции в стране начисляют по
понятиям и революционному правосознанию инспекторов и начальников налоговой
инспекции, зачастую даже законодателей, которые налоги назначают законами о
бюджете на год, а от Вас требуют декларативного соблюдения Законов Украины. Зачастую
наказывают не тех, и не за то, в чём полномочны налоговые служащие. Скажем,
любимый объект наказания налоговой службы – соблюдение кассовой дисциплины. Однако
наказывать финсанкциями за это имеет право только Нацбанк Украины. За отсутствие лицензий транспортных
перевозок транспорте – не КРУ и не ГНИ, а только
уполномоченное лицо - Минтранспорта.
- Суды отказываются принимать иски от
предпринимателей, а принятые иски переадресуют (не пересылая) по кругу,
мотивируя в общей юрисдикции - подведомственностью (подсудностью)
хозяйственному суду, а в хозсуде – суду общей
юрисдикции. В одних отказывают по неподсудности госоргана, в
другом - неподсудностью должностных и служебных лиц. Ныне
появилась еще одна судебная инстанция, дополняющая путаницу - административный
суд, которому подсудны иски на админорганы, к которым,
в ряде случаев, относятся и отношения хозяйствующих субъектов и налоговые
вопросы..
- Вынесенные в Вашу пользу судебные решения
исполняются с вероятностью не более ¼. При неучастии госисполнительной
службы и прокуратуры Украины, если судебные решения – в Вашу пользу. Правда,
если взыскивать будут с Вас, эти службы сработают против Вас исправно. Следует
отметить, что в случае Вашего обращения в генпрокуратуру за помощью-защитой
нарушенных прав можете получить справку (редкий случай), что претензий к Вам
держава не имеет. Что некорректно юридически – следует писать «пока», иначе –
индульгенция несовершенных грехов получается.
- Конституция Украины в стране декларативна, не
действует. В судебных решениях даже Высшие суды страны отдают предпочтения нормоактам меньшей юридической силы и политическим
симпатиям. Ещё чаще решения судей логически не мотивированы или противоречат
логике как таковой. В реальности инструкции, приказы, указы, декреты и
незаконные законы – предпочтительнее Конституции не только для людей в погонах,
но и для судей.
- Право применяется неодинаково, что не
позволяет рассчитать момент, когда у Вас отберут полученную прибыль, чтобы её
вовремя эвакуировать за границу территориальных вод Украины (Вы ж, читатель, не
идиот, чтобы, объявив своей предпринимательской целью
получение прибыли, заниматься вынужденной благотворительностью государственному
бюджету в размере всей получаемой прибыли) с риском уголовного преследования,
если отдали не сразу, или - не всё, или не тому.
- Сложна бухгалтерская и налоговая отчетность
предпринимательской деятельности.
- Частое изменение налогового законодательства,
изменчивость права, в том числе незаконными способами, большое количество
незаконных нормативных актов. Это десять лет назад любой бухгалтер мог всю
жизнь проработать, не заглядывая в бухгалтерские справочники. А сейчас без
полноценного юридического образования (пусть без диплома) бухгалтеру работать
опасно, как минёру после прослушивания страшилок на ночь.
- Де-факто предприниматель считается априори
преступником. Именно так составлены все подзаконные нормоакты
и, даже, многие законы, вопреки Конституции с её декларацией о презумпции
невиновности.
- Партийные и
экономические интересы конкурентов разрешаются с помощью налоговой и иных госслужб, что косвенно подтверждается, в частности,
известным стремлением бывшего начальника налоговой службы Украины стать во
главе президентской партии. Так что, если Вы предприниматель из иной партии,
Вам будет трудно с налогами, квотами, патентами, лицензиями.
- Власть разрешает, запрещая. К примеру, указом
президента Украины, разрешенную законом без ограничений ускоренную амортизацию
основных средств производства, с целью «ускорения внедрения новой техники» предписано
разрешать, но после согласования с двумя министерствами.
- Налоги предполагается снижать,
расширяя налогооблагаемую базу. Чтобы снизить налоговое давление. На кого, не
афишируется. Левые социалисты и «объединенные (о)» остальные социалисты понимают под этим неодинаковые
понятия. Равная для всех ставка подоходного налога - верх социальной
несправедливости.
- Возможность решения экономических вопросов с
предпринимателем уголовными методами или с помощью уголовного кодекса.
- Практическая невозможность вести полностью
легально прибыльный бизнес в силу поборов чиновников, больших налогов и
отчислений-начислений.
- Частая
перерегистрация деятельности, изменение условий деятельности, часть которой
незаконна, другая не вызвана госнеобходимостью.
- Неотрегулированность
пенсионного обеспечения и иного соцстрахования во время и после окончания Вашей
предпринимательской деятельности.
- Беспомощность и
нежелание прокуратуры и иных силовых служб защитить Ваш легальный бизнес, если
Вы «без крыши». У них своих забот хватает, как не сократиться после уменьшения
втрое возложенных Конституцией функций.
- Разгул демократии
управлений защиты прав потребителей. При отсутствии пострадавших могут
назначить виновным. Национальное законодательство надежно защищает права
сотрудников этих управлений.
-
Можно «договориться», несмотря на звание, должность, выслугу, название
службы-отрасли, относительно недорого.
-
Возможность
получить любую, ограниченную лишь собственным воображением, прибыль и
рентабельность, в силу сохранившейся концентрации власти, если иметь «крышу»
исполнительной властной структуры.
-
Легкость
размещения прибыли в любой точке мира, не обращая внимания на «фиговые» (в
смысле известного листочка на интимном месте) запреты национального
законодательства. Прозрачность границ для денег и товара, если – под «крышей».
-
Деятельность
вне конкуренции. В связи с лёгкой расправой с любым конкурентом под прикрытием
интересов государства как местными, так и республиканскими органами под
прикрытием борьбы с нарушителями налоговых, монопольных, таможенных,
милицейских, финансовых, санитарных и прочих законов.
-
Возможность
законодательного «прикрытия крышей» как самой предпринимательской деятельности,
так и депутатским мандатом самого предпринимателя. Возможность лоббирования
выгодных предпринимателю законов.
-
Отсутствие
реальных тормозов неограниченного обогащения вне интересов остальных сограждан,
исключая избранных..
-
Возможность
занятия любым, без национальных и международных ограничений, видом
деятельности, заплатив или поделившись. Любая лицензия, квота, патент доступны за невеликую (относительно) мзду. Причем, важен
факт самого разрешения, под которое можно «списать», вывезти из страны-региона
много больше.
-
Возможность
сведения счетов с конкурентом полусиловыми
структурами: налоговая служба, таможенная служба, МВД и проч.
-
Не существует
этических тормозов власти в своей (личной) предпринимательской деятельности.
-
Возможность
получать прибыль, не платя налоги с относительно низким риском наказания.
-
Возможность
использования в групповых или личных целях бюджетных или внебюджетных
государственных средств финансовых и иных материальных, в крайнем случае,
– авторитета или гарантий государства.
-
Ничего иного не остается в связи с серьезной не
занятостью населения в стране.
Быть или не быть предпринимателем? – Думайте сами,
решайте сами, иметь или не иметь: миллионы, доллары, хлеб, крышу над головой,
оплаченные коммунальные услуги и образование детей, свободу и здоровье
(оплаченное лечение, роды, достойные похороны). Но о криминальном
кодексе и международном Интерполе не забывайте.
Владимир Салтыков
28.10…22.02.07 Ужгород, факс
+38-(03122)-29069